DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 325,75 Brent 36,55
То в жар, то в дрожь

То в жар, то в дрожь

2016 – год потрясений, разочарований и открытий в сфере туризма.

31 Декабрь 2016 10:43 5121

То в жар, то в дрожь

Автор:

Алина Альбекова

Несмотря на то, что казахстанский туррынок штормило весь год – многочисленные теракты в мире пошатнули «выездной» туризм, прошлогодние девальвации негативно сказались на продажах туров, а обновленное законодательство вместо защиты только добавило головной боли туроператорам, бизнесу все же удалось удержаться на ногах, и даже найти новые доходные ниши.

Многие турфирмы, отправляющие казахстанских туристов за рубеж, переориентировались на внутренний и въездной туризм и вместо зарубежного отдыха стали предлагать казахстанцам посмотреть красоты родного края, а также активно завлекать в страну иностранных любителей путешествий. Согласно статистике, за I полугодие 2016 из Казахстана за рубеж выехало всего 4,5 млн туристов, тогда как в I полугодии 2015 это было 5,5 млн туристов – резкое снижение год-к-году составило 18%, причем преимущественно по причинам курсовой переоценки и падения реальных доходов резидентов РК. По внутреннему туризму наблюдалась противоположная тенденция, количество обслуженных туристов в первом полугодии 2016 года составило 2,1 миллиона человек, что на 5,8 процентов больше чем в аналогичный период 2015 года. А въездной туризм увеличился на 4 процента и составил 323 тысячи человек.

В то время, как зарубежный отдых для казахстанцев стал обходиться дороже, для иностранных туристов Казахстан стал самым экономически привлекательным туристическим направлением. В июне этого года независимый портал Numbeo опубликовал рейтинг самых дешевых и самых дорогих для жизни и путешествий стран мира, в который вошли 122 государства - Казахстан занял место в первой пятерке самых дешевых стран.

Причем большей популярностью казахстанское направление пользовалось у россиян. Среди множества турнаправлений по СНГ в этом году они выбирали Астану и Алматы. Согласно рейтингу сервиса поиска отелей RoomGuru.ru, составленному по данным броней отелей для проживания с 1 января по 31 декабря 2016 года самостоятельно путешествующими российскими туристами, эти города наравне с Минском, Тбилиси, Батуми, Баку, Ереваном, Ташкентом, Бишкеком и Кишиневом вошли в первую "десятку".  По данным этого же сервиса, в 2016 году один российский турист потратил в среднем 215 долларов на проживание в отеле в Астане, где останавливался в среднем на две ночи, и 173 доллара - на проживание в отеле в Алматы на три ночи.

О развитии тесного сотрудничества в сфере туризма с Россией говорят многочисленные встречи, подписанные меморандумы и форумы. К примеру, на прошедшем в октябре в Астане Казахстанско-Российском бизнес-форуме было предложено связать Астану авиарейсами с крупными российскими городами и начать развивать совместный, так называемый, «красный» туризм, когда туристы посещают памятные места, связанные с жизнью коммунистических лидеров и революционным прошлым. Этот вид маршрута давно излюблен китайскими туристами, на которых сейчас Казахстан делает огромную ставку.

Благодаря подписанному в октябре 2015 года ADS –соглашению, когда по одной визе в страну может приехать группа китайских туристов, в этом году Казахстан уже посетило более 300 человек из Поднебесной с целью посмотреть казахстанские красоты, пошопиться и поиграть в казино. Первые группы туристов уже посетили Астану, Алматы и Усть-Каменогорск. Только в Восточно-Казахстанской области просто на покупку сувениров и продуктов группой из 100 человек было потрачено 2,5 млн тенге. По мнению экспертов туррынка, китайские туристы способны вывести казахстанскую экономику на совершенно новый уровень. В Россию, к примеру, ежегодно приезжает около миллиона китайских туристов, они оставляют в стране более 2 миллиардов долларов.

Еще в этом году у казахстанского туррынка впервые появилась возможность узнать больше о предпочтениях китайцев и наладить профессиональные связи - в сентябре в Астане прошел первый Казахстанско-Китайский форум, который посетили более 200 представителей казахстанской и китайской туриндустрии. А более 1000 человек следили за прямой трансляцией в онлайн режиме на сайте первого бизнес-канала Atameken Business. Организаторы форума в лице Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» и Столичной Туристской Ассоциации пообещали сделать событие ежегодным. Правда, если в этом году посетить мероприятие можно было бесплатно, в следующем году будет предусмотрена оплата.

