Удержать инфляцию в коридоре 8-8,5%. Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев дал такое поручение на расширенном заседании правительства 10 июля.
"В июне текущего года годовая инфляция достигла 7%. С учетом проблем в экономике целевой коридор по годовой инфляции был скорректирован до 9-11%. Вместе с тем считаю необходимым обеспечить удержание уровня инфляции в пределах 8-8,5% путем реализации более эффективной денежно-кредитной политики", – сказал он.
Каким образом можно удержать инфляцию в коридоре 8-8,5% в тех условиях, которые сейчас есть, и с учетом того, что индекс потребительских цен превысил индекс инфляции в 1,6 раза? И каких значений инфляция может достичь к концу года?
До осени – реально, дальше – маловероятно
"Теоретически удержать инфляцию (в предложенном коридоре. – Ред.) достаточно просто: нужно поддерживать стабильность тенге (так как 1% девальвации ведет к росту инфляции на 0,43%), снизить таможенные пошлины (чтобы сократить стоимость импортных товаров) и максимально расширять конкуренцию на рынке (в том числе за счет разрушения де-факто монополий на рынках). Практически это сложно, и с учетом ожиданий по рынку нефти (цены и/или ограничения по добыче) и эффективности госаппарата (что демонстрирует ситуация на рынке лекарств), это маловероятно", – говорит директор "Улагат Консалтинг Групп", к. э. н. Марат Каирленов.
Он считает, что только инструментами денежно-кредитной политики Нацбанка эту задачу не решить, так как вопросы таможенных пошлин и конкуренции на рынках лежат вне компетенции главного банка страны.
"Со своей стороны Нацбанк ревальвировал тенге к доллару с 470 тенге за доллар почти до 400 тенге за доллар, что "придавило" инфляцию (до 470 тенге за доллар "американец" взлетал в обменных пунктах в марте, после того, как упали нефтяные котировки и началось распространение коронавируса; официальный курс за этот период доходил до 448 тенге за доллар и опускался до 397, на 21 июля – 414,8, в обменниках доллар стоит в пределах 415 тенге. – Ред.). В этом плане давление на курс тенге и инфляцию оказывает рост наличных тенге и денежной базы почти на 20% за пять месяцев этого года, но это скажется на рынке позже, при снижении цен на нефть и накоплении дисбалансов в госбюджете", – говорит аналитик.
По его мнению, удерживать инфляцию на уровне не выше 8,5% реально до осени, дальше – маловероятно.
"В зависимости от развития ситуации на рынке нефти и мировых фондовых рынках (что определяет объем и ликвидность активов Нацфонда) инфляция окажется, скорее всего, на двузначном уровне, вероятно – 11-15%", – предполагает Марат Каирленов.
Как не "убить" экономику
"Проблема инфляции у нас не в том, что ее можно решить какими-то процессами, вроде повышения базовой ставки Нацбанка. Проблема в том, что у нас нет полноценного частного сектора, полноценной рыночной экономики, которая может производить товары. У нас нет внутренней конкуренции, потому что засилье квазигосударственных компаний, государство огромное и все контролирует", – говорит эксперт международной брокерской группы TICKMILL Арман Бейсембаев.
Он предлагает посмотреть на ситуацию с обеспечением лекарствами и рост цен на них. "То, что происходит в этой сфере, обязательно отразится на инфляции. Самый обычный, простой, знакомый с детства парацетамол превратился в дефицитный продукт. Пример с лекарствами – "локальная" история. Но такие истории у нас по всей экономике: везде "сидит" какой-то оператор, какая-то структура, через которую проходят финансовые, товарные потоки, и она, по сути, определяет, как будут жить все остальные". – говорит собеседник.
Когда рынок монополизирован настолько, сбить инфляцию невозможно. "Каждый монополист на своем участке заинтересован в том, чтобы цены росли, потому что это его прибыль. Поэтому и инфляция будет расти. Эта проблема не решится, пока не будет изменена структура экономики, и это вопрос политической воли", – уверен собеседник.
По его словам, сейчас у Нацбанка есть два способа повлиять на инфляцию, – повышение базовой ставки и изъятие ликвидности с рынка. Логика здесь такая: повышаем процентную ставку, кредиты становятся дороже, значит, люди будут пользоваться ими меньше, плюс если изымается ликвидность из экономики, у людей становится меньше денег, они будут меньше покупать и инфляция начнет падать. На повышение процентной ставки мы пойти не можем, потому что таким образом "убьем" кредитование и всю экономику. В то время как остальной мир, включая Россию, кстати, наоборот, понижает ставку центробанка.
"До конца года уровень инфляции в Казахстане будет выше 10% – однозначно. Не сможем ее удержать никакими способами (если только не через обнищание населения). Уже середина лета – время, когда овощи и фрукты обычно значительно дешевеют, но сейчас этого не происходит. Стоимость этой продукции остается достаточно высокой, и это "дно", с которого цены начнут разгоняться осенью. Поэтому реальная инфляция не опустится ниже 10%", – уверен Арман Бейсембаев.
Нацбанк отвечает за "свою" часть инфляции
Решение по ключевой ставке Банк России озвучил 19 июня, ставку снизили на 100 б.п., до 4,50% годовых. В пояснении говорилось, в том числе о более сильном, чем ожидалось ранее, действии дезинфляционных факторов и том, что "влияние краткосрочных проинфляционных факторов в основном исчерпано". В России хотят удержать инфляцию вблизи 4%.
Национальный банк Казахстана тоже снизил базовую ставку – 20 июля, с 9,5% до 9,0%, при этом процентный коридор сужен с +/- 2 п.п. до +/-1,5 п.п.
НБК объяснил свое решение ослаблением проинфляционных рисков и более сильным по сравнению с ожидаемым сокращением экономической активности в первом полугодии. Главный банк страны ожидает, что дополнительное дезинфляционное воздействие окажут меры, принятые для ужесточения карантина.
Регулятор указал на "более умеренный рост монетарного компонента инфляции" (показатели базовой инфляции растут медленнее общей инфляции). Заметим, что после того как президент обозначил задачу удержать инфляцию в коридоре 8-8,5%, председатель Нацбанка Ерболат Досаев, выступая на заседании правительства 14 июля, сообщил, что НБК будет использовать для этого имеющиеся у него инструменты. Вместе с тем для снижения немонетарной инфляции "требуется принятие мер со стороны правительства и местных исполнительных органов по снижению зависимости от импорта путем насыщения рынков товарами, оптимизации цепочек поставок и недопущения спекуляций". Это, как отметил глава НБК, "позволит повысить эффективность реализации денежно-кредитной политики".
На 2020-2021 годы установлен целевой коридор инфляции 4-6%. В апреле в качестве базового сценария антикризисного плана рассматривался вариант увеличения инфляции до 9-11% к концу 2020 года, затем ожидания скорректировали до 8-8,5%.
Елена Тумашова
Подпишитесь на наш канал Telegram!