К главе государства были вынуждены обратиться руководители профильных ассоциаций и профессиональных союзов стройотрасли по поводу проекта Строительного кодекса. В своем письме к Касым-Жомарту Токаеву они особо подчеркнули, что рассматриваемый в мажилисе законопроект ведет к монополизации деятельности госпредприятий и акционерных обществ, которые входят в структуру министерства промышленности и строительства (МПС).Это приведет не только к сужению рынка, но и усилению коррупционных рисков. В то же время документ не отвечает целям и задачам по законодательному регулированию вопросов устойчивого и комплексного градостроительного развития территорий и поселений страны, создания комфортной среды жизнедеятельности для населения, передает inbusiness.kz.
Как отметили авторы письма, в рабочей группе мажилиса, где сейчас находится злополучный законопроект, его невозможно основательно исправить, потому что требуется привлечение большого количества профильных специалистов, профессионалов в стройсфере.
Подписантами письма к главе государства стали руководители казахстанских союзов архитекторов и строителей, Национальной ассоциации проектировщиков, Палаты экспертных организаций, Национальной ассоциации строительной отрасли.
О том, что проект Строительного кодекса необходимо вернуть разработчику – МПС РК, в Казахстане говорят еще с 2023 года. Жесткой критике его подвергали не только участники стройрынка, но и мажилисмены. Депутат Бакытжан Базарбек заявлял, что проект СК – это "200 листов белой бумаги", на который из республиканского бюджета потратили больше трети миллиарда тенге. Кодекс такого качества мог написать даже школьник, пригвоздил разработчиков мажилисмен.
Еще в начале работы над законопроектом мажилисменам пришлось сократить его на четверть, потому что он, по словам депутата Болатбека Нажметдинұлы, оказался откровенно слабым, даже в части юридической техники.
"Строительство – только часть цепочки"
Заместитель председателя Союза строителей РК Валерий Лакисов рассказал inbusiness.kz, что суть создания Градостроительного кодекса Казахстана заключалась в том, чтобы у всех участников строительной сферы были возможности пользоваться единым документом, а конечный бенефициар – простой гражданин – мог бы получить комфортное и, самое главное, продуманное на всех уровнях место проживания.
"Строительство – это только часть всей цепочки. Все начинается с планирования – организации плановой застройки любого населенного пункта, а не так хаотично, как это у нас происходит до сих пор. Сейчас в Астане негде найти парковку. В дождь, когда происходят разливы, машины тонут. Топит подземные паркинги. У нас не налажена система общественного транспорта, в час пик не продохнуть. Если начался учебный год, то в тех районах, где стоят школы, лучше не ездить, потому что в любом случае не проедешь. В школах, рассчитанных на 1,2 тыс. мест, учатся 2-2,5 тыс. детей. И все это из-за того, что не было общей концепции развития города, которая предусматривала бы планирование, в том числе нагрузки по общественному транспорту, по доступности медицинских и учебных заведений".
По словам Валерия Лакисова, вместо того чтобы предусмотреть такие аспекты, как планирование, выбор земельного участка, подсоединение к сетям, создание проекта, его экспертизу, строительно-монтажные работы и эксплуатацию, разработчики "впихнули в проект Строительного кодекса 90% от уже действующего Закона "Об архитектурной, градостроительной, строительной деятельности", а также Закон "О долевом участии в жилищном строительстве".
Похожее мнение высказал президент Национальной ассоциации проектировщиков Меирбек Жаманкулов. Он обратил внимание на то, что кодекс – это систематизированный, внутренне согласованный законодательный акт, который по иерархии занимает третье место после Конституции и Конституционного закона. По определению, кодекс должен регулировать однородные важнейшие общественные отношения. Но в скандальный проект Строительного кодекса включили нормы по разнородным общественным отношениям, которые в настоящее время регулируются законодательными актами в отраслевой сфере и смежных областях.
"Мы ожидали, что разработанный кодекс будет регулировать деятельность по развитию территорий городов, населенных пунктов, селитебного пространства. Градостроительство – это правила размещения объектов строительства в пространстве: где можно и где нельзя строить, какие расстояния должны быть между объектами, должно быть зонирование. Мы ожидали, что у нас будет новый документ, который будет регулировать градостроительные отношения. Но разработчики проигнорировали задание президента, а мы получили правовой акт, который включает в себя положения нескольких действующих законов", – высказался Меирбек Жаманкулов.
По словам председателя Национальной ассоциации строительной отрасли Нурлана Чимбаева, если из проекта Строительного кодекса "убрать всю воду", то в сухом остатке получится уже действующий Закон РК "Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности".
Не надо спешить
Валерий Лакисов напомнил, что президент страны давал четкое поручение создать проект Градостроительного кодекса, но в итоге разработчик в лице МПС представил проект Строительного кодекса.
"Может, это лоббирование чьих-то интересов, что получился такой бессмысленный документ, который дублирует существующие законы, а того, что надо, в нем нет. Его делали в спешке, старались отчитаться к определенному сроку. Отдали подряд стоимостью в 362 млн тенге АО "КазНИИСА". Документ вышел некачественный, а теперь его хотят исправить в мажилисе, чтобы депутаты делали за них работу с привлечением волонтеров", – высказался Валерий Лакисов.
Проект СК необходимо отозвать и сделать все по-новому, с привлечением профильных специалистов, отраслевых организаций, считает спикер. Для работы над качественным проектом Градостроительного кодекса, по его мнению, потребуется год.
"Если бы кодекс был создан в том регламенте, в котором он нужен бизнес-сообществу, то тогда под него подпадали бы и действия местных исполнительных органов. Было бы четко определено, что нельзя построить дом там, где захотел инвестор. А сейчас никто не просчитывает нагрузку, которая ляжет на этот район, город после того, как здание будет построено. Градостроительный кодекс резко сократил бы коррупционную составляющую, чтобы у МИО не было возможности играть с законами, подзаконными актами, манипулировать ими на свое усмотрение", – считает Валерий Лакисов.
Один из подписантов письма к президенту – исполняющий обязанности президента Союза архитекторов, заслуженный архитектор Казахстана Габит Садырбаев в разговоре с inbusiness.kz обратил внимание на то, что в последние месяцы идет пробуксовка в работе над проектом СК. Он также подчеркнул, что депутаты мажилиса не являются профессиональными специалистами в области архитектуры, градостроительства и строительства. Поэтому большинство просто не понимает предмета обсуждения, считает Габит Садырбаев.
"У наших соседей – в Кыргызстане, Узбекистане, Беларуси, России, Азербайджане – везде приняты нормальные градостроительные кодексы. Они понятны, в них четко прослеживается несколько тенденций, – говорит заслуженный архитектор РК. – У нас же вокруг министерства крутятся несколько шустрых ребят, которые на себя одеяло тянут, хотят на этом заработать. То есть проект СК они написали под себя. Кроме того, в мутной воде хотят поймать рыбку некоторые представители так называемого бизнес-сообщества. Также я считаю жульничеством желание ввести монополию на экспертизу в стройсфере".
По мнению Габита Садырбаева, в проекте СК очень много скользких моментов и лоббирования интересов "олигархов строительного бизнеса".
"Без участия экспертного и профессионального сообществ, творческих союзов сделать качественный Гражданский кодекс не получится", – подытожил Габит Садырбаев.
Опять в прошлое
По словам Меирбека Жаманкулова, из концепции проекта СК четко прослеживается желание разработчиков ввести монополию подведомственных МПС организаций на строительном рынке. В Законе РК "О саморегулировании" четко сказано, что есть два вида саморегулируемых организаций – предпринимательская и профессиональная СРО. Предпринимательская саморегулируемая организация – это объединение юрлиц, которые занимаются саморегулированием своих отношений, в том числе, с работниками и государством. Профессиональная СРО – объединение физических лиц. Например, в Казахстане к ним относится Союз архитекторов РК. Национальная ассоциация проектировщиков относится к предпринимательской СРО.
В проекте Строительного кодекса, говорит Меирбек Жаманкулов, предусмотрели только предпринимательскую саморегулируемую организацию. О профессиональных СРО нет ни слова, зато функции, которыми они наделены в рамках Закона "О саморегулировании", – сертификация, лицензирование физлиц передаются предпринимательской СРО.
"Если проект СК примут в нынешнем виде, то юрлица начинают аттестовать, давать оценку профессионалам. В мире такого нигде нет! Так, еще в проекте Строительного кодекса предусматривается только добровольное участие в СРО. Хотя в самом Законе РК "О саморегулировании" регламентировано обязательное участие, и там прописано, что государство может передавать свои полномочия только СРО с обязательным участием. То есть, получается, они не собираются передавать госфункции СРО, как обсуждалось ранее. Кроме того, предполагается, что в Казахстане введут единую саморегулируемую организацию, хотя в проекте СК пишут, что уполномоченный орган будет вести реестр СРО".
Также в проекте Строительного кодекса есть раздел по техрегулированию, рассказал Меирбек Жаманкулов. В 2010 году в Казахстане приняли концепцию о реформе техрегулирования в строительной отрасли. Ныне существуют два основных вида техрегулирования. Это предписывающие нормы и параметрические нормы. К предписывающим нормам относились СНиП, в которых одновременно излагаются требования и тут же указано, каким образом их выполнить. Но Казахстан несколько лет назад перешел на параметрическое нормирование.
"То есть требования обязательные, а пути их решения могут быть разные. Государство дает нам приемлемые решения, но разрешает применить альтернативные варианты, которые декларирует исполнитель. В проекте СК вводится новый вид документа – кодифицированные строительные нормы. Разработчики дают определение этим КСН и говорят, что в них содержатся требования к объекту и одновременно приемлемые решения. То есть они без всяких обоснований возрождают опять СНиП, где нет альтернативных решений, но под другим названием", – объяснил спикер.
Помимо этого, говорит он, в проекте кодекса заложили еще одну квазигосударственную организацию – Национальный институт нормирования, который и займется возрождением безальтернативных СНиП. Меирбек Жаманкулов считает, что это откат назад, поскольку в плане нации "100 конкретных шагов" предусматривался отказ от СНиП.
Трудно ориентироваться
Председатель президиума Палаты экспертных организаций, заслуженный архитектор Казахстана Серик Рустамбеков в 1990-е возглавлял в Верховном совете РК рабочую группу по разработке и поныне действующего Закона РК "Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности". Ежегодно в документ вносят изменения и дополнения в соответствии с меняющимися реалиями. По словам Серика Рустамбекова, необходимость в разработке Градостроительного кодекса возникла давно, но то, что в итоге получилось, – это "простая компиляция из разных законов, каша, в которой трудно ориентироваться". Кодекс же, подчеркнул спикер, должен быть простым и ясным.
"Разработчики Строительного кодекса и его куратор от МПС ввели в заблуждение правительство. Я понимаю, что проект делали в авральном режиме, взяли на себя обязательства внести его в мажилис до конца 2023 года. Детального обсуждения не получилось. Практически все требования экспертного, проектного сообществ игнорировались. Потом разработчики показывали правительству протоколы, что и где они якобы обсуждали. А фактически это были презентации их хотелок", - высказался Серик Рустамбеков.
Мощное строительное лобби Казахстана тоже внесло в проект кодекса желательные для крупных стройкомпаний нормы, продолжил спикер, и в результате вместо глобального документа - Градостроительного кодекса получился Строительный кодекс.
"Кодекс должен был быть всеобъемлющим, навести порядок в сфере проектирования, глобального проектирования, начиная с Генпланов РК, регионов, городов, сел и поселков. Мы признаем строительство важнейшей отраслью нашей экономики, но в Казахстане существует один малочисленный комитет по делам строительства и ЖКХ при МПС, который не способен охватить весь комплекс вопросов. Тем более, со своим небольшим штатом", - говорит Серик Рустамбеков.
По его мнению, в комитете по делам строительства и ЖКХ и в самом МПС вообще трудно найти специалистов, которые могли бы принимать решения. Что касается РГП "Госэкспертиза", то она является подведомственной организаций комитета. Также он является приемщиком работ АО "КазНИИСА". И это, по мнению спикера, может отрицательно сказываться на качестве работ этих квазигоскомпаний и скрывает коррупционные риски.
Вместо послесловия
В конце письма, адресованного главе государства, руководители профильных ассоциаций и профессиональных союзов стройотрасли просят поручить правительству РК инициировать возврат проекта Строительного кодекса на основательную доработку в связи с тем, что он не соответствует поручениям президента по созданию Градостроительного кодекса, требованиям законодательства. Подписанты считают необходимым исправить все нарушения в проекте СК, учесть все предложения отраслевых ассоциаций, творческих союзов, направленных в НПП "Атамекен". По их мнению, в первую очередь, нужно выделить из отраслевого на национальный уровень регулирование однородных важнейших общественных отношений, которые касаются пространственной организации, градостроительного планирования, застройки территорий городов и других населенных пунктов. Проще говоря, наконец-то разработать Градостроительный кодекс.
Ранее мы сообщали, в чем мажилисмен Болатбек Нажметдинұлы увидел коварство программы e-Qurylys для участников строительного рынка.
Изображение Annette с сайта Pixabay