Этот год также был интересен на обещания и предложения. К примеру, на прошедшем в октябре международном туристическом форуме «Ontustik tourism–2016» власти Южного Казахстана пообещали превратить курорт «Сарыагаш» в Карловы Вары, а учебную шахту в Караганде в преддверии ЭКСПО-2017 в подземный музей, где посетителям будут выдавать на память «тормозки» и кусочки угля.

Но, пожалуй, самым эпохальным событием уходящего года для игроков отечественной туриндустрии стало внедрение системы и создание фонда гарантирования прав граждан в сфере выездного туризма «Камкор-Туристик», который был создан на основании дополнительной главы 4-1 в Законе «О туристской деятельности», вступившей в силу с 1 января 2016 года. Фонд предполагает защиту туристов, вывоз их из-за рубежа в случае банкротства туркомпании или других форс-мажорных ситуаций. В качестве гарантии туристам, бронирующим тур через туроператора - участника системы, выдается туркод, в случае же самостоятельной брони туркод не обязателен. Чтобы стать участником системы туроператорам, работающим на выезд, придется предоставить в фонд банковскую гарантию в 10 миллионов тенге и отчислять в фонд по 0,5 МРП, то есть по 1061 тенге с каждого туриста. Для многих туроператоров, продающих туры за рубеж, такое нововведение означает: в 2017 году свернуть свою деятельность – уж больно высоки требования новых правил игры.

Завершился год очередным туристическим происшествием - казахстанские туристы застряли в аэропорту города Шарджи (ОАЭ). Министр инвестиций и развития Женис Касымбек моментально отреагировал на ситуацию, написав на своей странице в Facebook: «В связи с погодными условиями - сильным туманом – были отменены все вылеты и прилеты авиарейсов, что вызвало цепную реакцию. Сейчас у авиакомпании "Эйр Арабия", которым должны были прилететь 180 казахстанцев в Алматы, физически не хватает бортов. Поскольку рейс в Шардже был отменен, казахстанских пассажиров накормили и разместили по отелям. Наряду с этим компания "Эйр Арабия" отменила два рейса из Астаны и Алматы в Шарджу. В Эмираты должны были вылететь 300 пассажиров, в том числе около 50 транзитных пассажиров через Шарджу на Коломбо (Шри Ланка)».

Чуть позже директор департамента индустрии туризма МИР РК Марат Игалиев уточнил, что в аэропорту Астаны и Алматы находилось 215 пассажиров, которые должны были вылететь 29 декабря рейсами "Air Arabia" в Шарджу. Оперативный штаб Министерства по инвестициям и развитию РК совместно с туроператорами и авиакомпаниями во второй половине 30 декабря начал рассадку пассажиров на все свободные места по направлению в ОАЭ, а также из аэропорта Шарджа в Казахстан. Национальный авиаперевозчик "Air Astana" в связи с этим даже поменял воздушное судно, которое должно было лететь в ОАЭ, на более вместительное для вывоза казахстанских туристов на отдых.

Алина Альбекова 

Теги:

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Работа над ошибками

Стабильность финансовой системы была главным приоритетом Нацбанка в уходящем году.

31 Декабрь 2016 11:45 3812

Работа над ошибками

Фото: tengrinews.kz

Минувший год стал для Национального банка испытанием по укрощению инфляции и стабилизации ситуации на денежном рынке. Регулятор старался быть прозрачным и понятным в своих действиях. Долларизация вкладов, как один из индикаторов доверия нацвалюте, снизилась. Однако побочным эффектом принятых мер стала практически полная остановка кредитования экономики. Кроме того, уходящий год обнажил слабость платежного баланса, что делает курсовую и денежную политику уязвимой к волатильности на сырьевых рынках.

Стерилизация ликвидности
В начале 2016 года финансовая система столкнулось с пикирующей ценой на нефть, что вызвало конвертацию вкладов клиентов, рост долларизации и дефицит тенговой ликвидности. В этой ситуации Нацбанк с февраля возобновил операции постоянного доступа. При этом установленная базовая ставка составила 17% с коридором +/-2%. Регулятор аргументировал, что более высокий размер ставки может создать угрозу стабильности финансовой системы, а низкий – к росту девальвационных ожиданий.

