DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 283,30 Brent 36,55
В Давосе Казахстан объявил о готовности защищаться от антироссийских санкций

В Давосе Казахстан объявил о готовности защищаться от антироссийских санкций

Казахстан и Россия смогут договориться по проблемным вопросам в ЕАЭС, заявил на форуме в Давосе Тимур Сулейменов.

25 Январь 2019 11:58 12123

В Давосе Казахстан объявил о готовности защищаться от антироссийских санкций

Автор:

Аскар Муминов

Фото: РИА Новости

В Давосе подвели итоги 49-го ежегодного Всемирного экономического форума (ВЭФ-2019), девизом встречи в этом году стала глобализация 4.0: в поисках глобальной архитектуры в век четвертой промышленной революции.

На форум в этом году из-за шатдауна в США не приехал президент США Дональд Трамп, отказались от визита и главы Франции и Великобритании, но прибыла канцлер Германии Ангела Меркель.

Участники форума констатировали, что глобальная экономика переживает серьезную трансформацию, рушатся прежние системы и форматы, а торговые войны между США и Китаем и Штатами и Европой способны ввергнуть мир в глобальную рецессию. США грозят поднять для товаров из КНР торговые тарифы до 25%.

Популизм против экономики

Мировая политическая и экономическая элита выразила опасение по поводу роста числа популистов среди представителей властных кругов во всем мире. В частности, Ангела Меркель заявила, что решение уйти из политики она приняла в связи с ростом популярности лево-радикальных и откровенно националистических движений.

«Популизм влияет на экономику, решения принимаются не исходя из долгосрочной стратегии, а сиюминутно, чтобы понравиться широким массам, это очень опасная тенденция», – констатировала фрау Меркель.

Пессимизм во всем – так можно охарактеризовать главную тональность давосской встречи. Рэй Далио из Bridgewater Associates уверяет, что мировая рецессия неизбежна.

«Это будет глобальное замедление. Это не только Соединенные Штаты – это Европа, это Китай и Япония. Когда у вас есть весь этот шум, геополитический шум, шум Brexit, и то, что собирается делать ФРС, шатдаун, торговля. В конце концов, это может вызвать замедление или спад. Я не знаю, 2020 или 2021 год, но диапазон плохих результатов увеличивается», – сказал г-н Далио.

Китайцы за Америку

Даже умеренные китайцы жалуются на непредсказуемость мировой экономики. Вице-председатель КНР Ван Цишань в ходе своего выступления отметил, что в последние годы в мировой экономике обострились такие проблемы, как отсутствие новых драйверов роста, несбалансированное развитие и неравномерное распределение доходов

«Не следует соблюдать стандарты и интересы только развитых или отдельных стран. Нам необходимо сбалансированно учитывать интересы всех стран, особенно развивающихся стран и стран с формирующейся рыночной экономикой», – заявил представитель Китая.

Вместе с тем заместитель главы Государственного комитета по контролю за ценными бумагами КНР Фан Синхай сообщил, что Китай не планирует значительно сокращать объем своих инвестиций в рынок долговых обязательств США.

«Я не думаю, что Китай каким-либо образом значительно сократит свои инвестиции в рынок государственных облигаций США. Китай продолжит оставаться страной с профицитом сбережений какое-то время, хотя их объем постепенно снижается. Мы должны инвестировать за рубеж, а рынок государственных облигаций США представляется идеальным местом для вложений», – отметил г-н Синхай.

По его словам, почти 1,4 млрд китайцев создали огромный рыночный спрос, поддерживаемый покупательской способностью, что раскрыло огромный потенциал мирового рынка, который никто не может позволить себе игнорировать.

В свою очередь еще одно знаковое лицо из Китая – основатель компании Alibaba Джек Ма использовал площадку форума в Давосе, чтобы в очередной раз подтвердить, что покинет пост главы гиганта мировой электронной коммерции. Вместе с тем он сообщил, что останется в составе совета директоров Alibaba как минимум до 2020 года.

Россию дежурно пожурили

Значительный блок вопросов был посвящен ситуации вокруг антироссийских санкций и положению дел в Украине. Так, вопрос участия российских бизнесменов в форуме до последнего был под вопросом, топовые олигархи, попавшие под американские санкции, получили отказ от организаторов на приезд в Швейцарию. Несмотря на то, что это решение впоследствии было пересмотрено, осадок остался.

Россия является жупелом для мировой экономической элиты, констатировали на «полях» форума. Вместе с тем политики не оставляли надежд использовать площадку как возможность вернуть Москву в русло международных норм и законов. Так, в частности, министр иностранных дел Австрии Карин Кнайсль заметила, что даже в период холодной войны между Россией и Западом проводилось больше содержательных дискуссий.

«Нам надо начать слушать друг друга, а не читать нотации. Необходимо понять наши интересы и искать возможные области соприкосновения», – заявила она.

Вместе с тем глава ВТБ Андрей Костин убежден, что, несмотря на примирительные речи, в ближайшие два года Москве ничего хорошего от Америки ждать нечего, потому что для президента США Дональда Трампа любая попытка улучшить отношения с Россией будет заканчиваться нехорошо, подчеркнул он.

Казахстан имеет план

Стоит отметить, что казахстанскую делегацию на форуме возглавил министр национальной экономики Тимур Сулейменов. Казахстанские проблемы также рассматривали через призму событий в России. Г-н Сулейменов сообщил, что РК разработала несколько сценариев на случай дальнейшего усиления санкций против России.

«Мы разработали несколько макроэкономических и бюджетных сценариев, если вдруг эти меры начнут оказывать значительное влияние. Это меры структурные, общеэкономические, отраслевые, такие как временное снижение тарифов, по естественным монополиям, снижение отдельных видов налогов, продление сроков действия кредитных соглашений, которые даются государственными институтами развития, с тем чтобы поддержать реальный сектор», – заявил г-н Сулейменов.

Министр признал, что в силу больших производственных, коммерческих, торговых связей санкции в отношении России не могут не влиять на экономику Казахстана.

«Мы живем в рамках Евразийского экономического союза, торгуем без барьеров, без таможни. Все зависит от самого бизнеса. Они друг с другом сами договариваются. Каких-то ограничительных мер мы не предполагаем», – заявил г-н Сулейменов.

Он также отметил, что Москва и Астана не имеют серьезных противоречий в рамках ЕАЭС и аналогичные споры, как с Белоруссией, с РК вряд ли возможны.

«Главный вопрос недопонимания между Минском и Москвой связан с налоговым маневром, когда налоговая нагрузка переносится на НДПИ с экспортной таможенной пошлиной. Соответственно, та определенная субсидия, или финансовое содействие в виде неприменения ее к белорусскому импорту, поставкам нефти в отношении Белоруссии, теряет свой смысл. Поэтому, конечно, для белорусской экономики в рамках ЕАЭС к этому достаточно сложно адаптироваться», – сказал Тимур Сулейменов.

Тренд на антиглобализм

В целом эксперты оценили итоги форума в Давосе как довольно умеренные. В разговоре с abctv.kz заместитель директора информационно-аналитического центра «Альпари» Наталья Мильчакова отметила, что главный итог форума – это отсутствие значимых решений.

Прежде всего, это связано с тем, что в этом году на форум не приехал его главный «режиссер» – высокопоставленная делегация от США, кроме того, на форуме в этом году отсутствуют и представители Саудовской Аравии, подчеркнула она.

По словам эксперта, наиболее интересным событием стала заочная дискуссия Международного энергетического агентства (МЭА) и Министерства энергетики США о значении для мировой экономики и рынка энергоресурсов сланцевой революции в США.

Глава МЭА Фатих Бироль мягко попенял экспертам нефтяного рынка, что они недооценили сланцевую революцию и что ее последствия негативно скажутся на ценах на нефть в 2019 году.

А Минэнерго США выпустило прогноз о том, что в 2019 году темпы роста добычи сланцевой нефти в США замедлятся, добыча снизится с 1,6 млн баррелей в сутки в 2018 году до 1,1 млн баррелей в сутки в текущем году, а в 2020 году добыча сланцевой нефти в США упадет ниже 1 млн барреля в сутки, отметила г-жа Мильчакова.

«Все говорят о том, что происходит стагнация форума. Так называемые «давосские люди», то есть не обязательно миллиардеры и главы развитых стран Запада, а люди, разделяющие ценности глобализма, игнорируют происходящий в мире тренд антиглобализма, который с 2016 года получил название «трампизм». То есть Давос живет своей жизнью, а мир – своей, и на этом форуме пока никто не хочет ничего менять. Если так продолжится, то этот форум себя изживет естественным путем», – считает эксперт.

Шеф-аналитик ГК TeleTrade Петр Пушкарев отметил, что важный знак, что организаторы форума пошли навстречу и не стали ограничивать состав российской делегации. Для Давоса важнее максимально сохранить представительство и быть универсально привлекательной площадкой диалога всех со всеми, заметил он.

«Противоречия между защитой национальных экономик и глобализацией, пожалуй, основная нить дискуссии на форуме в этом году. Вспоминая еще и только что заключенное соглашение Германии и Франции об обороне и безопасности в обход механизмов НАТО, возможно, что все более сплоченный «новый Запад» без США потихоньку из фантазий воплощается в реальность?» – заключил г-н Пушкарев.

Аскар Муминов

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

За 20 лет из Казахстана выведено в офшоры $140 млрд

За пять лет в стране прекращено 238 уголовных дел о выводе капитала, сообщает inbusiness.kz.

28 Май 2020 11:59 48

За 20 лет из Казахстана выведено в офшоры $140 млрд

По словам сенатора Ольги Перепечиной, проблема незаконной утечки капитала из Казахстана создает прямую угрозу национальной и экономической безопасности страны.

«Согласно международной организации Tax Justice Network, за последние 20 лет отток капитала из Казахстана только в офшорные зоны составил порядка $140 млрд. В производстве комитета по финансовому мониторингу министерства финансов по фактам невыполнения требований репатриации национальной и (или) иностранной валюты в течение 2015-2019 годов в едином реестре досудебных расследований зарегистрировано 238 уголовных дел. Прекращено по реабилитирующим основаниям также 238 дел, в суд было направлено три уголовных дела», – сказала она.

Из 238 прекращенных дел порядка 70%, или 170 дел, было закрыто в связи с отсутствием состава правонарушения, уточнила депутат.

«То есть факт вывода капитала за границу есть, однако в национальном законодательстве он не квалифицируется как правонарушение. В Уголовно-процессуальном кодексе обязательства по возврату денег также не предусмотрены», – пояснила она.

По словам Перепечиной, субъекты, чей умысел изначально был направлен на невозвращение денежных средств из-за границы, готовят документальные подтверждения в виде гарантийных писем, формально подтверждающих будущее исполнение контракта, что исключают доказательство о прямом умысле невозвращения валюты из-за границы и, соответственно, делают невозможным привлечение к уголовной ответственности.

«Таким образом, действующая система противодействия незаконному выводу капитала несовершенна. В связи с этим просим премьер-министра и главу Национального банка ответить на ряд вопросов. Есть ли планы по проведению мониторинга, экономических исследований такого явления, как отток капитала за границу? Какой государственный орган будет его осуществлять?» – задала она вопросы правительству в своем депутатском запросе.

Кроме того, существуют сложности по обмену информацией службой экономических расследований с соответствующими органами иностранных государств, продолжила сенатор.

«Что делается в этом направлении, вырабатываются ли какие-либо международные договоры, облегчающие и ускоряющие взаимодействие служб? Национальное законодательство допускает использование множества легальных способов вывода денежных средств за границу. При этом даже при выявлении факта незаконного вывода капитала не предусмотрены обязательства по возврату выведенных за рубеж средств. Каковы дальнейшие планы по совершенствованию законодательства, в том числе административного и уголовного, в вопросах репатриации национальной и (или) иностранной валюты?» – резюмировала она.

