В Казахстане кардинально меняют подход к назначению адресной социальной помощи (АСП). Если раньше государство смотрело преимущественно на официальные доходы граждан, то теперь под лупу попадут их реальные расходы, кредиты и банковские накопления. Главным инструментом контроля станет новый механизм – социальный аудит. Соответствующий консультативный документ уже опубликован на портале "Открытые НПА". Корреспондент inbusiness.kz разбирался, как государство будет отделять действительно нуждающихся от мнимых бедняков.
Проблема: богатые бедные
О необходимости реформ прямо говорится в самом консультативном документе. Разработчики признают: действующий механизм назначения АСП неэффективен, поскольку основан на формальном подходе — "есть справка о низких доходах — получи помощь". Однако реальность оказалась куда сложнее. Ключевыми слабыми местами текущей системы названы:
- Недостаточная прозрачность данных о доходах и слабая межведомственная интеграция, что ведет к ошибкам в определении нуждаемости.
- Игнорирование реальных расходов семьи (на лечение, аренду жилья, транспорт, обучение).
- Скрытые доходы и злоупотребления, когда семьи умышленно занижают доходы или оформляют имущество на третьих лиц, чтобы получить АСП.
Эта ситуация не голословна и подтверждается удручающей статистикой за 2024 год. Только по предварительным данным, при назначении АСП были выявлены вопиющие факты по 9533 семьям (50 669 человек):
- 3131 семья предоставила недостоверные сведения;
- 420 семей скрыли реальные доходы;
- 5982 семьи попросту отказались от проверки их материального положения.
"Зачастую при проведении обследования материального положения семьи выявляются факты материального благополучия семьи и отсутствия нуждаемости в назначении АСП", — констатируют разработчики законопроекта.
В итоге участковые комиссии были вынуждены отказать в помощи 31 614 семьям (161 285 человек), поскольку их декларируемые "копеечные" доходы никак не вязались с реальным уровнем жизни.
Новые фильтры: на что теперь будут смотреть
Чтобы отсечь "профессиональных получателей", минтруда предлагает ввести новые, куда более жесткие критерии нуждаемости. Теперь основанием для отказа в АСП может стать не только доход, но и определенные финансовые операции.
Вот три новых "стоп-сигнала" для претендентов на помощь:
- Наличие крупных кредитов. Если семья оформила банковские займы или микрокредиты (за исключением ипотеки) на сумму, превышающую два прожиточных минимума на каждого члена семьи, в помощи могут отказать.
- Активные траты. Если расходные операции по банковским счетам семьи в совокупности превышают установленную черту бедности на каждого ее члена.
- Наличие сбережений. Семьи, имеющие на депозитах или сберегательных счетах более 200 МРП, также не попадают под категорию нуждающихся.
Важно отметить, что для получения доступа к этим данным, составляющим банковскую тайну, потребуется письменное согласие самого заявителя.
Есть и послабление. Критерий наличия более одного легкового автомобиля доработают. Теперь он не будет распространяться на многодетные семьи и семьи, где есть лица с инвалидностью I и II групп, им разрешат иметь два автомобиля.
Главное нововведение – социальный аудит
Ключевым изменением в законодательстве станет внедрение принципиально нового для Казахстана понятия — социального аудита. Это механизм тотальной проверки, который позволит государству не просто верить на слово, а системно анализировать и перепроверять финансовое положение получателей помощи.
Социальный кодекс предлагается дополнить новой статьей 24-1, которая четко определяет суть этого инструмента:
"В целях соблюдения условий предоставления мер государственной поддержки и подтверждения нуждаемости в социальной защите уполномоченный орган осуществляет анализ, оценку и проверку (социальный аудит) сведений и данных, на основании которых нуждающимся лицам (семьям) предоставлены меры государственной поддержки".
Проще говоря, это ревизия, которая будет проводиться на основе данных о доходах и расходах, полученных как от самого получателя, так и из государственных информационных систем.
Ожидается, что нововведение будет также отслеживать фактическое использование получаемой адресной социальной помощи.
"Социальный аудит позволит не только оценивать достоверность представляемых сведений, но и отслеживать фактическое использование получаемой адресной социальной помощи, что обеспечит предотвращение ее нецелевого расходования и повысит адресность государственной поддержки".
Иными словами, государство получит право проверять не только данные о доходах и расходах семьи, но и то, как именно используются полученные пособия.
Внедрение социального аудита, по мнению разработчиков, позволит решить сразу несколько задач:
- Обеспечить справедливость: помощь будут получать те, кто в ней действительно нуждается.
- Повысить эффективность: бюджетные средства перестанут уходить в карманы людей, не имеющих на это права.
- Предотвратить мошенничество: системный контроль сделает сокрытие доходов и имущества бессмысленным.
Предполагается, что законопроект будет принят уже в декабре 2025 года, а новые нормы вступят в силу через 10 рабочих дней после официального опубликования. Таким образом, уже в следующем году правила игры на поле социальной поддержки изменятся кардинально.
Фактически государство "заглянет в кошелек" малоимущих: теперь под контролем будут не только доходы, но и расходы, депозиты, кредиты и даже использование самой помощи. Социальный аудит может стать поворотным моментом в системе поддержки — от формального назначения выплат к реальной проверке нуждаемости. Но одновременно это усиливает контроль государства над личными финансами граждан.
Читайте по теме:
У полутора тысяч получателей АСП нашли коммерческую недвижимость