Степень долларизации депозитов на момент ее установления составляла почти 70%. Соответственно по мере улучшения ситуации на финансовом рынке, начался обратный процесс дедолларизации, что в корне поменяло ситуацию на денежном рынке.

В результате вместо дефицита ликвидности, регулятор столкнулся со структурным профицитом тенге в банках. Долларизация вкладов к началу декабря снизилась на 14 п.п., до 56%. В целях недопущения просачивания излишней ликвидности на рынок и роста инфляции, Нацбанк перешел к активной стерилизации тенге.

С середины марта объем выпущенных краткосрочных нот Нацбанка вырос с 400 млрд тенге до 2,5 трлн тенге.  По состоянию на 29 декабря, сальдо операций регулятора на открытом рынке составляло 2 трлн тенге. Количество денег в обращении по итогам 11 месяцев года выросло на 26,7%, до 1,56 трлн тенге. Денежный агрегат М1 (деньги в обращении плюс остатки на текущих счетах) на начало декабря вырос на 43,6%, до 4,35 трлн тенге.

Согласно выкладкам Комитета по статистике Министерства национальной экономики, по итогам 11 месяцев годовая инфляция впервые в этом году перешла от двух к однозначным значениям – 7,5%. К слову, цель регулятора на текущий год – коридор по инфляции 6-8%. В структуре инфляции наибольшему удорожанию подверглись непродовольственные товары – 8,6%. Продовольствие и услуги выросли в цене несколько скромнее – 7,8% и 6% соответственно.

В 2016 году в результате предпринятых мер и улучшения внешней конъюнктуры, Нацбанк поэтапно снизил базовую ставку с 17% до 12%, сузив при этом коридор предоставления и изъятия ликвидности. Однако сохраняющийся профицит тенговой ликвидности усложняет борьбу с инфляцией, что ограничивает потенциал дальнейшего смягчения условий на денежном рынке.

Кредитование остановилось
Обратной стороной ужесточения условий на денежном рынке явился подавленный спрос на кредиты. За 10 месяцев 2016 года активы банковского сектора сократились на 0,2% до 25,4 трлн тенге. Преимущественный вклад внесло снижение ссудного портфеля, а именно падения займов корпоративному сектору на 7,7% (около 550 млрд тенге), до 6,75 трлн тенге. Параллельно падала доля розничных займов – на 2,4%, до 3,78 трлн тенге

Обязательства при этом выросли на 6,2% до 22,6 трлн тенге. Основная доля обязательств представлена депозитами – 76,5%. С начала года вклады в банках второго уровня выросли на 10,8% до 17,29 трлн тенге. При этом по структуре владения, основная доля приходилась на корпоративные депозиты – 9,89 трлн тенге (рост с начала года на 13,5%).

Сохраняется риск роста просрочек по валютным займам. Волатильность изменения просрочек, судя по балансовым показателям БВУ, свидетельствует о неустойчивом положении заемщиков. В ТОП-10 банков страны три игрока имеют достаточно высокий уровень валютных кредитов, что в условиях неопределенности относительно ситуации в экономики будет ключевым фактором в развитии сектора и стабильности системы.

В основных направлениях денежно-кредитной политики на 2017 года Нацбанк анонсировал старт снижений эффективных ставок по вкладам со следующего года. Как будет выстраиваться этот процесс пока сказать сложно. Однако то, что это подтолкнет к снижению стоимости заимствования является первым шагом в сторону восстановления кредитования экономики.

Слабость текущего счета
Низкие цены на основные экспортные товары, и в большей степени цен на «черное золото», на треть урезало профицит торгового баланса – до 7 млрд долларов по итогам 9-ти месяцев 2016 года. Экспорт уменьшился на 26% к показателю годичной давности, до 26,8 млрд долларов. Импорт – до 19,8 млрд долларов, что на четверть меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

Дефицит баланса услуг улучшился на 7% до 3,4 млрд долларов. Баланс первичных и вторичных доходов составил 8,4 млрд долларов и 350 млн долларов соответственно. В результате счет текущих операций по итогам 9-ти месяцев составил 5,2 млрд долларов, что на 22% хуже, чем в аналогичном периоде 2015 года.

По оценкам Halyk Finance, по итогам текущего года дефицит текущего счета составит на уровне -4,1% от ВВП. По оценкам аналитиков инвестбанка, улучшение баланса будет идти медленно, и в первую очередь за счет слабого восстановления цен на нефть. За 10 месяцев текущего года доля сырой нефти в экспортных доходах составляла 53%.

«Потенциал сокращения импорта выглядит ограниченным в связи с необходимостью использования импортных инвестиционных товаров. [При этом] в потребительской сфере сокращение еще будет продолжаться в связи с падением реальных доходов», - резюмируют аналитики компании.

Арман Джакуб

От производства до утилизации

Льготы, дно, электромобили и утилизация – чем запомнился 2016 год для автолюбителей в автодилеров в Казахстане.

31 Декабрь 2016 09:02 6018

От производства до утилизации

Уходящий 2016 год для казахстанских автолюбителей начался с новостей о введении утилизационного сбора – правительство одобрило соответствующие правила расширенных обязательств производителей (РОП). Согласно правилам импортеры транспортных средств, производители автомобилей в Казахстане и те, кто решил пригнать авто из-за границы, должны оплатить утилизационный сбор, базовая ставка которого составляет 50 МРП. Ставка меняется в зависимости от коэффициента, который зависит от категории автомобиля. Введение утилизационного сбора в правительстве объясняли износом автопарка в стране и необходимостью без ущерба для экологии утилизировать миллионы старых автомобилей, которые доезжают последние километры по дорогам страны.

Кроме того, с 1 января 2016 года в Казахстане подорожала первичная регистрация автомобилей. Например, стоимость регистрации легкового автомобиля, возрастом до одного года составила 0,25 МРП, регистрация трехлетнего авто – 50 МРП, а автомобиля старше 3 лет – 500 МРП. Ставка при этом не зависит от вида топлива или тяги автомобиля – электромобиль, автомобиль с гибридной силовой установкой или с традиционным двигателем внутреннего сгорания – послаблений в законе не предусмотрено.

В феврале о проблемах говорили автодилеры – тогда авторынок достиг минимума за последние 4,5 года. Автодилеры и отраслевые ассоциации зафиксировали падение январских продаж (всего было продано 3492 новых автомобиля) на 45,68% по сравнению с декабрем прошлого, 2015 года, а в сравнении с январем 2015 продажи упали на 55,25%.

После этого АвтоВАЗ, Ford Sollers и Камаз приостановили поставки автомобилей в Казахстан, ссылаясь, правда, не на падение продаж, а на высокие госпошлины при ввозе автомобилей. АвтоВАЗ тогда заявил о намерениях заместить импорт автомобилей в Казахстан собственным производством на заводе Азия Авто в Усть-Каменогорске.

На этом фоне президент Ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ) Андрей Лаврентьев говорил о том, что сложившаяся ситуация создает условия для развития производства автомобилей в Казахстане, увеличения производственных мощностей и создания новых рабочих мест. «Порядка 5,5 тысяч людей может быть задействовано напрямую на заводах», — говорил Лаврентьев.

По сравнению с февралем, мартовские продажи автодилеров выросли на 2,4%. В АКАБ и КазАвтоПром тогда говорили, что рост достигнут благодаря действию программы льготного кредитования. На то время банками второго уровня было выдано 5359 кредитов на сумму 17 млрд 723,9 млн тенге.

Ставший в марте президентом АвтоВАЗ-а Николя Мор, ранее возглавлявший Dacia и Renault в Румынии, в мае встретился с премьером Масимовым, посетившим строящийся в Усть-Каменогорске завод. Глава российского автопроизводителя заявил тогда, что мощность строящегося завода полного цикла позволит экспортировать произведенные в Казахстане автомобили по всему СНГ. Предполагается, что на заводе, который начнет работать в 3-м квартале 2018 года, будет создано 4 тысячи рабочих мест. «Завод будет введен в два этапа. На первом предполагается запуск производственных мощностей в 60 тыс. автомобилей в год - в две смены. На втором этапе мощность предприятия увеличится до 120 тыс. единиц в год. Согласно нашим текущим оценкам, сегодня, на низком рынке, спрос как раз составляет от 60 до 120 тыс. автомобилей в год» - говорил Николя Мор.

На заводе Азия Авто, где осуществляется также сборка автомобилей KIA, заявили о том, что готовы производить электромобили. Построенные на базе KIA Soul, электромобили из первой партии прошли зимние испытания, могут развивать скорость 145 км/ч и на одном заряде преодолевают 200 километров – говорили тогда на заводе. Цену электромобилей KIA и дату начала серийного производства на заводе так и не объявили.

