В Казахстане начата цифровая аттестация учителей: подведены первые итоги

1499

​Есть опасение, что с новой системой педагоги будут гнаться за "галочками", которые не всегда отражают их реальный профессионализм.

В Казахстане начата цифровая аттестация учителей: подведены первые итоги Фото: Google Gemini

Как известно, в 2024/2025 учебном году в Казахстане произошли кардинальные изменения в системе аттестации педагогических работников. Впервые процедура проходит полностью в цифровом формате. Эти изменения вызывают интерес в обществе, поскольку напрямую затрагивают качество образования, профессиональное развитие учителей и в итоге отражаются на знаниях детей. Inbusiness.kz выяснял промежуточные итоги аттестации педагогов страны.

От бумажной волокиты к цифровой платформе "Ұстаз"

Главным инструментом аттестации стала национальная платформа "Ұстаз". Ее разработка и внедрение — шаг, направленный на устранение традиционных бюрократических преград. Вместо сбора и подачи кипы бумажных документов информация о каждом педагоге теперь автоматически агрегируется из нескольких государственных баз данных. Система интегрирована с Национальной образовательной базой данных (НОБД), Национальным центром тестирования и Республиканским научно-практическим центром "Дарын". Это позволяет в едином цифровом профиле объединить сведения о стаже, образовании, достижениях педагога и его учеников, а также результатах оценки предметных знаний (ОПЗ).

Как сообщили inbusiness.kz в минпросвещения, цифровой формат не только упрощает процесс, но и делает его более справедливым. Исключается возможность принятия решения без наличия необходимых материалов, а аттестационные комиссии получают возможность оценивать портфолио в любое удобное время, подтверждая свою оценку электронной подписью.

"На сегодняшний день на платформе "Ұстаз" зарегистрировано более 635 тыс. педагогов. Это внушительная цифра, охватывающая работников дошкольного, общего среднего, специального, дополнительного, технического и профессионального образования. В рамках текущего цикла аттестации, который охватывает категории "педагог-модератор" и "педагог-эксперт", аттестацию проходят свыше 94 тыс. учителей. На данный момент уже подведены итоги для 71% из них, что составляет почти 66 тыс. человек", – рассказали в ведомстве.

Критерии оценки включают два основных компонента: оценку предметных знаний и комплексное аналитическое обобщение результатов деятельности (портфолио). Последний компонент включает в себя оценку достижений обучающихся, учебно-методическую деятельность, обобщение опыта и повышение квалификации. Для обеспечения объективности подходы к оцениванию стандартизированы, а критерии дифференцированы с учетом специфики работы в различных образовательных учреждениях.

Последствия аттестации – поддержка и развитие

Одним из важнейших вопросов является судьба педагогов, которые не смогли пройти аттестацию на заявленную категорию.

Как отметили в минпросвещения, им будет присвоена категория, соответствующая их реальным результатам. При этом система предоставляет возможности для дальнейшего роста:

  • повторная аттестация на категорию "педагог-модератор" может быть пройдена ежегодно.
  • на более высокие категории педагог может претендовать досрочно, через два года.

Результаты аттестации станут основой для анализа профессиональных компетенций учителей и выстраивания индивидуальных траекторий непрерывного профессионального развития. На платформе "Ұстаз" создан специальный модуль статистики, который позволяет органам управления образования получать детализированные отчеты по регионам. Эти данные будут использоваться для планирования курсов повышения квалификации, выявления слабых сторон и предоставления адресной поддержки.

Поэтому аттестация перестает быть просто проверкой, а становится инструментом для выявления потребностей и улучшения системы в целом.

Обратная сторона цифровизации

Несмотря на все плюсы, у новой системы есть и свои критики. Есть мнение, что автоматическая сборка данных может давать сбои. Что делать учителю, если его портфолио загрузилось с ошибками? Как доказать свою правоту?

Также некоторые эксперты опасаются, что оценка портфолио станет формальной. Вместо реальных достижений учителя будут гнаться за "галочками" — участием в конкурсах и семинарах, которые не всегда отражают их реальный профессионализм.

Конечно, цифровая аттестация — это большой шаг вперед. Но, как и любая новая система, она требует доработки. Важно, чтобы технологии служили людям, а не создавали новые проблемы.

Читайте по теме:

Токаев: Учитель – ключевая фигура в построении будущего страны

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться