По словам мажилисмена Екатерины Смышляевой, ежегодно в Вооруженные силы Казахстана поступает в среднем 60-70 офицеров медицинской службы, а увольняется 80-90, передает inbusiness.kz.
"Таким образом, наблюдается устойчивая тенденция оттока кадров, которая объясняется следующими обстоятельствами. Во-первых, военные врачи, особенно проходящие службу в отдаленных регионах – при лазаретах, медпунктах и медротах, не могут в полной мере реализовать и совершенствовать свои знания и навыки. Это связано с тем, что перечень заболеваний, встречающихся у военнослужащих, ограничен по видам и формам. А нормативный уровень оснащенности военно-медицинских подразделений медицинским оборудованием позволяет оказывать медицинскую помощь лишь при самых простых заболеваниях", – сказала она.
Вторым фактором, по ее словам, является низкая оплата труда. К примеру, военный медик со стажем 6-7 лет получает со всеми надбавками около 210 тысяч тенге, тогда как в гражданском секторе такой же специалист может зарабатывать в два раза больше. При этом на военного врача возложено много других обязанностей по воинской службе, как в мирное время, так и в периоды мобилизации армии.
"В-третьих, имеет место противоречие в нормативных правовых актах нижестоящего уровня по отношению к вышестоящим. Так, согласно пункту 17 статьи 47 Закона РК "Об образовании", граждане, поступившие на медицинские специальности на основе гособразовательного заказа или в пределах квоты из числа сельской молодежи, обязаны отработать не менее трех лет после окончания обучения в госорганизациях здравоохранения, в том числе расположенных в сельской местности", – отметила депутат.
Согласно пункту 3 статьи 63 Кодекса РК о здоровье народа и системе здравоохранения, военно-медицинские (медицинские) подразделения относятся к государственному сектору здравоохранения.
"Из чего следует, что поступление молодого специалиста на воинскую службу по медицинской специальности должно рассматриваться как отработка в государственных организациях здравоохранения. Однако министерство образования не засчитывает воинскую службу медицинских специалистов как отработку в государственных организациях здравоохранения", – подчеркнула она.
В связи с вышеизложенным Смышляева считает необходимым: разрешить военным врачам клиническую практику в гражданских организациях здравоохранения без ущерба основной деятельности. Это позволит нашей системе здравоохранения восполнить общую нехватку кадров, военным врачам повысить квалификацию и уровень оплаты труда.
"Предлагается также установить военным медикам стимулирующие надбавки для военно-медицинских специалистов за психоэмоциональные и физические нагрузки (по аналогии с летным, наземным авиационным, корабельным составом, а также военной полицией). Устранить имеющиеся противоречия в подзаконных нормативно-правовых актах министерства образования и министерства здравоохранения в части учета воинской службы по медицинским специальностям как отработку в государственных организациях здравоохранения. Принять меры по оснащению военно-медицинских подразделений современными образцами медицинского оборудования", – резюмировала она.
Дана Карина