В дорожной сфере процветает коррупция?

3937

Что мешает качественному ремонту дорог и экономии бюджетных средств, выделяемых на эти цели.

В дорожной сфере процветает коррупция?

В Восточном Казахстане разразился очередной конфликт между предпринимателями, которые занимаются строительством и ремонтом дорог, и чиновниками из ГУ "Отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автодорог Усть-Каменогорска", передает inbusiness.kz. Представители бизнеса упрекнули местный отдел ЖКХ в лоббировании интересов отдельных компаний, некорректном составлении сметной документации на ремонт улиц. Но чиновники отрицают свою заинтересованность, даже несмотря на то, что департамент внутреннего государственного аудита (ДВГА) по ВКО подтвердил допущенные акиматом нарушения при госзакупках.

Зерно конфликта

Дело в том, что на текущий год в Усть-Каменогорске провели восемь открытых конкурсов по среднему ремонту улиц. Организатором выступило ГУ "Отдел финансов города Усть-Каменогорска", заказчиком – ГУ "Отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Усть-Каменогорска". По пяти конкурсам сметная документация требовала применение выравнивающего слоя дорог из крупнозернистой смеси (КЗ) типа Б марки 2, в ней было указано необходимое количество тонн этого материала. Кроме того, конкурсные документы предусматривали фрезерование определенной площади дорог. И здесь чиновники, как утверждают дорожники из ТОО "ДСУ-14", скрыли большой подвох. При заданных условиях конкурса может быть применена только мелкозернистая смесь для выравнивающего слоя, но не требуемая по документам КЗ.

Конечно, не специалистам трудно понять, в чем здесь дело. Но по поводу того, какую применять фракцию для выравнивающего слоя дорожного полотна в таких случаях – крупнозернистую или мелкозернистую, ТОО "ДСУ-14" и чиновники из городского отдела ЖКХ судятся уже больше года.

При этом суд второй инстанции еще в декабре прошлого года согласился с выводами экспертов из Казахстанского дорожного научно-исследовательского института, которые подтвердили правоту предпринимателей. Служители Фемиды отметили, что крупнозернистая смесь, которую требуют заказчики госзакупок, не подходит для выполнения заданной работы, а отдел ЖКХ допустил ошибку в расчетах. В сметной документации по среднему ремонту улиц, где для выравнивающего слоя требовался крупнозернистый асфальтобетон, его расчетная толщина составляла 3,8 и 3,9 сантиметра. Но сделать такой слой можно только из мелкозернистой смеси!

Но чиновники из ГУ "Отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Усть-Каменогорска" перенесли свои ошибки в сметную документацию новых конкурсов. Как рассказали в ТОО "ДСУ-14", они тоже участвовали в госзакупках и увидели эти "косяки" чиновников. Предприниматели оставили свои замечания на портале госзакупок, но их проигнорировали.

Тогда генеральный директор ТОО "ДСУ-14" Александр Федосов, к слову, старейший работник отрасли и академик Международной академии транспорта,  направил жалобу в ДВГА по ВКО относительно нарушений  конкурсной документации в пяти открытых конкурсах по среднему ремонту улиц в Усть-Каменогорске на этот год.

Проведя аудит в ГУ "Отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог", специалисты ДВГА установили в его действиях нарушения законодательства по госзакупкам. По данным аудиторов, мало того что расчеты заказчиков госзакупок по толщине выравнивающего слоя оказались неверны, так они еще не внесли в конкурсную документацию изменения в соответствии с замечаниями, отраженными в протоколе предварительного обсуждения.

Вместе с тем обязательным условием утверждения конкурсной документации является предварительное обсуждение ее проекта потенциальными поставщиками, чего сделано не было.

У отдела ЖКХ есть право обжаловать это заключение ДВГА в вышестоящий орган, республиканский комитет внутреннего государственного комитета, а затем в случае несогласия с его выводами подать в суд. На все эти процедуры уходит много времени, открытые конкурсы уже прошли, победители приступили к работам. То есть они будут вынуждены применять крупнозернистую асфальтобетонную смесь для выравнивающего слоя автодороги?

Отнюдь нет, уверяет Александр Федосов. По его словам, дорожники просто "игнорят" неправильные требования сметной документации заказчиков госзакупок. И используют при среднем ремонте автодорог мелкозернистую смесь вместо крупнозернистой. Но уже сами чиновники по причинам, о которых можно лишь догадываться, не обращают на этот факт  внимания, говорит бизнесмен.

На брифинге в Палате предпринимателей ВКО Александр Федосов напомнил руководителю ГУ "Отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автодорог города Усть-Каменогорска" Еркыну Турарову, что наглядно доказал ему это, когда привел на одну из отремонтированных дорог в городе. Но чиновник на  замечание не ответил. Он лишь заверил журналистов, что заказчики госзакупок действуют законно, а по поводу заключения департамента внутреннего госаудита не в их пользу г-н Тураров заметил, что будут его изучать "после получения бумажного варианта документа".

Кстати, на брифинге главный инженер ТОО "Каздорпроект" Шолпан Кубжанова тоже подтвердила некорректность расчетов заказчиков госзакупок.

"Мы подсчитали, что если таким образом применить крупнозернистую смесь, то толщина выравнивающего слоя должна быть 6 сантиметров, при заложенном в конкурсную документацию количестве тонн материала подрядчики должны по одному конкурсу вообще делать дорогу бесплатно", – сказала Шолпан Кубжанова.  

Цена за  критику акимов

Генеральный директор ТОО "ДСУ-14" Александр Федосов и раньше  не раз публично критиковал сложившуюся в дорожной сфере ВКО систему государственных закупок, акима Усть-Каменогорска Жаксылыка Омара, прозрачно намекал на то, что в ней есть лоббирование определенных строительно-дорожных компаний.

Также предприниматель год назад стал участником круглого стола в Семее, где подвергалась критике деятельность акима ВКО Даниала Ахметова.

Уже после этого, в мае прошлого года, фирма Федосова выиграла открытый конкурс по среднему ремонту двух улиц в Усть-Каменогорске – Мостовой и Космической – и приступила к работам. Возникающие у технадзора замечания в ТОО "ДСУ-14" сразу устраняли. Когда дорожники уже полностью уложили  выравнивающий слой на дорогах из мелкозернистой асфальтобетонной смеси, только тогда представитель технадзора сделал замечания, что нужна крупнозернистая смесь. Хотя обязан был проверить используемые материалы в начале и по ходу работ, говорит Александр Федосов.

По его словам, самое интересное, что в качестве фирмы по техническому надзору акимат города ему определил ТОО "Восток-Инжиниринг", а его владельцами являются те же люди, что и в ТОО "Востоквзрывпром" – компании, которую представители восточноказахстанского бизнеса, включая самого Федосова, не раз называли фаворитом властей. Мол, самые лакомые куски на госзакупках доставались именно ТОО "Востоквзрывпром", пока его не объявили недобросовестным участником госзакупок в 2020 году..

В итоге чиновники из отдела ЖКХ отказались подписать акт выполненных работ по выравнивающему слою на улицах Мостовой и Космической.  Предприниматели из ТОО "ДСУ-14" погрязли в судах, которые идут до сих пор. Сейчас в первой инстанции представители ТОО "ДСУ-14" требуют от отдела ЖКХ согласовать замену асфальтобетонной смеси, признать  расторжение договора со стороны заказчика госзакупок незаконным, продлить сроки его действия. Между тем ремонт на Космической и Мостовой так и не завершен в течение года, что доставляет большие неудобства горожанам. Ведь верхний слой асфальта дорожники так и не положили из-за судебных споров с заказчиками.

"Чиновники загнали меня и мое предприятие в ловушку исключительно из-за моей критики действующей системы госзакупок", – уверен Александр Федосов.

Он рассказал – с той поры, как стал бороться с системой, его предприятие стало меньше выигрывать в конкурсах по госзакупкам, общие объемы финансирования упали больше, чем в два раза. Такую цену он заплатил за критику, считает предприниматель. Но все же Александр Федосов и сейчас на вопросы журналистов, почему в Усть-Каменогорске есть проблемы с качеством дорог и даже те, что недавно отремонтированы, все в ямах и канавах, отвечает – бюджетные средства используются неэффективно.

"В частности, ямочный ремонт дорог сейчас у нас ведется по технологиям 50-летней давности. Я его называю "чайниковым". Если использовать новые методы, то он будет держаться 5 лет, а сейчас не больше полугода, после чего на дорогах опять появляются выбоины", – объяснил он.

По словам Александра Федосова, есть несколько способов ямочного ремонта. У нас распространен тот, что выполняется с использованием горячего асфальтобетона. Но этот материал должен подвозиться к месту работ в бункере при температуре до 250 градусов. Есть холодный асфальтобетон, с добавлением модифицированных добавок, есть также струйный инновационный метод, литой асфальт, с инфракрасным прогревом, который на 30% уменьшает стоимость ямочного ремонта. Но все эти способы у нас не применяются.

Ольга Ушакова