Национальный банк проинформировал общественность о возможных вариантах возврата 250 млн долларов (71,3 млрд тенге) пенсионных активов из проблемного Международного банка Азербайджана, после того как последний объявил о банкротстве и озвучил план реструктуризации активов на 3,3 млрд долларов.
Процесс реструктуризации в любом случае предполагает потери. Мы выберем с правительством наиболее оптимальный вариант реструктуризации. Информация о сделке по покупке облигаций МБА доведена до главы государства, сообщил скупые подробности журналистам на прошедшей 24 мая в Алматы пресс-конференции глава Национального банка Данияр Акишев.
23 мая МБА предложил иностранным инвесторам обменять свой внешний долг 3,3 млрд долларов на новые государственные бумаги и бонды самой организации с 20-процентным дисконтом от номинала. ЕНПФ должен рассмотреть три варианта реструктуризации: обмен 250 млн долларов на объем с 20-процентным дисконтом и ставкой доходности в 5,125% на 12 лет. Обмен 250 млн долларов по номиналу на новые 15-летние суверенные облигации Азербайджана со ставкой 3,5%. Обмен 250 млн долларов на новые семилетние облигации самого МБА со ставкой 3,5%.
Директор департамента монетарных операций Национального банка Алия Молдабекова, выступая 24 мая на заседании общественного совета при ЕНПФ, оценила предложенные варианты как рисковые:
"Назвать наилучший вариант сейчас сложно, нужно просчитывать риски. Но наименее предпочтительный вариант реструктуризации долга – обмен 250 млн долларов на бумаги самого МБА, в таком случае мы не можем обезопасить себя от резкого снижения цены нефти и от дальнейшего ухудшения положения МБА".
По словам банкира, если взять опцию, которая предполагает обмен номинала один к одному, потерь фактически не будет. Но в любом случае новые редакции предполагают ухудшение условий для инвестора, будь то продление срока обращения или понижение ставки вознаграждения, что грозит упущенной инвестиционной выгодой.
Она также не исключила риск того, что реструктуризаций долгов МБА может быть несколько, поэтому Национальный банк будет внимательно отслеживать ситуацию.
По мнению г-жи Молдабековой, одним из ключевых факторов для новых облигаций МБА является цена на нефть. При текущей стоимости нефти и в условиях, когда Азербайджан девальвировал валюту и не тратит деньги на ее поддержание, ситуация с обслуживанием новых облигаций МБА совсем другая, чем в 2014 году, когда бумаги купил ЕНПФ.
Представитель Национального банка сообщила, что казахстанские инвестиции в облигации МБА попали в категорию "старшего долга" – наиболее предпочтительной для инвесторов в плане реструктуризации.
"Старший долг" лучше, чем субординированный долг, когда вы покупаете "субор", то несете больше рисков", – на профессиональном языке пояснила г-жа Молдабекова.
24 мая рейтинговое агентство Fitch Ratings понизило долгосрочный рейтинг дефолта эмитента иностранной валюте МБА до RD (ограниченного дефолта). Снижение рейтинга обусловлено планом банка по реструктуризации своих внешних обязательств. По критериям Fitch, реструктуризация представляет собой обмен безнадежными долгами.
Данияр Акишев на пресс-конференции 24 мая проинформировал журналистов, что Национальный банк проведет собственное расследование покупки облигаций МБА за счет пенсионных активов и определится с правовой оценкой сделки.
Алия Молдабекова указала, что проблемой инвестиции с профессиональной точки зрения являлся частный характер размещения: "Получился инструмент, который нельзя купить на открытом рынке, который не был продан на аукционе, когда покупатель становится одним из числа инвесторов. Как правило, ликвидность таких инструментов ниже. Частное размещение предполагает, что круг инвесторов узкий или вообще ограничен одним инвестором".
ЕНПФ выкупил частным способом полный объем облигаций МБА и является единственным владельцем этого выпуска. При этом спикер уточнила, что инвестиция в облигации МБА на момент покупки в 2014 году – по кредитному рейтингу и по лимитам – была разрешенной. Инвестиционный комитет, принимавший решение по инвестиции активов ЕНПФ в облигации МБА, голосовал единогласно.
В Национальном банке пояснили, что проблемы с МБА возникли в 2015 году, когда правительство Азербайджана заявило о возможной приватизации банка, что подразумевало снижение доли государства и рост операционных рисков. Если ранее инвесторы рассматривали МБА как квазигосударственный институт, то теперь в любой момент он мог стать обычным частным корпоративным институтом. Риски по МБА усилились в начале 2016 года, когда цена на нефть опустилась ниже 40 долларов за баррель.
Представитель Национального банка пообещала представить общественному совету при ЕНПФ список инвестиционного комитета на момент одобрения сделки с МБА в 2014 году.
Татьяна Батищева