"В таком режиме школа – как конвейер по производству профессиональных безработных"

23515

Дискуссионная встреча экспертов в сфере образования подтвердила худшие опасения. Современная школа накопила проблем, решением которых нужно было заняться давно. Но школа отчаянно сопротивляется "цифровой революции". Почему? Ответы на этот вопрос прозвучали провокационно…

"В таком режиме школа – как конвейер по производству профессиональных безработных"

"Какие учителя нужны школе?" – так была заявлена главная тема. Дискуссия проходила в онлайн-режиме. Формат мероприятия неофициальный, тем не менее заслуживает внимания, поскольку современный мир меняется быстро, а школы – медленно, эра искусственного интеллекта наступает, но до сих пор многие учителя не умеют пользоваться интерактивной доской и запрещают детям гаджеты.

Inbusiness.kz собрал самое важное из выступлений казахстанских и российских экспертов.

Поздно готовить айтишников

Одна из проблем, которая обсуждалась на встрече, – каких учителей должны готовить педагогические вузы?

На смену классической школе приходят цифровые технологии, которые многое изменят. Педагоги-"урокодатели" станут ненужными. Профессия учителя приобретет элитарность – с зарплатой выше среднего и большим конкурсом на место.

"Мы сегодня, возможно, готовим не по тем направлениям, может быть, эти направления вообще уже устарели", – первой выступила Алмагуль Канагатова, соучредитель Ұлттық Ustaz-онлайн академиясы, лидер по направлению "Образование. Подготовка кадров" в рамках проекта отраслевых менеджеров по управлению изменениями Академии Елбасы.

Она призвала педвузы использовать исследовательский подход в подготовке кадров.

"Если сегодня навыки будущего не будут заложены, то через некоторое время мы потеряем облик педагога, который должен быть в XXI веке", – считает Канагатова.

"Я вообще называю образование "скоропортом", потому что оно сейчас очень быстро портится", – согласен с коллегой Максим Натапов, основатель ONE! International Educational Group, выпускник ЕМВА Сколково.

"Мы предполагаем, что к 2027 году искусственный интеллект будет лучше программировать, и сейчас готовить айтишников, которые вступят во взрослую жизнь через 10 лет, уже поздно", – уверен Натапов.

По его словам, уже через пять лет роль человека будет вокруг того, как взаимодействовать с машинами. А к 2030 году рынок образования будет оцениваться в $10 трлн, то есть обгонит углеводороды и будет еще больше расти и развиваться:

"Сейчас, как показывают исследования, в Казахстане и России система подготовки в естественных и точных науках является лучшей, и этот потенциал нам надо использовать".

По-взрослому, без смешариков

Однако использовать потенциал мешает сама система образования – неповоротливая и незаинтересованная в переменах. Об этом тоже рассказало исследование.

"Мы говорили с директорами и управленцами, в школах проблемы с применением технологий, консервативность и эгоцентричность учителей мешает эффективно работать. Учителя не понимают свою роль и куда должны двигаться дальше. Но с этим надо что-то делать. Нужно делать образование интересным и современным", – заключил Натапов.

В качестве примера он рассказал, как первоклашек учат бизнесу, разговаривая с ними не на языке смешариков, а по-взрослому: бизнес-план, перспективы и риски рассчитывает малышня и параллельно учится писать буквы и цифры.

"Во всяком случае я это пропагандирую, рекомендую и считаю, что за этим будущее", – говорит выпускник ЕМВА Сколково.

Заменят ли роботы учителя?

Учитель должен быть мобильным и креативным, но проблема в том, что школы на 80% ориентируют учителей на выработку алгоритмического мышления.

"Мы с детства помним: "Отступите пять клеточек слева и три клеточки справа. Напишите число и классная работа". В таком режиме школа становится конвейером по производству профессиональных безработных в будущем", – вынес вердикт современному образованию Павел Рабинович, директор Центра проектного и цифрового развития образования ИОН РАНХиГС, к.т.н., доцент, лауреат премии правительства России в области образования, в своем выступлении на тему "Цифровая трансформация школы: уже не миф, но еще не реальность".

"С появлением искусственного интеллекта и роботизации останутся только профессии неалгоритмизируемые. Те учителя, которые являются креативными, которые имеют несущую деятельность, проектную, исследовательскую работу, которые понимают, зачем они в школе, такие, конечно, останутся учителями. А те учителя, которых мы называем "учитель-урокодатель", которые выходят к доске, чтобы рассказать материал, который изначально есть в "Яндексе" и "Гугле", конечно, рискуют быть замененными искусственным интеллектом", – уверен Рабинович.

Китайский эксперимент

В среде трансформаторов образования уже сейчас обсуждается модель массовой школы и индивидуальной. Как считают эксперты, человек со стандартизированными знаниями и умениями больше никому не нужен. В Китае уже работает модель школы, в которой учителя нет. Вместо учителя детей учит искусственный интеллект.

"Эксперимент идет уже несколько лет, в него включены уже больше миллиона ребят. Выглядит это следующим образом: класс, в него приходят дети. Перед учениками компьютер или ноутбук. У них есть индивидуальные задания, и они их выполняют. Есть перемены. За учащимися наблюдают камеры, подключенные к искусственному интеллекту. Камеры обрабатывают мимику лица, положение тела, следят за вовлеченностью ученика в процесс и выдают информацию на экран. Ученик видит это и может скорректировать свое поведение", – рассказал Даниил Добрынченко, руководитель проектной работы корпоративных программ Московской школы управления Сколково, руководитель проектной работы программы "Шаг развития школы".

Идеальный учитель. Кто он?

Об (не) идеальном учителе говорила Ольга Немирович, руководитель направления образовательных программ Центра трансформации образования Сколково, руководитель программы "Шаг развития школы". Она озвучила результаты исследования о том, как набор характеристик идеального учителя меняется в зависимости от того, чьими глазами мы на него смотрим.

Образовательный процесс в школе имеет множество стейкхолдеров: ученики, родители, директора, бизнес, университет, государство, общество. Каждый из стейкхолдеров формирует запросы к учителю, исходя из своих представлений об идеальном.

Итак. Идеальный учитель – кто он?

  • По данным опроса, проведенного среди школьников, идеальный учитель представляется как любящий детей, терпеливый, но строгий. Он справедлив, при этом имеет хорошее чувство юмора и способен заинтересовать ученика. Возраст этого учителя определяется от 30 до 45 лет. В старших классах ученики отмечают еще предметные знания, способность оказать поддержку, выстроить дальнейшую образовательную и, возможно, карьерную траектории учеников.
  • Родители тоже ценят, когда учитель терпелив, когда любит детей и доброжелателен. Но родители еще смотрят на учителя как на участника образовательного процесса, как на человека, который непосредственно общается с их ребенком, поэтому они хотят у него видеть навыки психолога, а еще учитель должен быть образован и интеллектуально развит. Представление об идеальном возрасте учителя совпадает у родителей учеников – это 30-45 лет.
  • Учитель глазами директоров школ должен быть самообучающийся профессионал и часть команды школы. То есть для директора, в отличие от родителей или учеников, смотрят на учителя как на часть педагогической команды школы. Соответственно, он должен обладать навыками, которые позволят ему успешно функционировать в этой команде. То есть, помимо хорошего образования, он должен быть готов к саморазвитию и работать в коллективе.
  • Государство не участвует в социологических опросах, но коммуницирует свои требования к учителю в официальных документах и говорит об этом на языке должного. То есть учитель должен уметь предотвращать конфликты, быть толерантным, владеть предметом, разными методами преподавания.
  • Сами учителя, как показывает международный опрос учителей и директоров школ TALIS, видят себя в разных ролях. Учитель принимает участие в школьных, спортивных и культурных мероприятиях, выполняет административную работу, участвует в управлении школой, готовится к урокам, проверяет работы учащихся. Включаясь в разные виды деятельности, учитель принимает на себя различные роли, и, соответственно, ролевые конфликты становятся неизбежны и учитель задается вопросом: Я учитель или я наставник? Я часть управленческой команды школы или административный персонал, который заполняет формы отчетности?

Венера Смаилова


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться