DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 286,33 Brent 36,55
В Казахстане продолжают сокращаться посевные площади табака

В Казахстане продолжают сокращаться посевные площади табака

Производители сигарет подумывают диверсифицировать бизнес в пользу электронных сигарет.

16 Март 2017 17:26 8674

В Казахстане продолжают сокращаться посевные площади табака

Автор:

Элина Гринштейн

Согласно данным Комитета по статистике министерства национальной экономики РК, по итогам 2016 года уточненная посевная площадь табака составила 357 гектаров. Для сравнения, в 2012 году она составляла 1275,1 гектара. Таким образом, за последние четыре года уточненная посевная площадь табака сократилась на 72%, а только за прошлый год (по сравнению с данными 2015 года) – на 22,5%.

Отметим, что наблюдаемое уменьшение соответствует принципам Рамочной конвенции по борьбе против табака Всемирной ассоциации здравоохранения, участником которой Казахстан является уже на протяжении 10 лет. Однако, глядя на данные статистики, можно прийти к интересному выводу: несмотря на то, что объемы производства табачных изделий действительно падали (правда, по итогам 2016 года все же удалось впервые за четыре года достигнуть роста производства в 0,8%), объемы реализованной продукции в течение последних лет только увеличивались. И этому не смогли помешать даже растущие цены на сигаретную продукцию. За 2016 год на внутреннем рынке РК было реализовано 26,7 млрд штук сигарет, на 9,8% больше, чем в 2015 году.

«Ежегодно в Казахстане потребляется в среднем 8-10 млрд штук табачных изделий, ежегодный рост объема потребления в период 2013-2015 годов составляет порядка 44% в натуральном и более чем 11% в стоимостном выражении. В среднем в 2015 году на душу населения приходилось порядка 769 сигарет, или 38 пачек сигарет в год», – сообщает Гаухар Шинкеева, аналитик Рейтингового агентства Регионального финансового центра города Алматы. Эксперт также отмечает, что не представляется возможным оценить, увеличивается ли объем реализованных табачных изделий за счет роста числа курильщиков или же за счет увеличения объема потребления ими табачной продукции.

Что же касается производства табачных изделий, в количественном выражении с 2012 года оно снизилось примерно на 32,2% (по итогам 2015). Но, как было отмечено выше, по итогам прошлого года выпуск сигарет и других табачных изделий увеличился на 0,8% в сравнении с 2015 годом. Всего, по данным Комитета по статистике МНЭ РК, за период с января по декабрь 2016 года в Казахстане было произведено 20,3 млрд сигар, черут, сигарилл, сигарет и папирос из табака или его заменителей.

Нужно отметить, что по итогам 2015 года общие производственные мощности были использованы лишь на 51% от суммарной предприятий, занимающихся выпуском табачных изделий, которые могут выпускать в общей сложности 37,9 млрд штук сигарет, папирос, сигар и черут. Гаухар Шинкеева отмечает, что проблему перепроизводства удается решить за счет экспорта казахстанских табачных изделий. За 2016 год из Казахстана было экспортировано 7,7 млрд сигарет, что составило 38,1% от производства.

«Порядка 80-90% табачных изделий экспортируется в страны СНГ, преимущественно это Российская Федерация, а также Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и другие. Оставшаяся доля отправляется в другие страны мира, основными из которых являются Монголия, Афганистан. Экспорт в страны дальнего зарубежья пока невозможен из-за высоких ввозных пошлин и логистической системы», – сообщает г-жа Шинкеева.

В казахстанском подразделении компании Japan Tobacco International, которая занимает порядка 39,7% казахстанского рынка в натуральном выражении (по данным независимого агентства Nielsen на август 2016 года), abctv.kz сообщили, что продукция, произведенная на фабрике JTI в Алматинской области, идет на экспорт в Таджикистан, Узбекистан, Кыргызстан и Монголию.

При этом импорт табака и табачных изделий имеет стабильный повышающийся тренд. Лишь в 2015 году было зафиксировано незначительное падение объемов поставок табачных изделий на 2,4%, с 12,2 млрд штук в 2014 году до 11,9 млрд штук. Аналитик объясняет это снижение переходом к свободно плавающему обменному курсу тенге. В 2016 году в РК было завезено 14,2 млрд штук сигарет, что составило 53,1% от общего числа реализованной табачной продукции. Завозят сигареты и другие табачные изделия преимущественно из стран СНГ, до 70% от общего объема импорта приходится на Российскую Федерацию.

Специалисты центра бизнес-решений Elim объясняют рост объемов импорта и экспорта различным качеством сортов табака и сигарет.

К слову, о качестве сигарет. Поскольку параллельно с сокращением посевных площадей табака ежегодно снижается и валовый сбор табачных листьев, это сказалось и на содержании табака в сигаретах. По словам г-жи Шинкеевой, за пять лет валовый сбор упал на 50% (в 2016 году он составил 1009,8 тонны). При этом, по словам аналитика, согласно грубой оценке в 2012 году содержание табака в одной сигарете местного производства составляло около 0,1 г, в 2014 году – 0,06 г, а в 2015 опустилось до 0,07 г.

Дальнейшее сокращение посевных площадей и валового сбора табака, разумеется, продолжит оказывать влияние на объемы производства. Гаухар Шинкеева считает, что в 2017 году они могут сократиться до 17-18 млрд штук табачных изделий.

«Снижение будет ожидаться в пределах 10%, так как сокращение производства означает снижение доходов, на что табачные производители не готовы идти. К сравнению, доход от реализации табачной продукции ТОО «Филип Моррис Казахстан» и ТОО «JTI Kazakhstan» по итогам 2015 года составил 90,3 и 48,8 млрд тенге, тогда как в 2014 году доход составлял 82,9 и 50,1 млрд тенге», – добавила аналитик.

Отметим, что сокращение посевных площадей табака для производителей сигарет является трендом. Также регулярно повышаются акцизы. В этом году по сравнению с 2016 годом они выросли на 24% – с 5000 тенге за 1000 штук до 6200 тенге. Но на этом дальнейший рост не прекратится: в 2018 году ставки вырастут до 7500 тенге, в 2019 году – до 8700 тенге.

Впрочем, крупнейшие казахстанские производители табачных изделий – региональные подразделения транснациональных компаний Philip Morris International и Japan Tobacco International – смирились с ростом акцизов при условии его планомерности и более тщательного контроля над перевозками подакцизных товаров внутри ЕАЭС, дабы минимизировать контрабанду.

«Акцизы являются важным фактором регулирования оборота табачных изделий. Повышение акцизов всегда преследует две основные цели – фискальную, то есть пополнение бюджета, и снижение доступности табачных изделий в интересах здравоохранения. ТОО «Филип Моррис Казахстан» поддерживает постепенный и планомерный рост акцизов на табачные изделия, который, с одной стороны, позволяет государству достигать указанные выше цели, а с другой – не будет приводить к таким последствиям, как рост нелегальной торговли и теневого рынка сигарет», – прокомментировали нам ситуацию в ФМК.

В JTI также отметили, что каждый миллион контрабандных сигарет обходится казахстанскому бюджету в 6,2 млн тенге недополученных акцизных сборов.

Отметим, что обе транснациональные компании, как и их казахстанские подразделения, готовятся к дальнейшему ужесточению условий работы, причем не только в Казахстане, но и в других странах. В качестве одного из способов диверсификации бизнеса можно назвать такой относительно новый (и весьма неоднозначный) товар, как электронные сигареты, а также другие альтернативные обычным сигаретам продукты. В Казахстане вейпинг законодательно пока никак не регулируется, а данные гаджеты не относятся к табачным изделиям, что предоставляет производителям и курильщикам больше возможностей и свобод.

Компания JTI, например, в 2015 году приобрела Logic – один из ведущих брендов электронных сигарет в Америке. Правда, в Казахстане этот продукт пока не продается. А вот в «Филип Моррис» сделали ставку на систему IQOS, несколько отличную от электронных сигарет: в ее основе лежит процесс нагревания табака без горения, в результате чего образуется табачный пар (аэрозоль). Первый магазин IQOS в Алматы был открыт 16 января 2017 года.

«В целом рыночная доля электронных сигарет в нашей стране в сравнении с традиционными сигаретами пока небольшая. Однако рост интереса курящих к этому продукту очевиден. По данным опроса агентства маркетинговых исследований MASMI, рыночная доля электронных сигарет увеличилась почти в пять раз за последние два года (0,3% в 2014 году в сравнении с 1,4% в марте 2016 года). Такой стремительный рост в Казахстане, безусловно, вызван интересом курящих к инновационным продуктам», – прокомментировали в казахстанском подразделении JTI.

