В 2023 году "Казатомпром" импортировал серную кислоту из России

6060

Из Узбекистана ее получить не удалось из-за выросшего внутреннего потребления у южного соседа.

В 2023 году "Казатомпром" импортировал серную кислоту из России Фото: Inbusiness/Midjourney

В уходящем году "Казатомпром" завозил серную кислоту в основном из России. Об этом в ходе брифинга в пресс-центре информационного агентства Sputnik Казахстан в Астане сообщила управляющий директор по производству урановой нацкомпании Алия Акжолова, передает inbusiness.kz.

"На сегодняшний день и на ближайшие два-три года у нас будет прослеживаться дефицит серной кислоты. Большую часть объемов в текущем году мы завозили именно из Российской Федерации. Узбекистан, к сожалению, в 2023 году практически не производил серную кислоту на экспорт – у них выросло внутреннее потребление", – сказала она, комментируя вопросы корреспондента inbusiness.kz.

Неделей ранее наше издание писало о растущих потребностях урановой отрасли в серной кислоте, которая используется в растворе для добычи урана методом подземного скважинного выщелачивания (ПСВ) в Казахстане, сейчас в стране наблюдается ее дефицит. В комментарии inbusiness.kz отмечалось, что наращивание добычи урана к 2025-2026 годам в Казахстане потребует 3 млн тонн серной кислоты ежегодно, сейчас объемы ее потребления предприятиями "Казатомпрома" якобы наблюдаются на уровне 2,2 млн химреагента в год.

К слову, в июне 2022 года "Коммерсант" сообщал о том, что из-за санкций у российских химических компаний возникли проблемы с закупкой иностранных ванадиевых катализаторов, необходимых для выпуска серной кислоты. Между тем в Узбекистане намечено увеличение объемов добычи урана до 7,1 тыс. тонн к 2030 году.

"По потребности серной кислоты чуть-чуть цифры (представленные в материале inbusiness.kz. – Прим.), наверное, некорректные, так как для производства 21 тыс. тонн урана в год (намеченный объем добычи СП "Казатомпром" в 2023 году. – Прим.) у нас примерное потребление составляет 1,7 млн тонн. Более 2 млн тонн серной кислоты нам понадобится для выхода на уровень 25-26 тыс. тонн урана в год (в 2024 году, в 2025 году добыча планируется на уровне 30 тыс. тонн. – Прим.). Да, мы сейчас работаем как раз с теми производителями серной кислоты для подписания долгосрочных, среднесрочных контрактов на поставку серной кислоты именно напрямую с заводов-производителей, и, конечно, основной поставщик — это Российская Федерация на сегодняшний день", – проинформировала управляющий директор по производству.

Напомним, сейчас серную кислоту "Казатомпром" получает с сернокислотного завода в Кызылординской области мощностью 500 тыс. тонн в год, сернокислотного производства в Степногорске объемом 180 тыс. тонн год – его планируется нарастить вдвое, остальные потребности закрываются за счет покупки химреагента у металлургических и химических предприятий Казахстана, а также импорта. К 2026 году ожидается завершение строительства сернокислотного завода в Туркестанской области мощностью 800 тыс. тонн в год. Однако после окончания этого проекта, проходящего сейчас госэкспертизу, предприятия "Казатомпрома" будут закрывать свои потребности из внутренних источников серной кислоты только на 70-80%, остальное все равно придется добирать на внешнем рынке.

"Также, если вы помните, в прессе говорили, что у нас планируется строительство медеплавильного завода Kaz Minerals, в 2026-2027 годах у них также будет огромное, большое производство серной кислоты. Примерно 1,2 млн тонн у них будет серной кислоты, и "Казатомпром" также планирует с ними заключать меморандум в ближайшее время. Поэтому, скорей всего, дефицит сохранится в ближайшие два-три года, но после 2026 года, я думаю, этот вопрос уже будет не так критичен", – подчеркнула Алия Акжолова.

Кроме того, в ходе брифинга она рассказала о геологоразведочных проектах, которые сейчас ведет урановая нацкомпания.

"Мы сейчас ведем, продолжаем проводить геологоразведочные работы на участке Инкай-2. На Инкай-3 мы завершили геологоразведочные работы – мы переходим на этап добычи. Те два участка, которые я уже озвучила, это перспективные участки – Инкай-Мынкудук и Восточно-Жалпакский. Мы проводили там поисковые работы в течение 2020-2022 годов. Есть рудопроявления, поэтому компанией было принято решение проводить уже детальную разведку на данных участках и уже ставить по итогам геологоразведочных работ на баланс запасы, то есть это отдельные, другие участки", – уточнила она, комментируя вопрос inbusiness.kz, отметив перед этим во вступительной речи, что контракт на недропользование Инкай-3 будет выдан минэнерго в следующем году.

По двум названным перспективным участкам детальная разведка и подсчет запасов не были проведены, поэтому о конкретных цифрах говорить рано, указала она в беседе с корреспондентом издания.

Читайте по теме:

НПП "Атамекен": Видим плохой тренд в закупках "Самрук-Казына" и недропользователей

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться