/img/tv1.svg
RU KZ
«У меня задача завести углехимию на СЭЗ»

«У меня задача завести углехимию на СЭЗ»

СЭЗ «Павлодар» планирует удвоить производство продукции в 2018 году.  

09:00 03 Февраль 2018 6645

«У меня задача завести углехимию на СЭЗ»

Автор:

Марина Попова

Каких новых проектов добивается СЭЗ «Павлодар» и за счет чего держится в тройке лидеров, abctv.kz рассказал председатель правления Александр Зореев.

– Александр Иванович, давайте с традиционного – итогов года. Сколько на сегодня предприятий работает в специальной зоне и какой объем продукции они произвели?

– Восемь предприятий, причем два из них, из области алюминиевого кластера, были запущены в конце года. Так вот, было произведено продукции на 40 миллиардов тенге. В планах нового года удвоить эту сумму. 

– Коль скоро заговорили о кластере, как работают эти два новых предприятия? На одном из недавних совещаний вскользь было замечено, что проблемы у них есть.

– Никаких. Giessenhaus занимается легированным алюминием, правда, пока сырье они получают не в жидком виде, а чушками. Насколько знаю, в ближайшее время закончится строительство площадки на электролизном заводе под отгрузку жидкого алюминия. Второе производство – «КиК» уже произвел около 8000 дисков для колес, сейчас решаем вопрос с таможней и планируем, что в начале марта начнется отгрузка продукции в Россию. В ближайшие десять дней планируется завершить монтаж четвертого по счету литьевого автомата. К слову, на днях обсуждалось развитие инфраструктуры для алюминиевого кластера. Виктор Литуев (учредитель ТОО Giessenhaus – Авт.) разработал черновикам концепцию его развития, которая может потребовать внесения изменений в генплан города. Например, потребность в строительстве объездной автодороги, которая соединит СЭЗ с электролизным заводом напрямую, не мешая другому автотранспорту. 

– За чей счет?

– Однозначно республиканский. 

– Думаете, республика пойдет на выделение средств?

– Если обоснуем, пойдет. Кроме того, обсуждался вопрос дополнительных энергомощностей. Ведь когда решался вопрос создания СЭЗ «Павлодар», речь шла только о химии и нефтехимии, а это не такие энергоемкие производства. Если сейчас речь идет о создании металлургического кластера, то потребуются дополнительные мощности по электроэнергии, особенно если учесть тот факт, что к нам может зайти еще и ферросплавный завод.

– Ферросплавный? Это серьезно?

– Пока намерения. Это иностранный бизнес с корейскими технологиями. Кроме того, польская компания готова производить столбы из легированного алюминия. С итальянцами ведутся переговоры. Есть информация, что китайцы выделили средства для разработки ТЭО для производства спецстали. 

– Не многовато для нас? С одной стороны, вроде как хорошо, что производство будет развиваться, рабочие места создаваться, в бюджет поступления. А с другой – страшновато за нашу экологию. 

– Сейчас на новых предприятиях применяются современнейшие технологии, очистные сооружения. Возьмите тот же Giessenhaus, подобной технологии не то что в Казахстане, в России такого нет. Это супертехнологии, и такими они должны быть. Наша задача – чтобы на СЭЗ были только такие предприятия. 

– Александр Иванович, вот Вы на разных уровнях периодически говорите о проблемах по инфраструктуре. В чем там дело? 

– В том, что 2012-2013 годы экономической зоной никто не занимался, инфраструктуру не строили. Возможно, видения, понимания не было. Неслучайно мы начали с плана застройки территории. В марте 2016 года я столкнулся с тем, что у нас такого документа нет. Сейчас мы подошли к тому, чтобы в этом году сделать генеральный план. Пусть и с опозданием. Не секрет, что обеспеченность нашей экономической зоны инфраструктурой самая минимальная по всему Казахстану. Из 21 миллиарда государственных тенге, предусмотренных на развитие СЭЗ, нами освоено чуть больше трех миллиардов.

– Почему?
– В свое время не строили, а потом не было проектов, а без них деньги не выделяются. Сейчас проекты пошли. 

– Какие деньги республика выделяет вам на этот год?

– Пока не знаю.
– Это означает, что все стоит?

– Нет. Работы ведутся за счет бюджетных средств. Здесь надо отдать должное, аким (Болат Бакауов. – Авт.) на нашей стороне. 

– Нет опасений, что, когда проекты будут готовы, денег на продолжение строительства инфраструктуры в республиканском бюджете не окажется?

– Не думаю, потому что все четко понимают важность и перспективы развития именно на нашей СЭЗ. Потому что многие процессы происходят только у нас, другие регионы до этого не дошли, и это притом, что на остальных зонах до 70-100 процентов инфраструктура выстроена, но нет участников. Нас спрашивают: как вы умудряетесь находить инвесторов, не имея необходимого? Отвечаю, что работаем. 

– Какие проекты планируется запустить в нынешнем году?

– В первую очередь предприятие «Металлогамма» по производству алюмосиликатной микросферы, основанной на переработке отходов электростанций. Продукция будет очень востребована, во всяком случае во время визита павлодарской делегации в Японию там продукцию восприняли на ура. Недавно к нам приезжало руководство института химии и угля (ТОО «Институт химии угля и технологии». – Авт.) для ознакомления с нашими возможностями. У меня задача завести углехимию на СЭЗ.  К концу года ожидаем запуск завода горячего оцинкования. Компания «Новопэк» из Кокчетава имеет намерения наладить производство биг-бэгов у нас. Мы с ними уже определись по месту размещения. По нашим прогнозам, в этом году должны запустить минимум три предприятия. 

– Лишь бы не получилось как с Giessenhaus, когда местные власти бегут впереди паровоза. Трижды называлась дата запуска и столько же переносилась. 

– Поверьте, при условиях, в которых мы находится, иначе нельзя. Или работаем с колес, или мы в аутсайдерах. Если будем ждать, пока оформится земля, проект утвердится и все остальное, уже опоздаем. Так что приходится одновременно строить и оформлять документы.  

– Скорость, конечно, хорошо. Но получается, что и экологическая экспертиза будет выдана задним числом. 

– Вот мы что хотим? Чтобы все было по порядку или чтобы производство было? 

– Чтобы экология хорошей была.

– Проект не пройдет экспертизу ОВОС, если не будут соблюдены все требования. 

– А Вы можете представить ситуацию, что завод практически построен, а его вдруг не запустят по экологическим параметрам? С трудом верится. 

– Уверен, что такому заводу не дадут работать. Подобная история была с «Каустиком» (химическое предприятие в Павлодаре. – Авт.), им пришлось доказывать безопасность своего производства. Сейчас XXI век. Беда многих предприятий, что они работают на базе и инфраструктуре объектов, построенных в 1970-х годах. Новые предприятия – это совершенно другое, и это можно видеть на примере того, что уже построено на нашей территории. 

– Александр Иванович, инвесторы, которые приходят к вам, понимают степень риска?

– Начнем с того, что от идеи до промышленного производства должно пройти какое-то время, и любое предприятие в этот период находится в зоне риска. Затраты превышают ваши доходы. Это нормально. 

– Значит, к вам претензий с их стороны не будет? Я имею в виду незавершенную инфраструктуру.

– Мы, как управляющая компания, сразу называем вещи своими именами и объясняем: вот вы заходите сюда, но вот того-то у вас на сегодня нет. Но оно в планах, и обязательно будет построено к такому-то времени. Мы никого не обманываем. И нам верят. 

– Что все-таки привлекает инвестора на павлодарской площадке?

– Перспектива. Прежде всего, в плане логистики Павлодар очень интересно расположен. Возможности по воде у нас безграничны практически. Возможности приращивания электроэнергии очень высоки. Для инвестора нужны гарантии, что условно через 10-15 лет это не прекратится. 

– Европейскому инвестору мы вряд ли интересны.

– Почему? Если он ориентирован на ту же Россию, то очень даже. У нас под боком Китай, который тоже не все у себя делает, он уже поворачивает голову в нашу сторону. У Китая, Южной Кореи избыток денежной массы, поэтому и идут сюда. 

– Как выглядит павлодарская зона на фоне остальных в стране? Кто впереди вас?

– По каким-то вопросам мы впереди всех. По количеству привлекаемых инвесторов и по интересу со стороны инвесторов мы точно входим в первую тройку.

– А кто туда еще входит?

– Понятно, что Астана и, наверное, Шымкент. Опять же то, что у нас есть комплекс взаимодополняющих предприятий – Giessenhaus и «КиК», такого ни у кого нет. Хотя в этом и есть смысл экономической зоны. Расширять виды деятельности до бесконечности нельзя. Ведь инфраструктура строится под конкретные кластеры. 

– Александр Иванович, в 2015 году у вас было пять действующих предприятий. Сейчас Вы говорите о восьми. За два года подняться с цифры «пять» до «восемь» не так уж и много.

– Но и не так уж и мало. Это при отсутствии инфраструктуры. Критическую точку, когда на нашу зону смотрели как на придаток, мол, ничего там делать не хотят, мы перевалили. Когда механизм запущен, он будет только наращивать обороты. 

– Сколько может вместить территория СЭЗ?

– Все зависит от объемов, но не более 30 действующих проектов. Для мелких предприятий есть идея создания индустриального парка. 

– Чем он отличается от СЭЗ?

– Это готовая территория, где можно, утрируя, притащить на тележке свой станок, включить и выпускать продукцию из того же алюминия, который производится на СЭЗ. Хороший пример такого парка в Новосибирске, который существует с 1998 года. Туда государство ни единого рубля не вложило. Все частые инвестиции. На сегодня благодаря их акционерам я имею четкое представление, как это работает. Они поделились всей информацией. Теоретически мы готовы. 

Марина Попова

В Павлодаре приступят к производству топливных присадок

Выпускать нефтехимию намерена итальянская Chimec S.p.A в свободной экономической зоне.

23 Январь 2019 12:30 1664

Фото: Chimec.com

Согласно меморандуму, подписанному в Павлодаре между руководством СЭЗ «Павлодар» и региональным менеджером компании Chimec S.p.A. Альдо Спиньо, в августе строители должны начать работы на территории экономической зоны, которые планируется завершить до конца года. Стоимость проекта оценивается в 2,5 млрд тенге. Завод будет производить присадки для бензина и масла, сырье при этом будет поставляться с ТОО «Павлодарский нефтехимический завод».

В ходе встречи с акимом области Булатом Бакауовым представитель итальянской компании Альдо Спиньо отметил:

«Мы перспективно смотрим на реализацию данного проекта».

Совместно с итальянской компанией в реализации проекта будет задействовано и казахстанское ТОО «Казмунайхим».

Как рассказал председатель правления управляющей компании СЭЗ «Павлодар» Айбек Турсынгалиев, этот проект важен по ряду причин:

«Во-первых, это первое подобное производство в Казахстане. Во-вторых, это одна из немногих транснациональных компаний в Казахстане, которая намерена реализовать здесь проект. Итальянская компания Chimec S.p.A. имеет более 50 подразделений по всему миру и является крупнейшей в мире по производству химических реагентов. Технология, оборудование – итальянские».

По информации Айбека Турсынгалиева, в текущем году на территории экономической зоны инвесторы намереваются начать строительство порядка 15 новых проектов. Это производство гранулированных удобрений, присадок для дизельного топлива, производство коагулянта и другие.

«Помимо того, девять проектов начнут строительство с переходом на 2020-2021 годы. Наш портфель на сегодня состоит из 16 проектов, это порядка 100 миллиардов тенге. Конкретно в 2019 году мы ожидаем около 30 миллиардов тенге инвестиций за счет шести запущенных проектов, за счет частично вложенных средств в строительство и 10 действующих проектов, которые будут увеличивать объем инвестиций», – сказал он.

Один из крупных действующих игроков СЭЗ «Павлодар» – ТОО Giessenhaus – российско-германский проект, в минувшем году, по словам председателя правления управляющей компании СЭЗ «Павлодар», при проектной мощности порядка 15 тыс. тонн легированного алюминия произвел чуть больше 4 тыс. тонн.

«Во-первых, «КиК Павлодар», занимающийся выпуском колесных дисков, являясь его контрпартнером, не смог выйти на проектную мощность в миллион штук, произведя порядка 400 тысяч штук», – пояснил Айбек Турсынгалиев. Дело в том, что данное предприятие оформляло процедуру выхода на новый казахстанский бренд «Вектор-Павлодар», возникли юридические проблемы по оформлению документов. В текущем году компания полностью планирует поставить в Павлодаре литье, рентген, мехобработку, сверление и покраску, то есть будет производиться законченный продукт, который сразу поступит на реализацию.

«Во-вторых, Giessenhaus ориентировалось в прошлом году на поставку своей продукции в Германию. К сожалению, процедуры экспертизы по определению качества алюминия затянулись. Поэтому первую поставку осуществить не удалось. Несмотря на это, компания приступила к заказу оборудования, чтобы увеличить свою мощность почти в два раза», – отметил спикер.

Продолжаются работы и по возведению инфраструктуры СЭЗ. Если в прошлом году на эти цели из бюджета поступило 1,6 млрд тенге, то на 2019 год ожидается порядка 2 млрд тенге.

Шолпан Абдрахманова

Турков тянут в Павлодар электричеством

Турецкая Altuntas Group рассматривает резонность размещения на СЭЗ «Павлодар» своего предприятия по сборке электродвигателей.

13 Август 2018 13:11 14190

Фото: Марина Попова

Сборка – это первый этап. В случае положительного решения этот проект обойдется турецкой стороне в 5 млн евро. В дальнейшем речь может идти о следующем шаге – производстве промышленных трехфазных электродвигателей, и сумма инвестиций может вырасти в 10 раз. Данный продукт используется на предприятиях нефтяной отрасли, металлургической, горнодобывающей, сельскохозяйственной и пищевой промышленности. К слову, подобной продукции в Казахстане еще не производят. Павлодарский регион прорекламировали инвесторам дешевой электроэнергией и удобной логистикой.

По словам представителя компании Айбека Кали, уже был сделан анализ рынка.

«В 2017 году на рынок Казахстана было поставлено 539 тысяч электродвигателей на сумму порядка 54 миллионов долларов. Для маленьких электродвигателей корпус делается из алюминия, и его наличие в Павлодаре – плюс в пользу строительства здесь завода. Можно будет производить их здесь и отправлять в Турцию, тем более что впервые открылся железнодорожный путь, связывающий Казахстан и Турцию, что позволяет сделать логистику в полтора-два раза дешевле», – сказал он.

К слову, именно наличие в Павлодаре завода по производству алюминия и стало отправной точкой для рассмотрения идеи строительства здесь завода. Правда, когда аким области Булат Бакауов предложил инвесторам начать реализацию проекта с производства алюминиевых корпусов, председатель совета директоров компании Аltuntas Group Осман Алтунташ заметил, что это будет мастерская, а не завод, так как алюминиевые корпуса используются только на малых электродвигателях.

«Это интересно, но это если делать, то параллельно с основным производством», – пояснил он.

Турецкую сторону привлекает возможность экспортировать продукцию на рынки Средней Азии и Российской Федерации. Несмотря на то, что в России 12 подобных заводов, в прошлом году ею было приобретено электродвигателей на сумму 250 млн долларов. Сегодня турецкая компания торгует в Казахстане, но в силу того, что она не входит в Таможенный союз, приходится платить НДС, пошлину, поэтому сложно конкурировать с российским рынком.

По словам Османа Алтунташа:

«Сегодня не могу сказать, что мы на сто процентов уже уверены в реализации данного проекта. Но намерения серьезные. Поскольку планируем большие инвестиции, хотим все взвесить. Мы хотим принять решение, о котором бы не пришлось жалеть».

И, конечно, потенциального инвестора интересовал вопрос государственных субсидий. Например, в Турции если заказчик покупает у местного производителя товар, то последний получает преференции. Как сообщили в акимате, у «Самрук-Казына» появилась программа новых производств. Они анализируют закупки всех своих компаний, и, если какой-то товар регулярно приобретается, на него могут дать гарантированный заказ.

По мнению председателя правления СЭЗ Айбека Турсынгалиева, потребуется время, но турецкая компания зайдет в регион:

«Им интересен рынок не только Казахстана, но и Китая. Учитывая логистический коридор и то, что от Павлодара идет железная дорога до Турции, это для них козырь. Надо понимать, что привлечение инвестиций – длительный процесс, ведь речь идет о миллиардах. И, пока все не просчитается, никто их вкладывать не будет».

Такое же мнение и у Булата Бакауова, которое он озвучил abctv.kz: «Нынешний гость сказал фразу: нам необходимо правильно взвесить, чтобы потом не жалеть о своем решении. Здесь не бывает быстрых решений. Любой бизнес все должен взвесить: преференции, законодательство страны, рынки сбыта, оff take и прочее. Это нормальный процесс. К сожалению, инкубационный период решения вопроса зависит от проекта. Наше главное преимущество – наличие дешевой электроэнергии. Такое не везде есть. Я готов со всеми инвесторами встречаться, прорабатывать вопросы. Может быть, десять проектов не сработают, а один большой сработает – это большое дело».

Марина Попова, Павлодар

Справочно:

Справка по АЕМОT electric motors АЕМОT Electric, производителей электрических двигателей в Турции. Компания была основана в 1983 году, процесс производства которой основан на патентном соглашении с компанией Siemens. Сегодня AEMOT Electric Motors в составе Altuntaş Group в полную мощность продолжает свою деятельность под маркой AEMOT.

Altuntas Group – одна из ведущих холдинговых компаний в Турции. Основана в 1981 году в г. Аксарае. Начинала свое производство с осевых вентиляторов, под маркой Alfan. На сегодня в группу входят АЕМОT electric motors (производитель электромоторов), и бренд OBIAL (системы хранения зерна, производство стального оцинкованного силоса), и ряд других бизнес-объектов. Производство компании находится в г. Аксарае и располагается на производственной площади 28 тыс. кв. метров, Компания специализируется на производстве электродвигателей с размером корпуса от 63-го типа до 315-го типа и с номинальной мощностью от 0,12 кВт до 200 кВт. Вместе с широким ассортиментом стандартных типов моторов производятся специальные электрические двигатели с измерителями в соответствии с требованиями заказчика. Продукцию в значительном количестве экспортирует в Германию, Австрию, Нидерланды и другие европейские страны, а также на Ближний Восток и в африканские страны.