А в «Филип Моррис» и вовсе не исключают вероятности, что когда-нибудь традиционные сигареты канут в Лету, уступив место электронным. Так, глава Philip Morris International Андре Калантзопулос высказал надежду на то, что в скором времени, при должной осведомленности потребителей и достаточном распространении инновационной продукции, табачным компаниям совместно с правительствами стран можно будет начать этап вывода традиционных сигарет с рынков. Однако, как скоро это случится (и случится ли вообще), покажет время.

Элина Гринштейн

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Казахстанские подростки стали чаще употреблять электронные сигареты

Минздрав бьет тревогу.

04 Март 2020 11:58 2552

Казахстанские подростки стали чаще употреблять электронные сигареты

Электронные сигареты являются одним наиболее часто используемым новым табачным изделием среди подростков. Такие данные приводит Национальный центр общественного здравоохранения минздрава РК (НЦОЗ).

Проведенное центром исследование детей в возрасте 11-15 лет выявило, что число нынешних потребителей электронных сигарет (употребление за последние 30 дней) увеличивается по мере взросления, что особенно выражено среди мальчиков. Так, распространенность употребления электронных сигарет, по крайней мере, один-два дня за последние 30 дней, среди мальчиков возрастает в 3,5 раза с 11 лет (2%) к 15 годам (7%), а среди девочек в два раза – с 1% в 11 лет до 2,2% в 15 лет.

В целом потребителей электронных сигарет больше в два раза среди городских детей (4%) по сравнению с сельскими детьми (2%), почти в три раза больше среди мальчиков (4,6%) по сравнению с девочками (1,6%). Число потребителей электронных сигарет увеличивается в два с половиной раза к 15 годам (5,2%).

Популярность электронных сигарет среди казахстанской молодежи в некоторых случаях превышает распространенность курения обычных сигарет, и в будущем можно ожидать дальнейший рост употребления этих новых видов изделий с никотином.

Так, за четыре года, с 2014 по 2018 год, отмечается стремительный рост употребления электронных сигарет в Казахстане среди подростков 13-15 лет: мальчики в три раза чаще, девочки в два раза чаще стали употреблять данные изделия.

В минздраве подчеркивают, большинство электронных сигарет содержат никотин. Многие электронные сигареты имеют приятный для детей вкус, в том числе манго, фрукты и крем, которые делают электронные сигареты более привлекательным для молодых людей.

Аэрозоль от электронных сигарет не безвреден. Может содержать вредные вещества, в том числе: никотин, канцерогенные химикаты, летучие органические соединения, ароматизаторы, связанные с заболеванием легких, тяжелые металлы, такие как никель, олово и свинец. Например, в США, где вейпинг довольно распространен среди молодежи, в настоящее время выявлено 2800 случаев заболеваний легких, включая 68 смертельных исходов, связанных с использованием электронных сигарет.

По данным НЦОЗ, необходимо внедрение и соблюдение комплексной политики по созданию среды, свободной от табака: охватить электронные сигареты антитабачным законодательством, предусмотреть повышение цен, ограничить маркетинг подобных изделий.

Напомним, электронные сигареты («вейпы») – это устройства, которые создают высокодисперсный пар для вдыхания. Использование электронных сигарет часто называют «вейпингом».

Саян Абаев

Что такое снюс, и почему о нем все говорят

В парламенте Казахстана активно обсуждается проект изменений в Кодекс о здоровье народа и системе здравоохранения.

02 Март 2020 14:37 1143

Что такое снюс, и почему о нем все говорят

Ожесточенную полемику вызывают вопросы регулирования новых способов потребления никотина. Поправки к существующему закону коснутся миллионов людей по всей стране, ведь они вносят запрет на продажу всех новых никотиновых систем до разработки техрегламента, который обещают создать только в 2022 году. Только к этой дате станет понятно, как регулировать электронные сигареты, вейп и, пожалуй, самый обсуждаемый способ потребления никотина в Казахстане в эти дни – никотиновые паучи

Откуда шум?

После того как в конце прошлого года в России были выявлены несколько случаев отравления подростков никотиновыми продуктами, СМИ Казахстана стали активно рассказывать о снюсе – никотиносодержащей смеси. На волне негативного хайпа и в целях недопущения случаев отравления в нашей стране минздрав ввел временный запрет на оборот снюсов и бестабачных никотиновых смесей. Журналисты и чиновники называют подушечки с никотином чуть ли не новым спайсом и считают, что он куда опаснее обычных сигарет, хотя продается без паспорта.

Снюс – это наркотик?

Снюсом называют табачные смеси в маленьких пакетиках, которые кладут между верхней или нижней губой и десной и держат там около 15-20 минут.

В 2019 году стали появляться аналогичные по употреблению никотиновые смеси, или, как их называют производители, бестабачные некурительные никотиновые паучи, но, в отличие от снюса, они не содержали табак, с добавлением фармацевтического никотина. Неофициально за такими продуктами также закрепилось название «снюс».

В такой подушечке, или пауче, обычно содержится никотин, соль, сода и увлажнитель, иногда для запаха или вкуса добавляют ароматизаторы: мятный, черешневый, черничный.

В Казахстане и соседних странах первой появилась швейцарская марка традиционного (табачного) снюса Oden's, затем рынок заполонили ее российские, более дешевые аналоги, которые разными цветами обозначают количество содержащегося в подушечке никотина: бирка голубого цвета означает, что в ней около 15 мг никотина, а коробочки с красной или желтой биркой называют extreme за большое количество вещества – около 40-60 мг. Сейчас этот продукт найти сложно, но раньше их можно было купить онлайн, в табачных магазинах или кальянных: там его продают в круглых упаковках, внутри – примерно 15 пакетиков смеси. На человека эта смесь действует так: сначала через слюну никотин поступает в организм, затем появляется чувство расслабленности. Если употреблять крепкий снюс с большим содержанием никотина, может появиться сильное головокружение и иногда – тошнота. Снюс не пахнет, в отличие от сигарет, от него нет дыма и никаких следов на зубах или пальцах. Учитывая отсутствие нормального регулирования со стороны государства, снюс быстро ворвался в жизнь школьников.

История вопроса

Впервые снюс стали продавать в Швеции еще в XVII веке, его иногда называют шведским снюсом или сосательным табаком. Популярность этого вида табака выросла в конце 1990-х, и тогда же продажу смеси запретили во всех странах ЕС, кроме Норвегии и Швеции, где такой табак все еще можно купить легально. Евросоюз объяснил такой запрет тем, что снюс куда вреднее для организма, чем обычный табак, но есть мнение, что на запрет повлияли производители сигарет, которые таким образом хотели убрать с рынка своих конкурентов.

Сейчас часть европейских стран начинает менять свое регулирование в обратную сторону. Так, в Швейцарии разрабатывается новый закон о регулировании оборота табачной продукции, который должен быть принят парламентом в 2022 году и, возможно, разрешит продажу паучей. В нем также содержится запрет на продажу несовершеннолетним.

В 2019 году управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (FDA) разрешило производителям бездымных табачных изделий продвигать свои продукты. Власти США впервые оценили этот продукт как менее вредный по сравнению с обычными сигаретами. Производители получили право открыто заявлять о том, что их продукция «снижает риск развития рака полости рта, болезней сердца, рака легких, инсульта, эмфиземы и хронического бронхита». Это был первый случай, когда FDA дало положительный ответ на подобный запрос и присвоило снюсу статус «продукции с пониженным риском», отметив, что возрос спрос на подобный товар со стороны взрослых потребителей.

А что у нас?

В 2019 году потребители снюса стали переключаться на новые никотиновые паучи без табака, которые не попадали под законодательные ограничения. Например, на паучи шведского бренда VELO, который приобрела группа «Бритиш Американ Тобакко». VELO стал одним из первых бестабачных продуктов, в котором содержание никотина не превышает 11 мг. Согласно международным исследованиям, из-за отличного от сигарет способа потребления – не через легкие, а через слизистую рта – количество усваиваемого никотина в паучах 15 мг примерно равно количеству усваиваемого никотина в традиционной сигарете.

За новым трендом погнались и некоторые предприниматели из соседних стран, никотиновые смеси стали кустарно производить в России: от привычных пакетиков до мармелада или карамели с никотином. В российских аналогах, например, в снюсе Corvus – больше 40 мг никотина, столько же, сколько в пяти сигаретах. Российские производители пошли еще дальше, количество никотина у некоторых брендов могло быть и 70, 100 и 250 мг.

А он правда опасен?

В ноябре сразу в нескольких регионах России школьники, по сообщения СМИ, отравились снюсом. Однако, в Казахстане таких случаев не было, что в первую очередь обусловлено действиями органов здравоохранения и меньшим количеством недобросовестных субъектов рынка по сравнению с той же Россией.

Тем не менее, на волне ситуации в России, местные СМИ начали поднимать настоящую панику: авторы сюжетов с громкими названиями «Новое искушение для подростков» и «Осторожно: снюс!» называли смесь наркотиком и новым спайсом.

На самом деле шведский снюс и никотиновые паучи нельзя назвать смертельно опасными, а содержащийся в них никотин вызывает зависимость такой же силы, как сигареты. Некоторые считают, что снюс помогает, наоборот, избавиться от никотиновой зависимости, но это не так: это именно способ отказаться от традиционных сигарет. Кроме того, традиционный снюс действительно портит зубы и приводит к поражению пищевода. Производители никотиновых паучей уверяют, что в отсутствие табака такой эффект нивелируется.

Один пакетик бестабачного снюса сам по себе не опасен, но большие дозы действительно могут быть смертельными. Новый челендж придумали популярные среди школьников ютьюб-блогеры, которые предложили посоревноваться в том, кто сможет за один раз засунуть в рот больше пакетиков. Несколько видео с дегустацией самых крепких видов смеси выложили Юрий Хованский и Morgenshtern, последний позже видео удалил. Школьники стали подражать блогерам и тоже начали записывать видео, в которых пробуют снюс, в основном российской марки Corvus. Один пакетик этой марки содержит в себе до 68 г никотина, обычно в видео школьники используют четыре таких пакетика одновременно.

И что делать?

Ждать, когда никотиновые паучи будут урегулированы законами. Никотиносодержащая продукция до сих пор не облагается акцизом, в отличие от табачной, но в 2019 году министерство финансов уже предложило установить акциз для всего: от жидкости для электронных сигарет до бестабачного снюса. Однако никаких законов, которые позволили бы контролировать производство никотиносодержащих смесей, следить за их качеством и регулировать продажу, до сих пор нет.

Гульсум Бектасова, директор по юридическим вопросам 1Бритиш Американ Тобакко Казахстан», считает, что необходимо сбалансированно регулировать никотиновые продукты для желающих отказаться от сигарет:

«Никотиновые паучи – это самый быстрорастущий сегмент в мире, при должном регулировании такая продукция дает возможность снизить риски для здоровья курильщиков при переключении на нее. На наш взгляд, такие продукты, как никотиновые бестабачные паучи, позволят потребителям плавно и легче отказаться от традиционных сигарет в пользу новых продуктов с целью полного дальнейшего отказа от потребления никотиновой продукции.

Во многих странах, например, в Великобритании и США, регулирование инновационных никотиносодержащих продуктов поощряет переключение курильщиков на новые продукты. Мы поддерживаем такой подход в регулировании. В частности, для никотиновых паучей необходимо установить запрет на продажу несовершеннолетним, лимиты концентрации никотина и правила ответственного маркетинга.

В случае запрета оборота такой продукции на казахстанском рынке мы столкнемся с ростом нелегальных поставок из близлежащих государств, либо потребитель может снова вернуться к курению сигарет».

Многие эксперты сходятся во мнении, что качественную бестабачную продукцию можно рассматривать как альтернативу традиционному курению, и полный запрет категории может лишить заядлых курильщиков возможности перейти на менее вредный способ потребления никотина, который обоснован международным опытом и научными исследованиями.

Однако сегмент никотиносодержащей бестабачной продукции нуждается в срочном внедрении эффективных регуляторных инструментов, таких как ограничение концентрации никотина, запрет продажи несовершеннолетним и ограничение рекламы и контроль реализации никотиновой продукции, что позволит обеспечить консенсус между обществом, государством и бизнесом по вопросам обращения никотиносодержащей продукции в Казахстане.

На правах рекламы

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: