/img/1920х100.png
/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 400,36 Brent 36,55
Тимур Кулибаев: «Совместная задача «Атамекена» и Минздрава – рост частных инвестиций в здравоохранение и высокое качество медуслуг»

Тимур Кулибаев: «Совместная задача «Атамекена» и Минздрава – рост частных инвестиций в здравоохранение и высокое качество медуслуг»

В мировой практике здравоохранение является большой индустрией, в которой множество направлений с участием как государственных, так и частных инвестиций.

18:05 15 Апрель 2019 5426

Тимур Кулибаев: «Совместная задача «Атамекена» и Минздрава – рост частных инвестиций в здравоохранение и высокое качество медуслуг»

Автор:

Фото: atameken.kz

Такое мнение высказал председатель президиума «Атамекена» Тимур Кулибаев на совещании Комитета фармацевтической, медицинской промышленности и услуг. Незадолго до этого состоялась рабочая встреча главы Нацпалаты Тимура Кулибаева с министром здравоохранения Елжаном Биртановым.

В мировой практике здравоохранение является большой индустрией, в которой множество направлений с участием как государственных, так и частных инвестиций.

Фармацевтическая отрасль, производство медицинских изделий – частные сферы, львиная доля приходится на стоматологию и пластическую хирургию. Бизнес активно участвует в проведении лабораторной диагностики и оказании консультативно-диагностических услуг.

Руководитель комитета Джамбулат Сарсенов отметил: при эффективном использовании потенциала отечественных производителей можно значительно снизить объем импорта лекарственных средств и медицинских изделий более чем на 200 млрд тенге. Это обеспечит снижение стоимости и повышение доступности препаратов. Статистические данные показывают стабильный ежегодный рост отечественного производства фармацевтической продукции (за последние пять лет рост более 50%) и постепенное снижение импорта. В 2018 году предпринимателями инвестировано в здравоохранение почти 44 млрд тенге. Общая сумма инвестиций составила 90 млрд тенге. Таким образом, частные инвестиции в сектор здравоохранения практически сравнялись с государственными. За 2018-2019 годы в два раза выросло количество частных поставщиков медицинских услуг и объем оплаты по государственному заказу.

Гарантированный государством перечень бесплатных медицинских услуг и далее сохранится. Он закреплен конституционно. Государство по-прежнему выполняет функцию регулятора системы здравоохранения и охраны здоровья, используя такие инструменты, как стандартизация, аккредитация, лицензирование, требования к санитарным нормативам, контроль качества и т. д.

С 2020 года будет внедряться система обязательного социального медицинского страхования (ОСМС) – это совершенно новая форма оплаты за медицинские услуги. Важным направлением является политика тарификации. Глава НПП одобрил проводимую совместную работу с Минздравом по гармонизации тарифов за медицинские услуги.

«В новой системе должны быть стандартизированы услуги и тарифы. Не должно быть большой разницы в доступности, качестве и стоимости медицинских услуг, оказываемых государственными и частными клиниками. Нужно совместно с министерством выработать методы покрытия расходов частных медучреждений, включая услуги по ОСМС. Это создаст благоприятные условия для расширения участия частных медучреждений. Также следует детализировать перечни услуг в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (ГОБМП) и ОСМС. Для привлекательности тарифа необходимо включить расходы на обновление основных средств и повышение заработной платы медицинского персонала. Кроме того, расширить перечень медицинских услуг в системе ОСМС путем увеличения объемов реабилитационной, паллиативной помощи, которая необходима для улучшения качества жизни граждан, особенно для людей пожилого возраста. Включить услугу check up обследования и дополнительные инновационные технологии. При внедрении ОСМС все должно быть направлено на укрепление здоровья граждан, усиление профилактического направления», – сказал Тимур Кулибаев.

По данным министра здравоохранения, в ведомстве полным ходом ведется подготовка к внедрению новой системы: стандартизации процедур, протоколов, внедрение электронного паспорта пациента для эффективной оценки работы медицинской организации.

Вводится безбумажный документооборот. Разворачивается интеграционная платформа здравоохранения, на базе которой будет сформирован электронный паспорт здоровья. Пациентам будет предоставлен доступ к информации, электронным услугам, облегчающим доступ к медицинской помощи, и возможность оценки деятельности медицинских организаций. Внедрение искусственного интеллекта позволит оказывать и проактивные услуги, то есть прогнозировать возможные патологии, генетические заболевания и вспышки заболеваемости.

Министерство будет получать необходимые данные для статистики, аналитики и управления отраслью. Планирование объемов и расходов лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники, включая маркировку и отслеживание их движений.

Сегодня Фонд социального медицинского страхования (ФОМС) при проведении экспертизы ориентируется на объем проводимого лечения, но не на результат. Отсутствуют четкие индикаторы качества услуг и помощи. И здесь очень важно создать современную независимую экспертизу качества помощи и услуг. Ее проведением должны заниматься независимые эксперты, которые будут следить за назначением, ходом лечения и результатом. Целью должно стать или полное выздоровление гражданина, или длительная ремиссия для хронических больных без повторных аналогичных обращений.

Вышеуказанные меры дадут возможность медицинским организациям повысить качество оказываемых услуг, оптимизировать государственные затраты на оказание медицинской помощи. Успешный пример: постановка на учет в информационной системе бесплатных лекарственных средств позволила министерству сэкономить 14,5 млрд тенге, которые перераспределены на финансирование первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) и скорую помощь.

Чтобы сохранить и преумножить тренд частных инвестиций в здравоохранение, Минздрав совместно с Палатой предпринимателей разработал дорожную карту, включая единый перспективный план развития системы здравоохранения в разрезе каждого из 17 регионов до 2025 года. С учетом статданных, прогноза демографического прироста и увеличения продолжительности жизни рассчитано количество новых больниц, необходимость реконструкции и модернизация имеющихся, передача в доверительное управление, проекты государственно-частного партнерства (ГЧП). В результате для улучшения доступности медицинской помощи будет увеличено количество поликлиник и сокращена невостребованная коечная мощность.

Единый перспективный план развития системы здравоохранения

Количество действующих и планируемых к 2025 г. организаций:

Общая потребность в инвестициях до 2025 года – 1 трлн тенге

Кроме того, оптимизированы 23 санитарных правила санитарно-эпидемиологических требований и исключены 12 контрольно-надзорных функций Министерства здравоохранения, внедрены электронные формы «Единая система проверок» во всех регионах.

По словам Елжана Биртанова, для улучшения качества медицинского образования в каждом государственном вузе первые проректоры – представители ведущих медицинских школ из США, Швеции, Италии, Турции, Литвы и Польши. Их задача – поменять программы обучения, управления в вузах, привлечь иностранных преподавателей, усилить научную образовательную деятельность, студенческий обмен. Создаются университетские клиники, семь НИИ и НЦ интегрированы с вузами, расширена академическая и управленческая самостоятельность вузов.

На встрече отметили важность повышения цифровой грамотности всех медицинских работников, начиная со студенческой скамьи. Действующие образовательные программы и квалификационные требования должны соответствовать прогрессу в современной медицине. Навыками цифровой медицины должны владеть и практикующие врачи. Здесь есть существенный потенциал для частного бизнеса – создавать центры подготовки и переподготовки на базе вузов и колледжей.

В завершение Тимур Кулибаев поручил комитету усилить работу в регионах, объединить и усилить потенциал региональных бизнес-ассоциаций, которые хорошо понимают свои возможности, особенности и потребности местного рынка. Он добавил, что с учетом преобразований и реформы здравоохранения необходимо проанализировать инфраструктуру и специализацию регионов по отдельным видам медицинских услуг и по результатам предложить бизнесу занять имеющиеся конкурентные ниши.

Национальный план по защите жизни и здоровья казахстанцев в условиях пандемии утвержден в РК

Правительство подписало постановление.

13 Июль 2020 11:41 4607

Национальный план по защите жизни и здоровья казахстанцев в условиях пандемии утвержден в РК

Правительство РК утвердило Национальный план по защите жизни и здоровья казахстанцев в условиях пандемии. Постановление опубликовано на площадке НПА.

Национальный план утвержден в целях недопущения распространения коронавирусной инфекции и защиты жизни, здоровья населения. Контроль за исполнением возложен на министерство здравоохранения. План имеет десять основных разделов, первый из которых посвящен организации медицинской помощи, в том числе лицам из групп риска (пожилые люди и лица, имеющие хронические заболевания). В числе поставленных задач – организация мобильных универсальных бригад при организациях ПМСП для оказания комплекса медицинских услуг населению на дому, в медико-социальных учреждениях (МСУ), в том числе доставка лекарственных средств; организация CORONA-TAXI для обеспечения мобильных бригад по забору биоматериала, доставке лекарственных средств и лечению пациентов с COVID-19 и пневмонией с привлечением автопарка МИО; расширение перечня медицинских организаций для проведения амбулаторной компьютерной томографии, с привлечением имеющихся ресурсов в регионе независимо от форм собственности с режимом работы 24/7 и обеспечением полного охвата нуждающихся в исследовании, только по направлениям ПМСП и стационаров, в рамках ГОБМП и ОСМС.

Второе направление национального плана ставит целью укрепление инфраструктуры и материально-технического оснащения медицинских организаций. В числе задач продление действия специального порядка проведения государственных закупок способом из одного источника для первоочередных нужд по COVID-19 до конца текущего года; организация производства отечественных аппаратов ИВЛ; дооснащение санитарным автотранспортом отечественного производства службы скорой медицинской помощи, в том числе с использованием механизма финансового лизинга; разрешение ввоза рентгеновских компьютерных томографов без наличия соответствующих лицензий (разрешений), по спискам министерства здравоохранения. В последующем данные компании должны получить необходимые лицензии (разрешения) в государственных органах.

Обеспечение лекарственными средствами и средствами индивидуальной защиты. Увеличение объемов отечественного производства лекарственных средств и медицинских изделий для больных COVID-19; принятие мер по локализации специфического противовирусного препарата Фавипиравир отечественным производителем; пересмотр и упрощение действующих процедур по государственной регистрации, выдаче сертификатов соответствия, ценообразования, а также пересмотр предельных цен для улучшения доступа лекарственных средств и медицинских изделий на рынок РК; внесение поправок в правила ввоза/вывоза на/с территории РК лекарственных средств и медицинских изделий в части согласовании ввоза незарегистрированных лекарственных средств, для предотвращения и/или устранения последствий чрезвычайных ситуаций (лекарственных средств, входящих в протокол лечения COVID-19).

Обеспечение и подготовка кадров. Формирование кадрового резерва медицинских работников для работы в карантинных стационарах; проведение обучения не менее 5000 медицинских специалистов; принятие комплекса мер оказания поддержки медицинским работникам, задействованным в борьбе с КВИ, и их семьям (мер социальной поддержки, дополнительные льготы, стимулирующие выплаты, предоставление жилища, в том числе служебного, и другие материальные и нематериальные стимулирующие меры) по решению местных исполнительных органов; обеспечение выплаты единовременного пособия в размере 2 млн тенге заразившимся медицинским работникам.

Цифровизация. Определение ответственных лиц за обеспечение своевременного, достоверного учета и мониторинга больных COVID-19, контактных путем доработки веб-приложения «Центр контроля COVID-19»; обеспечение разработки сервиса интеграции в веб-приложении «Центр контроля COVID-19» в части передачи сведений о выявленных пациентах, пациентах, находящихся на домашнем карантине, в информационные системы МИО и ГО с целью недопущения свободного передвижения лиц, несущих потенциальную угрозу для инфицирования окружающих; обеспечение медицинских работников планшетами (с учетом обеспечения 3G/4G Интернетом) для работы в медицинских информационных системах.

Информационно-разъяснительная работа. Сформировать пул спикеров МЗ для участия в брифингах и передачах ТВ о COVID-19; разработка в новом формате постеров, инфографик, памяток по пошаговому механизму получения медицинских услуг пациентам с COVID-19 и распространение их в популярных социальных сетях; интервью с экспертами медицинского сообщества на популярных площадках; разработка материалов (инфографика) по соблюдению санитарных мер в местах коллективного проживания (студенческие общежития, медико-социальные учреждения, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, казармы военно-силовых структур); запуск в социальных сетях видео рейдов по соблюдению мер профилактики распространения COVID-19 и выявлению лиц, которые игнорируют требования санитарных врачей, а также демонстрация их административного наказания; трансляция позитивного опыта; проведение на улицах населенных пунктов социальных экспериментов «Веришь ли, что коронавируса нет?» с максимальным тиражированием в социальных сетях.

Противоэпидемические мероприятия. Обеспечить усиление службы госпитальных эпидемиологов по вопросам охраны труда медицинских работников, в том числе правильного использования медработниками СИЗ, минимизации передвижения персонала внутри организации; обеспечить тепловизорами места массового посещения населения (организации образования, здравоохранения, здравоохранения, социальной защиты населения, авто- и железнодорожные вокзалы, аэропорты и др.); рассмотреть вопрос целесообразности внедрения вакцинации против пневмококковой вакцины; рассмотреть вопрос увеличения суммы штрафов на физических и юридических лиц за несоблюдение режима карантина, расширения полномочий правоохранительных органов и департамента по контролю качества и безопасности услуг.

Обеспечение эффективной работы лабораторий по тестированию на COVID-19. Пересмотр требований к категориям граждан для прохождения тестирования (уменьшение количества ПЦР-тестов, проводимых с профилактической целью и в рамках эпиднадзора); запуск дополнительных мощностей лабораторий МЗ путем дооснащения 40 единиц лабораторным оборудованием и восьми мобильных лабораторных комплексов, в том числе в сельской местности; запуск 16 мобильных лабораторных комплексов в сельской местности; запуск модульных лабораторий (тестирование на колесах) во всех областных центрах, городах Нур-Султане, Алматы и Шымкенте.

Финансирование и тарифная политика. Разработка новых тарифов на оплату пролеченного случая по клинико-затратным группам при лечении больных COVID-19; разработка тарифов на дистанционные медицинские услуги для амбулаторного ведения больных COVID-19; выделить дополнительные средства для выплаты до конца 2020 года надбавок медицинским работникам, задействованным в мероприятиях по предотвращению распространения COVID-19, и др.

Меры по стабилизации общественного правопорядка в период введения карантинных ограничительных мер. Обеспечить прием заявлений на государственные услуги социально-трудовой сферы через сервис «электронные обращения» портала электронного правительства; продлить назначение государственной адресной социальной помощи получателям АСП на III квартал т.г. автоматически, без заявления; перевести работу центров занятости населения в онлайн-режим с предоставлением возможности получения услуг через веб-портал www.egov.kz и/или enbek.kz, с размещением сотовых телефонов и электронных адресов ответственных сотрудников центров занятости населения: по вопросам занятости для граждан и работодателей; назначения адресной социальной помощи.

Майра Медеубаева


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Как организуют медпомощь населению при COVID-19

Трансляция брифинга на ATAMEKEN BUSINESS.

03 Июль 2020 08:00 1525

Как организуют медпомощь населению при COVID-19

Фото: Максим Морозов

Об организации медицинской помощи населению в Казахстане при COVID-19 рассказали вице-министр здравоохранения РК Ажар Гиният и главный государственный санитарный врач РК Айжан Есмагамбетова.

Заболеваемость пневмонией подскочила в четыре раза

Главный государственный санитарный врач Казахстана Айжан Есмагамбетова подтвердила, что заболеваемость пневмонией в стране в июне подскочила в четыре раза. По ее словам, причина вспышки изучается.

«Если оценивать смертность от пневмонии по итогам первого полугодия 2019 года и первого полугодия 2020 года, то в целом смертность от пневмонии по итогам шести месяцев 2019 и 2020 годов сильно не изменилась. Если за шесть месяцев 2019 года это было 1780 случаев, то 2020 года – 1772.

В июне текущего года рост смертности от пневмонии вырос и составил сегодня 628. Заболеваемость от пневмоний за полгода этого года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года выросла на 55%. Действительно, в июне отмечается рост в четыре раза», – сказала главный санитарный врач Казахстана.

Она также пояснила, по какой причине ПЦР-диагностика оказывается ложно-отрицательной.

«В последнее время мы отмечаем, что результат ПЦР бывает отрицательным. Это допустимо, потому что КВИ с верхних дыхательных путей спускается в нижние дыхательные пути, тогда ПЦР-тест не всегда показывает результат», – сказала Айжан Есмагамбетова.

Комментируя вопрос о качестве ПЦР-тестирования на ковид, главный санврач страны отметила, что все лаборатории, которые проводят исследования на КВИ, независимо от форм собственности в обязательном порядке направляют часть своих проб в референс-лаборатории.

«Это внешняя оценка качества лабораторных исследований. На сегодня у нас нет данных, которые бы подтверждали то, что наши тесты невалидные, исследования проводятся с ошибками», – заявила Айжан Есмагамбетова.

От пневмонии лечат по протоколу КВИ

В клинический протокол в Казахстане введено понятие «вероятный случай коронавирусной инфекции». Больные пневмонией получают лечение, которое проводится при коронавирусной инфекции.

«Чтобы больные получали своевременно лечение с учетом такой статистики, внесены изменения в клинический протокол, в который введено понятие «вероятный случай коронавирусной инфекции». Независимо от положительного или отрицательного теста ПЦР больные получают лечение противовирусное, как при КВИ, в соответствии с клиническим протоколом», – сообщила Айжан Есмагамбетова.

Цены на лекарства завышают необоснованно

Предельные цены на медицинские препараты министерство здравоохранения не повышало. За спекуляцию со стоимостью лекарств на прилавках в Казахстане участникам фармрынка грозит административное наказание. Об этом заявила вице-министр здравоохранения РК Ажар Гиният.

По ее данным, сегодня на рынок поступило 800 тысяч упаковок парацетамола, 70 тысяч упаковок ингавирина. В ближайшие недели будет еще поставка парацетамола – 900 тысяч упаковок.

Отечественные производители также начали отгрузку более 150 тысяч упаковок азитромицина.

«Лекарства сегодня в эти сети доставляются. По поводу цены ингавирина. По предельным ценам, например, ингавирин 60 мг стоит 3000 тенге, а ингавирин 90 мг стоит 5600 тенге. Те, кто превышают и занимаются спекуляцией лекарств, будут нести административную ответственность в рамках КоАП РК. Предельные цены на лекарства министерством здравоохранения не повышались», – сообщила вице-министр.

Она добавила, что по закону цены МЗ РК имеет право пересматривать только два раза в год.

Из-за КВИ погибли 18 медиков

18 летальных случаев медицинских работников произошли из-за заражения коронавирусом или оказания помощи больным КВИ, сообщила Айжан Есмагамбетова.

«На сегодняшний день 11,5% заболевших КВИ от общего количества составляют медработники. У 492 из них наблюдается пневмония. Лечение продолжают получать 511 медработников, зарегистрировано 18 летальных случаев», – озвучила данные главный санврач.

Она уточнила, что не все смерти медиков связанны именно с заражением КВИ. В озвученную цифру вошли случаи, связанные с непосредственным оказанием помощи больным с ковид.

Где от КВИ лечатся чиновники

Все государственные служащие в стране лечатся на общих основаниях в стационарах, заверила главный государственный санитарный врач Казахстана.

«Особого порядка по госпитализации чиновников нет, все государственные служащие – политические, административные – все получают лечение в инфекционных стационарах по тяжести состояния», – сказала Айжан Есмагамбетова.

Она добавила, что в ведомственных больницах не предусмотрено лечение инфекционных больных, так как эти организации не имеют лицензии на такую деятельность.

Карина Алимова


Подпишитесь на наш канал Telegram!