В специальной экономической зоне "Парк инновационных технологий" города Алматы была запущена солнечная электростанция (СЭС), мощностью один мегаватт. На двух гектарах площади разместили 3608 элементов, установленных на регулируемых и стационарных металлических фермах.
А в посёлке Нурлы Енбекшиказахского района Алматинской области заработали два ветрогенератора, с суммарной мощностью пять мегаватт, которые также были построены китайской компанией и переданы в дар Казахстану.
Этот проект был реализован в рамках соглашения между правительствами Китая и Казахстана. С казахстанской стороны партнёром проекта стало АО "Самрук-Энерго", а с китайской стороны – Powerchina Zhongnan Engineering Corporation Limited.
По соглашению, на "Самрук-Энерго" лежала ответственность за создание и подготовку инфраструктуры проекта и организационную поддержку, а китайские компании занимались непосредственным возведением объектов и поставкой всего необходимого оборудования.
После ввода в эксплуатацию и солнечная, и ветряная электростанции безвозмездно переданы в дар казахстанской стороне и будут приняты в структуру "Самрук-Энерго".
Выступая на церемонии открытия, председатель правления АО "Самрук-Энерго" Бакитжан Жуламанов, как уже стало традицией для чиновников, рассказал о перспективах развития "зелёной" энергетики в стране и о планах по развитию сотрудничества с китайскими компаниями. Он подчеркнул необходимость развития в Казахстане собственного научно-технического потенциала энергетики на возобновляемых источниках.
Солнечные панели с монокристаллическими и поликристаллическими ячейками рассчитаны приблизительно на 25 лет эксплуатации.
На строительство солнечной электростанции ушло около года, а ветрогенераторы были установлены и запущены за восемь месяцев.
Пока говорить о серьёзном влиянии "зелёной" энергетики на энергетический рынок Казахстана рано – доля поставляемой электроэнергии из "зелёных" источников составляет около 1%. А пока же главным источником электроэнергии в стране являются тепловые электростанции, работающие на угольном топливе.
Максим Морозов