Дана Карина

Ассоциация акимов, города-контрмагниты, вовлечение бизнес-элиты

Что предлагают эксперты для развития регионов.

22 Май 2020 11:29 779

Ассоциация акимов, города-контрмагниты, вовлечение бизнес-элиты

«Существующие программы уже предлагают комплекс мер, причем хороших мер, по развитию регионов. Но мы считаем, что для достижения эффекта нужны дополнительные механизмы и детализация конкретных инициатив», – говорит партнер по региону Евразия Whiteshield Partners Каныш Тулеушин. Во время презентации результатов аналитического исследования по пространственному развитию страны, которое провели Институт мировой экономики и политики и эта консалтинговая компания, он озвучил несколько инициатив, которые помогут развивать регионы.

Преображение СПК, МФЦА, кадры

Несколько предложенных инициатив объединены в блок «Обеспечение инклюзивного развития регионов: создание сильных экономических институтов с вовлечением крупных предприятий и заинтересованных сторон».

Авторы исследования предлагают создать региональные агентства развития на базе существующих социально-предпринимательских корпораций (СПК).

«Да, у нас есть СПК, у них есть стратегии, они уже участвуют в экономическом развитии. Но они разрознены в своей деятельности, некоторые работают как коллекторы, некоторые – более активно, это зависит от лидеров, которые либо стоят у руля СПК, либо курируют их, также это зависит от региона и т.д.», – поясняет Каныш Тулеушин.

Нужно усилить попечительский совет (в предлагаемой новой структуре. – Ред.), сориентировать деятельность в том числе на социальные проекты. Нужны четкие и конкретные стратегии с конкретными KPI под развитие регионов. И главное – усиливать СПК инструментами поддержки.

Следующая инициатива – создание фондов регионального развития с привлечением крупных компаний и бизнес-элиты.

«Мы считаем правильным предложить модель, которая применяется в странах с развитым рынком капитала. Управленцами этих фондов должны быть частные компании в виде главных партнеров. Они будут привлекать так называемые LP, миноритарных инвесторов в лице того же СПК, акимата, других институтов при акиматах, чтобы они сконцентрировались на реализации фонда повышения квалификации, реализации социальных проектов и проектов, направленных на развитие экономики и инноваций», – рассказывает спикер.

Эти фонды, по его словам, можно было бы зарегистрировать в МФЦА, поскольку там есть английское право, очень хорошая инфраструктура, и можно было бы точечно работать по необходимым проектам.

Финансировать программы, которые будут реализовывать фонды, можно через специальные фонды, также используя средства, полученные от заплаченных штрафов и с других сборов, как это делается в других странах.

Следующая инициатива – создание фондов для повышения квалификации при фонде регионального развития в каждом регионе. «У нас много сильных, крупных компаний, но они в основном в секторе сырья, металлов. Цены на эти товары волатильны, есть риски, что люди, занятые в этих сферах, будут высвобождаться. Что с ними делать, как их переквалифицировать, кто должен участвовать в этом? Учитывая международный опыт, мы считаем, что это целесообразно делать через создание фондов для повышения квалификации с участием крупных компаний, и государства в том числе», – говорит Каныш Тулеушин.

Города-контрмагниты и периферия

Следующий блок инициатив направлен на создание «полюсов роста» – городов-контрмагнитов. Это, по мнению авторов исследования, позволит перейти от централизованной к децентрализованной экономике с точками роста в каждом макрорегионе.

«Мы предлагаем следующий подход: сильный попечительский совет – межмуниципальная структура с вовлечением частного сектора и местных сообществ. Создаются центры-полюса роста, то есть города-контрмагниты, с периферией, и у каждого будет своя роль. У периферии – создание агломераций-кластеров, СЭЗы, программа развития поставщиков, комфортные условия проживания, развитие предпринимательства, цифрового пространства. Задачи городов-контрмагнитов – комфортные условия проживания, создание социальной инфраструктуры, развитие науки и инноваций», – поясняет Каныш Тулеушин.

На развитие «полюсов роста» должно быть направлено больше ресурсов и программ. «В качестве рейтинга мы предлагаем использовать свой Индекс потенциала городов, который мы применяем, он базируется на индексе производительности экономики и индексе социального благополучия», – говорит спикер.

Комфорт и адаптация

Следующий блок инициатив – «Качественная урбанизация и развитие сельских населенных пунктов: повышение комфорта проживания в сельской местности и ассимиляция сельского населения в городскую среду».

Сюда входят предложения по развитию образа городской культуры, пересмотр методики отбора опорных сельских населенных пунктов («очень много нареканий поступало в адрес текущей политики по этому направлению»).

Также доведение широкополосного интернета не только до населенного пункта, но и до конечных абонентов и продолжение реализации программы по массовому вовлечению населения в МСБ в городах и сельской местности.

«Необходимо создавать благоприятные условия не только в городах, но и в сельской местности. Сельский житель может находиться как на селе, так и в городе. Мы предлагаем гибкий подход», – говорит Каныш Тулеушин.

На селе человек может иметь свое дело, землю, получать господдержку, имеет возможности реализовывать продукцию на внутреннем рынке. Для этого можно представить все действующие госпрограммы, цифровые технологии, операции на базе интегратора. В то же время человек приезжает город, проходит разработанную программу адаптации к городской культуре, включая менторство при необходимости, получает поддержку через центры занятости и имеет возможность прохождения базовых курсов подготовки и переквалификации.

«Это позволит поддержать сельское население и АПК и при этом иметь хорошую программу адаптации к городской культуре», – считает эксперт.

Что происходит «на земле»?

«В ЗКО, если не считать нефтянку, которая сегодня переживает не лучшие времена, упор нужно сделать на развитие сельского хозяйства», – подключается к дискуссии первый заместитель акима Западно-Казахстанской области Мухтар Манкеев.

По его словам, режим ЧП и карантин, и в целом ситуация, которая сейчас возникла, показала: как бы мы ни говорили о том, что обеспечили продовольственную безопасность страны, сделать это на 100% все же не смогли. «Пока человек, которые живет хоть в городе, хоть на селе, не будет абсолютно уверен, что сможет прокормить свою семью местными продуктами, когда закрыты границы, говорить о больших вещах рано. Упор надо сделать на сельско хозяйство», – поясняет свою позицию спикер.

Он рассказывает, что акимат ЗКО сделал анализ населения области и разделил жителей на две группы. В первую вошли получатели социальных выплат, АСП, материальной помощи, продовольственных наборов и др., во вторую – большой блок самозанятых. Оказалось, что есть жители, которые имеют незарегистрированный скот – от 50, а некоторые и от 100 голов, и при этом получают социальную помощь.

«Например, поселок, где живет, условно, 300 семей. Из них 10-20% содержат большое количество скота и они не зарегистрированы ни как КХ, ни как ТОО. А остальные жители поселка работают на этих людей по серой схеме. Официально все числятся безработными, а фактически у людей есть денежный поток, прибыль, и они еще не брезгуют получать социальные выплаты. Это большой вопрос сегодня», – говорит Мухтар Манкеев.

Как вывести сельчан из тени?

Основная проблема на селе, по словам первого замакима ЗКО, – эффективное использование земель сельхозназначения. «И Елбасы говорил, и президент говорит о том, что мы должны возвращать земли в сельскохозяйственный оборот. Например, в ЗКО в 1991 году было 12,9 млн га земель сельхозназначения, сегодня – только 7 млн га. Где-то мы «потеряли» 5 млн га. Делаем анализ и видим: земли ушли в запас, многие пастбища и пашни стали залежами, то есть не используется, где-то поменяли целевое назначение и вывели земли сельхозоборота. Нужно решать эту проблему», – считает спикер.

Вторая проблема, о которой он говорит, – на селе «хромает» учет. Скот должен быть зарегистрирован в специальной системе «Идентификация сельскохозяйственных животных» (ИСЖ), есть норма земельной площади на количество голов. «По закону крестьянское хозяйство может зарегистрировать в ИСЖ только 20% скота от нормы. Это вопрос учета. Мы инициируем несколько предложений, как можно эффективно использовать земельные участки. Пока не дадим сельчанам четкие правила игры и не выведем их из тени, не сможем обеспечить пространственное развитие страны», – уверен собеседник.

Он также заметил, что сельских населенных пунктов слишком много (в определенном смысле это проблема). Например, в ЗКО – 434. «Работаем с министерством нацэкономики, чтобы сократить их количество, сделать опорные пункты и т.д. Что означает большое количество сельских населенных пунктов? То, что мы везде должны обеспечить инфраструктуру – дороги, свет, воду, газ, также социальную инфраструктуру. Но в ресурсах мы ограничены. При этом много таких сельских населенных пунктов, официально имеющих именно такой статус, где всего 5-10 домов. Мы не можем на 100% всех охватить. И фактически идет распыление», – говорит Мухтар Манкеев.

Опорные, спутниковые – как выбирали села

«Можете дать ваше понимание, как выбирали опорные сельские населенные пункт, что было заложено в идеологию, как они связаны и взаимодействуют с полюсами роста?» – модератор встречи попросил вице-министра национальной экономики Ермека Алпысова прокомментировать проект «АуылЕл бесігі». Проект, который интегрируют в госпрограмму развития регионов, направлен на улучшение качества жизни на селе.

«Когда полгода назад утверждали приказ, отрабатывали с регионами методику, показатели, какое село считать опорным, какое – спутниковым, где будет приоритет, мы нажили себе много «врагов», в том числе со стороны парламентского корпуса и местных исполнительных органов. Но мы подошли к этому ответственно», – говорит Ермек Алпысов.

Любое село, поясняет он, любой населенный пункт, куда будут вливаться государственные деньги, направляться инвестиции, должно в последующем развиваться. И не обязательно только в сфере сельского хозяйства (этот подход к селам остался в Советском Союзе, говорит спикер), но также в других сферах – в туризме, общепите, например.

«Когда выбирали опорные села в соответствии с критериями, посмотрели карты и увидели, что села с потенциалом развития расположены вблизи больших городов, автотрасс, водных артерий. Мы учитывали темпы роста численности населения за последние пять лет, проанализировали возрастной состав, наличие молодежи, смотрели на экономические показатели, наличие инфраструктуры. В целом более 150 показателей», – поясняет спикер.

Он говорит, что понимает «рвение акимов» (сам когда-то был акимом), которые хотят «выбить» из республиканского бюджета как можно больше средств. «Республиканский бюджет будет финансировать только те села, которые имеют потенциал развития, и на паритетной основе с местным бюджетом. Мы говорим акимам: делайте упор на опорные сельские населенные пункты, после опорных – на спутниковые, которые рядом с опорными расположены. Жители спутниковых сел могут получать определенные блага – услуги больниц, ЦОНов, нотариусов и т.д. – в опорном селе», – говорит Ермек Алпысов.

Статус села может измениться

В то же время, если акимы заинтересованы в развитии неперспективных сел, тогда будут новые проекты, методика есть. «Список сел может меняться. В зависимости от экономической ситуации в том или ином населенном пункте: если действительно за последние год-два экономика поднялась, инвестиции пошли, прирост населения, то его статус может быть изменен. В прошлом году проект опробовали. Проанализировали ситуацию в 53 селах, там проживало 700 тыс. человек, прирост населения составил 35 тыс. человек», – приводит пример спикер.

Также он напомнил, что когда был акимом города, несколько лет назад, предлагал запретить выдачу земельных участков под ИЖС рядом с крупными городами. «Мы порождаем ложную урбанизацию, частный сектор, куда надо проводить дорогостоящие сети, где надо строить новые школы и больницы. Компактная застройка, как сейчас делают в Нур-Султане, гораздо эффективнее. Минсельхозу и комитету по земельным ресурсам нужно подумать над постановлением правительства о выделении земли под ИЖС. По Конституции каждый гражданин имеет право на землю, но пусть это будет в опорных селах, райцентрах, лучше деньги направить туда, чем делать «шанхаи» вблизи крупных городов», – говорит вице-министр нацэкономики.

Инфраструктура между югом и севером

«Нужно понимать, что мы не можем всех людей «перенести» к готовой инфраструктуре, нужно развивать ее там, где люди исторически, традиционно жили», – прокомментировал принцип «люди – к инфраструктуре» государственный и общественный деятель РК Алихан Байменов.

Он говорит о том, что инфраструктуру, в частности, дорожную, важно развивать с точки зрения экономического роста и безопасности. «У нас очень большие деньги вкладываются в дорожное строительство, но при этом есть «опустошение севера». Я призываю министерство национальной экономики, министерство индустрии и инфраструктурного развития посмотреть, какие трассы соединяют юг и север страны. Важно проанализировать пассажирские маршруты железной дороги. Мой знакомый, живущий в северном Казахстане, сказал, что когда поезда ходили из Кызылорды до Петропавловска, это был один поток, а сейчас, когда они идут только Кокшетау, этот поток с юга ограничился», – рассказывает спикер.

В вопросах создания агломераций, на его взгляд, нужно учитывать, что их размеры всегда будут ограничены наличием или отсутствием природных ресурсов, необходимых для жизни человека, прежде всего – водой.

Акимам – ассоциацию, районам – полномочия

«Как согласовать общегосударственные интересы и интересы регионов при принятии решений правительством? У нас этот механизм «хромает», – продолжает Алихан Байменов, переходя к теме создания агентств регионального развития. Агентства не должны просто заниматься сбором фондов и их расходованием.

Спикер считает, что акимы должны учиться друг у друга применять инструменты экономического развития и стимулирования. Для этого нужно создать ассоциацию акимов районных городов (это, конечно, будет общественное объединение, но, может быть, миннацэкономики содействует его появлению). «Члены ассоциации могли бы периодически неформально собираться и без давления со стороны областных акимов и правительства обсуждать общие вопросы», – описывает он принцип работы такого объединения.

По словам Алихана Байменова, ни закон о территориальном устройстве, ни другие концептуальные документы не дают ответ на вопрос: в чем разница между областью и районом? Кроме размера и численности населения. Большинство госслужащих не ответят на этот вопрос. «У нас в 14 областях 14 уровней централизации управления, и это при унитарном государстве. Районное звено сейчас обескровлено. С 2012 года в районных бюджетах вообще нет средств на здравоохранение. А когда возникает напряженная ситуация, акимы районов призываются к ответственности. Сейчас уже и образование выводится из их подчинения», – говорит спикер.

В таком случае, на его взгляд, логично задать вопрос: а зачем в принципе нужны акимы районов? «У них забрали здравоохранение, заберут образование, за что в таком случае они отвечают? Более того, это означает, что и весь районный актив – депутаты, советы и т.д. – не будут чувствовать сопричастности к решению задач в этих двух сферах государственной важности», – говорит спикер.

Он считает, что недостаток полномочий, ресурсов и возможности влиять на проведение политики отпугивает желающих трудиться на госслужбе, поскольку перечисленные пункты – это те мотивы, которыми руководствуются люди, идущие в эту сферу. «А потом мы говорим, что на местах очень маленький конкурс на одно место. В сельские, в районные акиматы – один человек, «полтора». И это на юге, где избыток трудовых ресурсов. Это же невероятно! Кроме того, что нет доверия к конкурсам, проблема еще и в этом», – говорит Алихан Байменов.

Он уверен: вопрос четкого понимания разницы между районом и областью и их функциями должен быть продуман государством на центральном уровне.

Елена Тумашова

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: