/img/1920х100.png
/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 400,36 Brent 36,55
Туризм с характером

Туризм с характером

Договоренности туроператоров с районными властями об открытии туристических маршрутов нередко остаются на бумаге: акиматы не воспринимают эту отрасль всерьез.

08:39 23 Июнь 2020 3620

Туризм с характером

Автор:

Татьяна Шестакова

Фото: Татьяна Шестакова

За последние 10-15 лет в Костанайской области было разработано несколько концепций по развитию туристической отрасли, а в конце 2017-го презентован соответствующий мастер-план. Документ оговорил направления работы и возможные затраты на развитие отрасли. Деньги предусматривали исключительно на проведение инфотуров и популяризацию внутреннего туризма. Тогда же власти на уровне области подчеркнули, что вкладывать в этот сектор экономики бюджетные средства никто не будет. В частности, речь шла о развитии инфраструктуры: гостиницы, дороги, места отдыха и т. д. Вот только практика показала, что в некоторых случаях были сделаны исключения. Правда, общая тенденция показывает, что на местах туризм, как источник дохода для предпринимателя и налоговых поступлений в бюджет, никто не рассматривает. Даже в тех случаях, когда альтернативы практически нет.

Об исключении из правил

Первые организованные туры по принципу «все включено» в Костанайской области были разработаны для посещения Наурзумского заповедника. Начинали с нескольких групп в год, когда людей везли на цветение тюльпанов по разбитой дороге. Тогда отзывы были самые разные, от восторженных до гневных. Кого-то не устраивал сервис в кафе в поселке Караменды – райцентре Наурзумского района, откуда, собственно, и стартовали экскурсии. Часть посетителей была недовольна плотностью цветочного покрова или высотой тюльпанов, ожидая поля по типу голландских. Однако спустя всего четыре года туры в заповедник вышли за пределы майского цветения. И речь уже идет о нескольких группах в месяц в течение всего весенне-летнего сезона. Люди едут смотреть птиц, заповедных животных, гулять по сосновому бору.

Директор Наурзумского заповедника Дулат Койлыбаев рассказал, что на деньги, заработанные на туристах, они уже купили новую юрту и планируют запускать конные экскурсии. Обсуждается и вопрос покупки велосипедов для прогулок по местным тропам. В этом году уже смогли отработать с группой, которая приехала не на световой день, а с ночевкой. И это не индивидуальные туристы или ученые, а организованные группы из числа жителей области. Все они купили путевки в турагентствах.

Плодотворное сотрудничество туроператора, который разрабатывает экскурсионные маршруты по области, и руководства Наурзумского заповедника привело к тому, что дорогу от трассы Аулиеколь – Аман-Тогай до райцентра Наурзумского района отремонтировали. В самом поселке Караменды повысился сервис в гостиницах, кафе и ресторанах, с которыми работают туроператоры. То есть вокруг экскурсий в заповедник растет бизнес. Планируемые к открытию конные и велосипедные маршруты – это потенциально дополнительная занятость для местного населения. Власти района это понимают и уже готовы предоставить землю под размещение палаточного лагеря, если бизнес и заповедник договорятся. А речь о таковом уже идет.

Однако пока такой пример взаимодействия в Костанайской области чуть ли не единственный. С момента принятия мастер-плана по развитию туристской отрасли на 2018-2022 годы на карте региона практически не появилось значимых турмаршрутов. Исключением можно назвать экскурсии на верблюжью ферму в районе Беимбета Майлина, а также «Тихую охоту» за ягодами и грибами, которую костанайцы ведут на территории Аулиекольского района.

В текущем году регион, по всей видимости, в связи с пандемией коронавирусной инфекции останется без туристической выставки и инфотура для туристских отечественных и иностранных туристских организаций. Деньги на эти два мероприятия, согласно плану госзакупок, размещенному на сайте goszakup.gov.kz, предусмотрены были. А вот сами конкурсы до сих пор не объявили, хотя сделать это должны были еще в марте. В общей сложности на эти цели из областного бюджета было предусмотрено около 3,5 млн тенге. Не объявлены запланированные конкурсы по изданию различных буклетов, аренде информационных киосков, с помощью которых также можно было бы продвигать идею развития внутреннего туризма.

Печальная тенденция

Южные районы области остаются практически недоступными для организованного туриста. Хотя именно здесь сосредоточены сакральные и исторические объекты, соленые озера, термальные источники, минеральные родники. Из более или менее освоенного можно говорить лишь об охотничьем туризме и рыболовстве. Но это либо дикий туризм, когда костанайские рыболовы берут путевки и на собственном высокопроходимом транспорте едут глубоко в степи, либо охотхозяйства, ориентированные на иностранного туриста, который приносит немалые деньги.

Если же говорить о внутреннем краеведческом либо оздоровительном туризме, то инфраструктуры нет. Речь об отсутствии асфальтированных либо грунтовых, но доступных для проезда легкового транспорта или автобусов дорог. Практически нигде нет указателей, за исключением перечня части сакральных мест. Можно сказать и об отсутствии оборудованных стоянок для отдыха, однако в отсутствие банальных туалетов вдоль большей части дорог области это требование кажется завышенным.

Так дела обстоят в Джангельдинском районе, на территории которого расположены термальные источники, известные в определенном кругу людей как лечебные. Здесь же находится уникальное соленое озеро Акколь, немало памятников культуры и сакральных объектов. Работает целый комплекс уникальных музеев. Например, вблизи поселка Акколь, неподалеку от одноименного соленого озера, стоит дом, где родился Ахмет Байтурсынов. Вернее, полуразрушенное строение. Но это вы узнаете, если найдете хорошего проводника, потому что указателей нет, а на картах это место не обозначено.

Термальный источник Ыстық су можно найти по вышке, которая стоит прямо над горячим ключом. Спасает лишь то, что дорога от райцентра Джангельдинского района – Торгая – до села Акколь одна и заблудиться здесь трудно.

Но территория источника требует капитальной уборки. Несмотря на его растущую популярность среди местного населения и диких туристов, здесь нет контейнера для мусора или видимой выгребной ямы. Возле источника валяются бутылки, обломки веток, старая полиэтиленовая пленка. Здесь же стоит старая ванна, куда набирают воду, температура которой около 70 градусов по Цельсию, ждут, пока та немного остынет, и садятся в емкость «лечиться».

Местные жители за источником не ухаживают, хотя до поселка Акколь отсюда около 13-15 километров. Представитель туроператора – разработчика туров по Костанайской области Гульмира Капенова отметила, что на такой объект туриста привозить нельзя. Хотя здесь уже должен стоять гостевой дом. Три года назад между туроператором и акимом района был подписан меморандум. В рамках этого документа предприниматель обязался обеспечить поток людей на термальный источник, власти – построить гостевой дом. Но его нет, появился лишь мусор. Хотя в рамках того же мастер-плана по развитию туристской отрасли в 2018 году на уровне области озвучивали планы по строительству целого мини-санатория.

«Здесь своя экосистема, свой внутренний мир. Никто не собирается его ломать. Люди, напротив, едут посмотреть чужие устои, чужой быт. Это я вам говорю, как специалист по туризму. Природа подарила району столько авансов для развития. Но нужно готовить гидов, нужны старожилы, которые знают, как проехать и как пройти к тому или иному объекту. Мимо дома Ахмета Байтурсынова проехали, и никто нам про него не сказал. Хотя мы могли его сфотографировать и внести в маршрут. Гостиница для райцентра весьма неплохая, но есть персонал, который не здоровается», – озвучила свои впечатления представитель туроператора Гульмира Капенова.

В акимате Джангельдинского района на вопросы о развитии туристской отрасли большей частью молчат либо говорят, что у них нет инвесторов. Заместитель акима района Динмуханбет Бидашев именно так аргументировал бездействие властей. За 2,5 года действия мастер-плана по развитию туризма в районе не появилась даже сезонная инфраструктура, а это значит, что на туристах здесь не зарабатывают.

Степной нюанс

Особого внимания, по мнению специалистов туротрасли, требует озеро Қаратұз. Старожилы считают, что оно целебное, лечит суставы и помогает от давления. Вы удивитесь, но термальный источник, дом Ахмета Байтурсынова и соленое озеро находятся друг от друга в паре десятков километров. Для степи – расстояние небольшое. По пути успеете налюбоваться на степных орлов, сусликов и других грызунов. Не забудьте посмотреть на небо. Оно в Торгайских степях невероятное.

Найти озеро Қаратұз непросто. Лучше ехать по спутнику или в сопровождении знающих дорогу людей. Оно появится из-за холма белым пятном и уже не исчезнет. В акимате района сказали, что дорога туда только одна – через поселок Акколь. На картах в Сети этот населенный пункт значится, как Zban (Збан). Это старое название поселка. В 30 километрах от него круглая линза соленого озера. Она на космических снимках абсолютно белая. В реальности – белоснежная настолько, что слепит глаза. Невероятное наслаждение просто сидеть и смотреть на это чудо природы.

Но, если решите ступить на его поверхность или искупаться, ни в коем случае не забудьте прихватить с собой много-много пресной воды. Пригодится.

Побывавшие на Мертвом море говорят, что видят сходство. На Қаратұзе в толще соли то там, то тут видны провалы – своего рода мини-бассейны. Одни неизвестной глубины, другие – как чаши, выстланные все той же солью. То, что она «бывшеморская», говорят и историки, и геологи, подтверждающие, что Тургайский прогиб когда-то был морем.

Предприниматель, побывав на берегу этого озера, тут же поймет, как здесь можно заработать. Самое первое – душ с пресной водой. Соль здесь довольно агрессивная и начинает печь, едва вы нанесли ее на тело. До ближайшего источника пресной воды около 30-40 минут на автомобиле высокой проходимости, или около 30 километров. Второй вариант заработка – продажа кумыса или любых других напитков. В списке также скамейки, зонты от солнца, специальные приспособления для спуска в воду и выхода из нее – соль весьма твердая, и о нее легко пораниться. Все это не требует капитальных затрат, но даст возможность зарабатывать. Даже в рабочий день на берегу озера были люди.

По мнению специалистов туристской отрасли, озеро Қаратұз вблизи одноименного поселка Джангельдинского района могло бы стать центром притяжения туристов. При этом ни в одном плане или документе по развитию туристической отрасли этот объект не значится. Нет его ни в списке достопримечательностей области, ни на карте туристских маршрутов, что размещены на сайте управления предпринимательства и индустриально-инновационного развития Костанайской области. Власти района называют озеро бесхозным.

Промышленных предприятий в Джангельдинском районе нет, растениеводство развито слабо из-за низкого плодородия почвы. Главный сектор экономики – животноводство. Субвенционность района составляет 93%. При этом власти говорят о туристах как о посетителях местных музеев, которые, безусловно, достойны внимания. Однако специалисты от туротрасли акцент делают на том, что привлекать людей нужно и природой, а также добрым расположением и хоть каким-то сервисом, пусть даже при откровенно плохих дорогах и отсутствии пятизвездочных отелей. И в этом смысле банальные туалеты у дорог, а также бережное отношение к природе со стороны местных жителей могут стать первыми шагами к успеху.

P. S. Тем не менее бесперспективной туристскую отрасль в Костанайской области назвать нельзя. Появление экскурсий на верблюжью ферму и пасеку можно расценивать как интерес бизнеса к доходу от непрофильной деятельности. Предприниматели видят в этом секторе экономики реальную перспективу и готовы сотрудничать с туроператорами, получая не только собственно прибыль, но и продвигая свои интересы: популяризируя среди людей свою продукцию и получая все новых и новых потребителей. Сами же специалисты отрасли говорят, что, приучив туриста уважать и любить родной край, мы сможем привлечь к нам туристов. А пока будем приучать, обкатаем программы отдыха, маршруты и даже инфраструктурой обзаведемся.

Татьяна Шестакова


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Гостинично-ресторанный бизнес потерял половину выручки

Ковид снизил количество посетителей и средние чеки клиентов. К весне следующего года обороты в сфере HoReCa могут сократиться на 40%.

03 Июль 2020 08:12 1541

Гостинично-ресторанный бизнес потерял половину выручки

Фото: Мария Гребенюк

Если волна коронавируса затянется и продолжится в следующем году, то оборот гостинично-ресторанного рынка в Казахстане может сократиться на 40%. Такие неутешительные прогнозы дали предприниматели, участвующие в опросе METRO Казахстан. В исследовании принимали участие партнеры компании, которые представляют HoReCa в Алматы, Караганде, Усть-Каменогорске и Шымкенте.

Как сообщили авторы аналитической работы, обороты Ca (кейтеринг) снизились на одну треть, а сегмент HoRe (отели и рестораны) вынуждено частично распустили персонал. Также была пересмотрена концепция работы с учетом требований по соблюдению санитарных норм. Согласно исследованию, в среднем для перезапуска после карантина бизнесу требуются не менее пяти миллионов тенге.

Гости не приходят, чаевые не оставляют

«Сейчас в привычном формате стараются работать 73% из числа опрошенных предприятий. До сих пор не возобновили работу 24% предпринимателей, им невыгодна неполная загрузка. Еще 3% предприятий работают только в формате доставки», – сообщила начальник отдела по развитию HoRe компании оптово-розничной торговли Мадина Избасова.

Около половины опрошенных заявили о сокращении числа посетителей после рестарта до трети. Чуть больше 35% представителей общепита отметили уменьшение почти вдвое. Некоторые представители отрасли, их всего около 8%, заявили, что пандемия никак не повлияла на посещаемость заведений.

«В оценках платежеспособности клиентов мы наблюдаем расхождения. Например, сокращение среднего чека на 10-30% отметили 40% опрошенных. В то же время 35% отмечают, что для них средний чек не изменился. Каждый пятый считает, что средний чек стал ниже вполовину», – констатировала спикер.

Плюс – расход, минус – выручка

Требования по соблюдению бизнесом санитарных норм из-за неблагоприятной эпидемиологической обстановки добавили организациям HoReCa дополнительные расходы, что, безусловно, отразилось на выручке.

Статья трат предпринимателей прибавилась с необходимостью закупа тепловизоров, средств индивидуальной защиты для персонала и дезинфицирующих средств для обработки всех поверхностей.

«Более 90% участников рынка признали, что им пришлось значительно увеличить долю расходов для соблюдения всех предписанных норм, что отразилось на выручке бизнеса. Как показал опрос, у большинства (43%) объем выручки снизился почти вдвое. У 38% респондентов этот показатель упал на 10-30%. Выручка сократилась на критические 60-90% у 6% владельцев общепита. Сохранение уровня выручки на докарантинном уровне отметили 13% собеседников», – показали результаты исследования.

К слову, усиленные требования по обеспечению санитарной безопасности касаются как кухонного персонала, так и людей, задействованных в доставке. Работники должны быть обеспечены масками, перчатками и антисептиками. Введены новые правила мытья посуды и использования одноразовой спецодежды, ограничено число людей в одном помещении.

Сохранить штаты не удалось

Больше трети рестораторов, 35%, сократили от 30% до 40% своего персонала. 22% владельцев бизнеса оптимизировали 10-20% рабочих мест. По данным опроса, в 6% случаев распущено по домам больше половины работников, а 2% предпринимателей сократили штат на 70-80%. Сохранить все рабочие места удалось только трети опрошенных.

Гибкий маркетинг

Для привлечения посетителей заведения стали активнее применять маркетинговые инструменты. Подавляющее большинство используют акции и скидки.

58% опрошенных за время карантина предпринимателей выстроили собственную логистику или стали сотрудничать с сервисами доставки. При этом у 74% респондентов доставка приносит 10-30% всего оборота, а для одной четверти и 30-50% оборота.

«Развилась практика услуги take away, то есть самовывоза готовой еды из ресторанов и кафе. Некоторые рестораны предлагают клиентам самовывоз или доставку полуфабрикатов. Заказчик получает сет из продуктов в готовом к приготовлению виде с сохранением пропорций», – сказала Мадина Избасова

Изменения в меню внесли 33% опрошенных представителей общепита. Это связано как со сменой сезона, так и дефицитом импортных продуктов и их подорожанием.

Прогнозы не радужные, ожидания те же

Оценивая перспективы, предприниматели ожидают снижение оборотов на 30-40% до весны следующего года. Рестораторы уверены, что в ближайшее время в приоритете у казахстанцев будут заведения с низким и средним чеком. Продолжится развитие сферы онлайн-заказов готовой еды. Отмечается растущая популярность заведений с фокусом на правильное питание.

«Неуверенность бизнеса отразилась на характере оптовых закупок. Предприниматели стали закупать товар маленькими партиями, но чаще, так как сейчас им сложно спрогнозировать спрос на услуги», – отметила начальник отдела по развитию HoRe MK.

Участники исследования также озвучили свои ожидания от государства. Большинство из них ждут снижения или отсрочки налоговых выплат и кредитов. Также предприниматели высказались в пользу мер по стабилизации цен на продукты питания.

Справка: Аббревиатурой HoReCa принято называть гостинично-ресторанный бизнес, где Ho (hotel) – гостиничный бизнес, Re (restaurant) – рестораны и кафе, а Ca – кейтеринг, то есть организация удаленного питания.

Карина Алимова


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Капитального строительства в Иле-Алатауском национальном парке не будет

Инвесторы рассказали о своих планах в нацпарке.

26 Июнь 2020 10:05 1725

Капитального строительства в Иле-Алатауском национальном парке не будет

Фото: Серикжан Ковланбаев

Концепцию о развитии экологического туризма в национальном природном парке Иле-Алатау общественникам и журналистам презентовал руководитель проекта по устойчивому развитию экотуризма в Иле-Алатауском нацпарке Александр Гужавин в ходе онлайн-конференции. Он сообщил, что капитального строительства в Иле-Алатауском национальном парке не будет. По словам бизнесмена, суть проекта заключается в содействии развития современной культуры туризма без ущерба для природы.

«Главный постулат проекта – дать возможность всем алматинцем заниматься любимым делом. Нам много чего тут не хватает, многое предстоит делать. И в этом отношении мне нужна большая поддержка общественности», – заявил Александр Гужавин.

За четыре года частный инвестор планирует организовать единую систему в нацпарке Иле-Алатау. Он также отметил, что о продаже речь не идет. Земли нацпарка переданы частному инвестору в долгосрочное пользование.

«Никакой аренды или продажи. Земля остается в собственности у государства и в статусе особо охраняемой природной территории. Госакт нам не выдается. Производится лишь регистрация. По нашему мнению, все тендерные процедуры проведены открыто и в соответствии с законами и правилами РК. Никакого строительства проект не предполагает, никакого бетона. Производятся инженерные изыскания на объекты, уточняющая геология. Мы не используем бетон и капитальные здания. Только временные сооружения и легко возводимые деревянные модули. Пешие тропы и другие территории остаются бесплатными о доступными для людей. Никаких заборов. Доступ в информационный центр бесплатный, общественный туалет бесплатный. И, конечно же, у государства в лице Иле-Алатау в случае нарушений нами условий договора остается право изъять земельные участки, подав на расторжение», – объяснил спикер.

Александр Гужавин добавил, что реализация проекта предполагает развитие туристической инфраструктуры и услуг, к примеру таких, как образовательные классы. Будет решен вопрос с нехваткой туалетов, обустроены пешие тропы. До конца года планируется открытие экспозиции снежного барса, сувенирной лавки, пункта питания, продажа и аренда туристического инвентаря, а также спальных мест.

Где в проекте бизнес?

По подсчетам Александра Гужавина, посещаемость парка в 2024 году составит порядка 5 млн человек. Из них, согласно бизнес плану, от 10% до 20% посетителей воспользуются платными услугами. Билет в экспозицию снежного барса частный предприниматель планирует установить на уровне 1000 тенге. Для детей до 10 лет вход будет бесплатный. Услуга гида или инструктора обойдется 5000 тенге на семью. Средний чек в сувенирной составит порядка 2000 тенге. Средний чек на продажу туристического инвентаря – около 4000 тенге.

Отвечая на вопросы о финансировании проекта, бизнесмен отметил, что договор рассчитан на 2020-2023 годы, и поэтому инвестирование будет проходить поэтапно. В 2020 году предприниматель инвестировал в проект до 2 млрд тенге. В 2021 году планирует вложить до 3 млрд тенге. В 2022 году тоже до 3 млрд тенге, и в 2023 году до 4 млрд тенге. Он отметил, что это проект смешанного финансирования, и будут привлечены как собственные средства, так и средства партнеров.

По подсчетам инвесторов, на подготовительном этапе проекта порядка 100 человек были обеспечены работой. Плановые цифры проекта говорят, что к 2024 году будет создано 500 постоянных рабочих мест для местного населения. Будет развиваться активная культура горного туризма. Гужавин отметил, что алматинцам проект даст возможность заново открыть Иле-Алатауский нацпарк, положительно повлияет на экологию и на долгие годы обеспечит минимизацию агрессивного воздействия на природу.

Несколько замечаний и предложений по проекту внес член общественного совета Марат Шибутов. Он заметил, что при проектировании объектов необходимо учитывать зоны заповедного режима, экологической стабилизации, туристской деятельности и органично хозяйственной.

«Дальше нужна привязка всех планируемых объектов к природным зонам. Они дают привязку к возможной антропогенной нагрузке. Мне бы хотелось увидеть данные по текущей антропогенной нагрузке и планируемой, разделенной на год. Вы должны показать, как проект вписывается в общий план развития парка. Соответственно, генеральный план должен измениться с учетом вашего проекта. В этом и будет вопрос по арендаторам. Отдельно в проекте надо сделать мероприятия по окончанию договора и приведению среды в исходное состояние через 49 лет. Также нужна система дистанционного наблюдения за состоянием парка: дроны, камеры, счетчики людей. И раз вы готовы к диалогу, я бы попросил письменно собирать все предложения», – сказал в ходе конференции общественник Марат Шибутов.

Вице-министр экологии, геологии и природных ресурсов РК Ерлан Нысанбаев поддерживает идеологию, заложенную в концепцию развития экотуризма национального парка Иле-Алатау. Именно она в дальнейшем будет выдерживаться в других парках. Ранее он говорил, что экотуризм в нацпарке будет развиваться по «американской» модели.

«До прошлого года я был одним из ярых противников развития экотуризма в национальных парках. Мы не раз собирались в проектном офисе, и, как лесовод, я был категорически против развивать вот в таком виде, в каком мы развивали до сегодняшнего дня. Это тяжелые капитальные строения, мы за время существования национального парка передали для развития экотуризма субъектам бизнеса 122 участка. И что мы получили? Разношерстные по качеству и уровню услуги, и самое главное, что мы неправильно закладывали идеологию: выехать, покушать, поспать и вернуться. Но после принятия программного документа я начал интересоваться развитием экотуризма в мире, Европе, мы посмотрели все национальные парки, Африку, а также американский опыт. Вторым делом мы за основу взяли, где больше посещаемость. Оказалось, что это нацпарки США. Министерство культуры и туризма инициировало, мы выехали, посмотрели, и я посмотрел три парка. У меня за неделю изменилось мнение. В таком варианте, как развивают там, нужно делать сегодня», – сказал вице-министр.

Он объяснил, что Иле-Алатауский парк взят за основу из-за своей загруженности и близкого расположения к мегаполису.

Напомним, для развития экологического туризма земли Иле-Алатауского национального парка под Алматы были переданы частному инвестору на 49 лет. Победившая в тендере компания ТОО «Култау и К» Александра Гужавина намерена возвести на 35 га земли визит-центы, стоянки, этноаул, кемпинги и обустроить тропы в заповедной зоне. В основу мастер-плана развития экотуризма в Иле-Алатауском нацпарке заложена американская модель. Между тем экоактивисты против такого подхода.

Мария Галушко


Подпишитесь на наш канал Telegram!