Внедрение IT технологий в образовательную сферу начиналось постепенно и трансформировалось. Если на первой стадии, по мнению экспертов, в центре внимания были собственно технологии, то с течением времени первичными оказались процессы, которые можно и нужно автоматизировать. "В XXI веке появились образовательные сервисы, например, симуляторы лабораторий, появилась возможность обеспечить интернет-доставку любых текстов, видео, интерактивных материалов, вводить автоматизированную проверку различных заданий. Несмотря на это, по большому счету, радикальным образом ничего не менялось, пока на рынок не вышли конкуренты университетов в лице IT-гигантов вроде Apple и Microsoft и интернет-площадок, таких, как Coursera, EdX. И если современные университеты не учтут, что IT уже стали частью образовательного процесса, они так и останутся динозаврами", - считает руководитель департамента анализа данных, принятия решений и финансовых технологий Финансового университета при правительстве Российской Федерации Владимир Соловьев.
За знаниями – в интернет
Появление несколько лет назад массовых открытых онлайн-курсов (МООК) стало одним из самых заметных явлений в сфере образования. МООК предоставляет всем желающим пройти обучение бесплатный доступ к образовательному контенту ведущих мировых вузов. При этом на одном курсе могут учиться десятки и даже сотни виртуальных студентов из разных стран, преподаватели проводят в режиме онлайн не только обучение, но и оценку полученных знаний.
Сегодня интернет-пользователям доступно более 5000 различных онлайн-курсов, в том числе самые популярные площадки с обучающими материалами, а сертификаты об обучении в онлайне получают признание, как и вузовские дипломы. На одной из крупнейших образовательных онлайн-платформ Coursera зарегистрированы 15 млн слушателей и представлены курсы от более чем 130 университетов мира. При этом, приводит данные президент общественного фонда WikiBilim Нурбек Матжани, 20% МООКов предоставляются пятью американскими топовыми вузами, 50% курсов сформированы университетами из первой двадцатки, а 90% - учебными заведениями, расположенными выше 50-й строчки. Смогут ли при столь качественном представительстве онлайн-площадки стать альтернативой классическим университетам, и есть ли вообще смысл в том, чтобы это происходило – вопрос спорный. В мировой практике существует мнение, что в не столь отдаленной перспективе люди, желающие обучиться прикладным профессиям, в массе своей будут получать образование на онлайн-курсах, а классическое университетское образование останется прерогативой тех, кто решил посвятить себя фундаментальной науке.
С одной стороны, считают участники рынка, плюсы онлайн-образования очевидны. "Это, прежде всего, индивидуальный подход, возможность выстроить программу обучения с учетом собственного графика. Интерес к обучению посредством МООК, как правило, проявляют люди, уже добившиеся определенного успеха в профессиональной сфере, а это совершенно другой уровень мотивации, чем у вчерашних школьников, люди идут за знаниями, а не за дипломами. И если кому-то удобнее учиться днем, а кому-то – вечером, онлайн-обучение дает такую возможность, как и возможность еще раз прослушать материал, который не был понят", - считает председатель попечительского совета фонда WikiBilim Рауан Кенжеханулы. Применительно к таким странам, как Казахстан, обучение в онлайн-режиме может оказаться хорошим вариантом для жителей отдаленных регионов, которые по разным причинам не могут поступить в вуз на очное отделение и "вживую" услышать лекции профессоров.
По мнению Владимира Соловьева, свои плюсы онлайн-обучение имеет и для преподавателей. Во-первых, это эффект "длинного хвоста", который выражается в том, что лекции в режиме онлайн могут просмотреть сотни тысяч пользователей, тогда как стены обычной аудитории могут вместить от силы несколько десятков слушателей. Еще один "плюс" заключается в возможности оперативно донести до учащихся самые актуальные наработки: раньше на издание учебника уходили годы, сегодня за это время знания и технологии устаревают, и если тема лекции или научной работы не будет актуальна вопросам, ответы на которые надо получить сегодня и сейчас, студенты вряд ли заинтересуются материалом. "Сегодня в цене разработка уникального контента, а не типовых лекций по каждой дисциплине, и онлайн-образование в этом смысле дает больше свободы – кому-то можно отдать на аутсорсинг оформление учебных материалов или, например, видеозапись лекций. Университет перестает быть замкнутой системой и все активнее работает в сотрудничестве с бизнесом. Тенденция сегодняшнего дня такова, что многое передается на самообслуживание – кому-то удобнее, не выходя из дому, оплачивать счета за квартиру, а кому-то – получать образование", - считает эксперт.
Когда традиции имеют значение
Те, кто более сдержанно оценивает перспективы обучения в режиме онлайн, считают, что есть нюансы, которые нельзя не учитывать. По мнению ученого-математика, доктора физико-математических наук Аскара Джумадильдаева, онлайн-курсов не должно быть слишком много, иначе существует риск того, что ценность такого обучения будет размываться. "Поступать на такие курсы может кто угодно, но процесс контроля знаний должен быть достаточно жестким. Пусть, условно говоря, сертификаты получат десять человек из ста, но это будут люди, которые действительно добросовестно отучились", - считает профессор. По мнению экспертов, образовательные онлайн-площадки очень полезны для учащихся 10-11 классов, которые, возможно, только определяются с будущей профессией или хотят ликвидировать пробелы в знаниях, которые есть, например, у выпускников сельских школ.
По данным мировой статистики, сертификаты об окончании онлайн-курсов получают примерно 5% от общего количества слушателей, но справедливости ради надо сказать, что далеко не все, начиная обучение, ставят перед собой задачу-максимум. Некоторые хотят попробовать себя в освоении новой дисциплины, что называется, из спортивного интереса, для кого-то актуальны отдельные моменты, а не дисциплина в целом – онлайн-формат предполагает большую по сравнению с академическим образованием свободу выбора вариантов обучения.
Образовательные онлайн-площадки, считает Аскар Джумадильдаев, лишены еще одного важного элемента, присущего классическим офлайновым университетам. Речь идет о формировании научной школы, которая создается в стенах университета в процессе диалога, живого общения между студентом и преподавателем. Кроме того, считают некоторые эксперты, такие площадки, как Coursera и EdX, действительно более полезны для людей, за плечами у которых уже есть опыт практической работы, а обучение вчерашних школьников все же требует иного подхода. К тому же нельзя забывать и важный формальный момент: если программы офлайн-университетов ориентированы на образовательный стандарт Казахстана, то онлайн-сервисы, пусть и разработанные ведущими мировыми университетами, не учитывают требования отечественного профильного ведомства. В свою очередь, отечественные вузы, готовящие специалистов по казахстанским образовательным стандартам, ежегодно выпускают тысячи специалистов. Насколько выпускники готовы к работе в условиях современного рынка - другой вопрос. По мнению интернет-предпринимателя Алексея Ли, например, для молодого специалиста в области IT, например, наличие актуальных знаний и навыков важнее, чем "корочка", но совсем не факт, что многочисленные казахстанские вузы, готовящие "айтишников", обеспечивают требуемый уровень подготовки.
Пока в Казахстане онлайн-образование только начинает развитие. Большинство зарубежных МООК недоступны соотечественникам, не знающим английский язык, а старт первого подобного отечественного проекта под названием "Открытый университет Казахстана" намечен на начало следующего года. На первом этапе в рамках проекта будет запущено десять курсов по телекоммуникационным специальностям. Доступ к лекциям, с которыми выступят преподаватели лучших технических вузов, будет бесплатным, в свободном доступе слушатели смогут воспользоваться и размещенной на портале в электронном виде специализированной литературой. В дальнейшем планируется запуск новых курсов, значительная часть из них - на государственном языке. В целом, считают эксперты, для казахстанских реалий пока представляется оптимальной модель так называемого смешанного образования, сочетающая самостоятельное обучение в режиме онлайн с посещением учебного заведения.
Юлия Кузнецова