«Выпуск пилотной партии KIA Soul EV не предполагал немедленного перехода к серийному производству и коммерческой продаже. Мы исследовали возможность сборки и эксплуатации этого автомобиля в казахстанских условиях с инженерной точки зрения. Эта задача успешно выполнена», - сказал президент АО «Азия Авто» Ерик Сагымбаев.

Июль запомнился казахстанским поклонникам автоспорта – по маршруту Костанай-Астана-Балхаш-Алматы из России в Китай прошел этап международного ралли «Шелковый путь». По территории Казахстана тогда проследовали чемпионы мира по ралли Себастьян Лёб, Стефан Петрансель и Сириль Депре.

В октябре пилотную партию электромобилей выпустили на заводе СарыаркаАвтоПром в Костанае. Было выпущено 12 автомобилей разных модификаций: легкий грузовик, седан и кроссовер. Электромобиль в кузове седан был на тест-драйве Atameken Business. На заводе тогда заявили, что стоимость электрокара отечественной сборки составил 6,1-6,8 миллионов тенге. Председатель совета директоров AllurGroup Андрей Лаврентьев на презентации электрокаров в Алматы заявил abctv.kz, что массовое производство электромобилей может быть начато через 1,5-2 года.

Казахстанские автодилеры в ноябре, подводя итоги работы за 10 месяцев, зафиксировали рост продаж по сравнению с прошлым годом на 15,4%. Тогда же автодилеры стали активно работать по схеме трейд-ин. В большинстве казахстанских автосалонов появилась возможность с доплатой поменять старый автомобиль любой марки на новый. Президент АКАБ Андрей Лаврентьев, комментируя ситуацию на авторынке, заявил о стабилизации рынка.

«Общий рынок стабилизировался, падения с середины года мы не наблюдаем. Дно рынка, мы считаем, пройдено. Объем казахстанского производства в структуре рынка вырос практически в два раза. Наш прогноз продаж в следующем году – 55 тыс. автомобилей», - сказал Лаврентьев.

То, что автодилеры в Казахстане активизировались в оказании услуги трейд-ин, Лаврентьев комментировал так, что те озаботились инвестированием в будущее.

«Они хотят сохранить свою рыночную долю, понимая - какую долю рынка они себе сейчас, на падающем рынке очертят, та у них и останется. Они, таким образом, работают не на маржу, а инвестируют будущее», - говорил Лаврентьев в интервью abctv.kz

В течение года БРК повышал лимит стоимости автомобилей отечественной сборки, которые можно было приобрести по программе льготного кредитования. На рынке сложилась ситуация, когда среднеразмерный кроссовер KIA или бизнес седан Skoda, казахстанской сборки, можно приобрести в кредит под 4%. Это, конечно, стало препятствием для продаж импортных автомобилей сопоставимых по стоимости. В этой связи дилеры Toyota и Hyundai в партнерстве с Евразийским банком запустили собственный механизм кредитования, в результате импортные автомобили этих марок клиентам стали предлагать в кредит под все те же 4%.

В ноябре также стартовала пилотная программа утилизации авто. На 27 декабря, по опубликованным данным, в пункты сбора было принято 4774 автомобиля. Наибольшее число автомобилей было сдано в Шымкенте (661), в Костанае (627) и в Актобе (412).

В конце 2016 года главной новостью стало расширение производства АвтоВАЗа на заводе Азия Авто в Усть-Каменогорске. 9 декабря там стали производить Лада Веста, Ларгус, лифтбек Гранта и компактный кроссовер XRay. Правда, позже стало известно, что несколько моделей на Азия Авто будут сняты с производства. Ими станут KIA Cee’d, Carens и Picanto, а также Chevrolet Orlando и Malibu. Вероятно, уйдет с конвейера и Skoda Fabia.

В декабре в СМИ стали публиковаться материалы с заголовками, смысл которых сводится к тому, что в 2017 на территорию ЕАЭС станет невозможно пригнать автомобиль из-за вступающих в силу требований об обязательном оснащении автомобилей модулем Глонасс с кнопкой SOS. Согласно норме технического регламента, чтобы пригнать автомобиль из-за рубежа, его надо оснастить соответствующим оборудованием Глонасс, а для получения документов, разрешающих ввоз провести краш-тест двух автомобилей. Как норма будет работать на практике, еще предстоит выяснить.

А еще, за три дня до конца года стало известно, что останавливать казахстанских автолюбителей на дорогах в следующем году будут полицейские без жезлов.

Артур Мискарян

Теги:

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: