DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 315,29 Brent 36,55
Высшее образование выходит в онлайн

Высшее образование выходит в онлайн

Пока казахстанские учебные заведения и IT-ресурсы делают первые шаги в этом направлении, эксперты оценивают преимущества и «подводные камни» интеграции IT и образовательного процесса. 

22 Декабрь 2016 15:17 2843

Высшее образование выходит в онлайн

Автор:

Юлия Кузнецова

Внедрение IT технологий в образовательную сферу начиналось постепенно и трансформировалось. Если на первой стадии, по мнению экспертов, в центре внимания были собственно технологии, то с течением времени первичными оказались процессы, которые можно и нужно автоматизировать. «В XXI веке появились образовательные сервисы, например, симуляторы лабораторий, появилась возможность обеспечить интернет-доставку любых текстов, видео, интерактивных материалов, вводить автоматизированную проверку различных заданий. Несмотря на это, по большому счету, радикальным образом ничего не менялось, пока на рынок не вышли конкуренты университетов в лице IT-гигантов вроде Apple и Microsoft и интернет-площадок, таких, как Coursera, EdX. И если современные университеты не учтут, что IT уже стали частью образовательного процесса, они так и останутся динозаврами», - считает руководитель департамента анализа данных, принятия решений и финансовых технологий Финансового университета при правительстве Российской Федерации Владимир Соловьев.

За знаниями – в интернет
Появление несколько лет назад массовых открытых онлайн-курсов (МООК) стало одним из самых заметных явлений в сфере образования. МООК предоставляет всем желающим пройти обучение бесплатный доступ к образовательному контенту ведущих мировых вузов. При этом на одном курсе могут учиться десятки и даже сотни виртуальных студентов из разных стран, преподаватели проводят в режиме онлайн не только обучение, но и оценку полученных знаний.

Сегодня интернет-пользователям доступно более 5000 различных онлайн-курсов, в том числе самые популярные площадки с обучающими материалами, а сертификаты об обучении в онлайне получают признание, как и вузовские дипломы. На одной из крупнейших образовательных онлайн-платформ Coursera зарегистрированы 15 млн слушателей и представлены курсы от более чем 130 университетов мира. При этом, приводит данные президент общественного фонда WikiBilim Нурбек Матжани, 20% МООКов предоставляются пятью американскими топовыми вузами, 50% курсов сформированы университетами из первой двадцатки, а 90% - учебными заведениями, расположенными выше 50-й строчки. Смогут ли при столь качественном представительстве онлайн-площадки стать альтернативой классическим университетам, и есть ли вообще смысл в том, чтобы это происходило – вопрос спорный. В мировой практике существует мнение, что в не столь отдаленной перспективе люди, желающие обучиться прикладным профессиям, в массе своей будут получать образование на онлайн-курсах, а классическое университетское образование останется прерогативой тех, кто решил посвятить себя фундаментальной науке.  

С одной стороны, считают участники рынка, плюсы онлайн-образования очевидны. «Это, прежде всего, индивидуальный подход, возможность выстроить программу обучения с учетом собственного графика. Интерес к обучению посредством МООК, как правило, проявляют люди, уже добившиеся определенного успеха в профессиональной сфере, а это совершенно другой уровень мотивации, чем у вчерашних школьников, люди идут за знаниями, а не за дипломами. И если кому-то удобнее учиться днем, а кому-то – вечером, онлайн-обучение дает такую возможность, как и возможность еще раз прослушать материал, который не был понят», - считает председатель попечительского совета фонда WikiBilim Рауан Кенжеханулы. Применительно к таким странам, как Казахстан, обучение в онлайн-режиме может оказаться хорошим вариантом для жителей отдаленных регионов, которые по разным причинам не могут поступить в вуз на очное отделение и «вживую» услышать лекции профессоров. 

По мнению Владимира Соловьева, свои плюсы онлайн-обучение имеет и для преподавателей. Во-первых, это эффект «длинного хвоста», который выражается в том, что лекции в режиме онлайн могут просмотреть сотни тысяч пользователей, тогда как стены обычной аудитории могут вместить от силы несколько десятков слушателей. Еще один «плюс» заключается в возможности оперативно донести до учащихся самые актуальные наработки: раньше на издание учебника уходили годы, сегодня за это время знания и технологии устаревают, и если тема лекции или научной работы не будет актуальна вопросам, ответы на которые надо получить сегодня и сейчас, студенты вряд ли заинтересуются материалом. «Сегодня в цене разработка уникального контента, а не типовых лекций по каждой дисциплине, и онлайн-образование в этом смысле дает больше свободы – кому-то можно отдать на аутсорсинг оформление учебных материалов или, например, видеозапись лекций. Университет перестает быть замкнутой системой и все активнее работает в сотрудничестве с бизнесом. Тенденция сегодняшнего дня такова, что многое передается на самообслуживание – кому-то удобнее, не выходя из дому, оплачивать счета за квартиру, а кому-то – получать образование», - считает эксперт.

Когда традиции имеют значение
Те, кто более сдержанно оценивает перспективы обучения в режиме онлайн, считают, что есть нюансы, которые нельзя не учитывать. По мнению ученого-математика, доктора физико-математических наук Аскара Джумадильдаева, онлайн-курсов не должно быть слишком много, иначе существует риск того, что ценность такого обучения будет размываться. «Поступать на такие курсы может кто угодно, но процесс контроля знаний должен быть достаточно жестким. Пусть, условно говоря, сертификаты получат десять человек из ста, но это будут люди, которые действительно добросовестно отучились», - считает профессор. По мнению экспертов, образовательные онлайн-площадки очень полезны для учащихся 10-11 классов, которые, возможно, только определяются с будущей профессией или хотят ликвидировать пробелы в знаниях, которые есть, например, у выпускников сельских школ.

По данным мировой статистики, сертификаты об окончании онлайн-курсов получают примерно 5% от общего количества слушателей, но справедливости ради надо сказать, что далеко не все, начиная обучение, ставят перед собой задачу-максимум. Некоторые хотят попробовать себя в освоении новой дисциплины, что называется, из спортивного интереса, для кого-то актуальны отдельные моменты, а не дисциплина в целом – онлайн-формат предполагает большую по сравнению с академическим образованием свободу выбора вариантов обучения.      

Образовательные онлайн-площадки, считает Аскар Джумадильдаев, лишены еще одного важного элемента, присущего классическим офлайновым университетам. Речь идет о формировании научной школы, которая создается в стенах университета в процессе диалога, живого общения между студентом и преподавателем. Кроме того, считают некоторые эксперты, такие площадки, как Coursera и EdX, действительно более полезны для людей, за плечами у которых уже есть опыт практической работы, а обучение вчерашних школьников все же требует иного подхода. К тому же нельзя забывать и важный формальный момент: если программы офлайн-университетов ориентированы на образовательный стандарт Казахстана, то онлайн-сервисы, пусть и разработанные ведущими мировыми университетами, не учитывают требования отечественного профильного ведомства. В свою очередь, отечественные вузы, готовящие специалистов по казахстанским образовательным стандартам, ежегодно выпускают тысячи специалистов. Насколько выпускники готовы к работе в условиях современного рынка - другой вопрос. По мнению интернет-предпринимателя Алексея Ли, например, для молодого специалиста в области IT, например, наличие актуальных знаний и навыков важнее, чем «корочка», но совсем не факт, что многочисленные казахстанские вузы, готовящие «айтишников», обеспечивают требуемый уровень подготовки.

Пока в Казахстане онлайн-образование только начинает развитие. Большинство зарубежных МООК недоступны соотечественникам, не знающим английский язык, а старт первого подобного отечественного проекта под названием «Открытый университет Казахстана» намечен на начало следующего года. На первом этапе в рамках проекта будет запущено десять курсов по телекоммуникационным специальностям. Доступ к лекциям, с которыми выступят преподаватели лучших технических вузов, будет бесплатным, в свободном доступе слушатели смогут воспользоваться и размещенной на портале в электронном виде специализированной литературой. В дальнейшем планируется запуск новых курсов, значительная часть из них - на государственном языке. В целом, считают эксперты, для казахстанских реалий пока представляется оптимальной модель так называемого смешанного образования, сочетающая самостоятельное обучение в режиме онлайн с посещением учебного заведения.

Юлия Кузнецова

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

С 2021 года будут отменены дипломы гособразца

Эта норма повлияет на качество образования, уверены в МОН РК.

25 Декабрь 2018 07:00 7443

С 2021 года будут отменены дипломы гособразца

Фото: liter.kz

В Казахстане вузы с 2021 года будут выдавать дипломы собственного образца, сообщил вице-министр образования и науки Асхат Аймагамбетов.

«С 2021 года будет отмена дипломов гособразца. У нас все вузы начнут выдавать дипломы собственного образца, то есть они гарантируют своей репутацией, качеством знаний, профессорско-преподавательским составом, не будет уже диплома гособразца», – сказал он на круглом столе в сенате по вопросам образования в понедельник.

Также он сообщил, что через два года будет внедрена сертификация.

«Мы говорим о том, что у нас пока недостаточное количество профстандартов, не подготовлены должным образом специальные центры для сертификации, тем не менее, сам институт будет работать. Что это значит? Наличие диплома не гарантирует трудоустройства, есть диплом – хорошо, надо ещё принести сертификат, что присвоена определённая квалификация. В принципе, это действует у медиков, у аудиторов», – говорит Аймагамбетов.

В пилотном режиме ведомство намерено начать процедуру сертификации среди выпускников педагогических вузов, а их в этом учебном году свыше 33 тыс. человек.

Вузам также дали возможность влиять на своё финансовое благополучие. Ожидается, что высшие учебные заведения будут перерегистрированы как некоммерческие акционерные общества. «Теперь они смогут создавать эндаумент-фонды, открывать филиалы за рубежом, ГЧП и так далее. То есть это определённая финансовая свобода», – сказал он, отметив, что вузы смогут заниматься 16 видами коммерческой деятельности.

Кроме того, к ним повышены требования, среди них минимум одна тысяча студентов для академии и институтов и три тысячи – для университетов.

В трудовых договорах ректоров будет прописан KPI – цели и задачи, которые они должны достигнуть. К сентябрю 2019 года образовательные программы вузов по всем видам подготовки должны обновиться.

Говоря об интеграции в мировое образовательное пространство, он сообщил, что ежегодно Казахстан привлекает 300 зарубежных учёных и около 30 зарубежных топ-менеджеров.

Набивший оскомину вопрос плагиата будет решён требованием по проверке всех письменных работ на заимствование и оригинальность.

«Иначе говоря, все дипломные работы, курсовые, эссе, не говоря уже о магистерских диссертациях, теперь обязательно должны проходить через антиплагиат», – говорит представитель Минобразования.

Большой проблемой, особенно для будущих педагогов, является прохождение практики, отмечает Аймагамбетов.

«Мы планируем, что за каждого студента вуз будет оплачивать не менее 25 тысяч тенге, и, соответственно, мы регламентируем проведение практики. Я надеюсь, что наши опытные педагоги, за которыми будут закреплены наши студенты, будут передавать свой опыт», – говорит он.

Что касается рынка труда, то здесь вузы должны обеспечить трудоустройство не менее 50% студентов в разрезе направлений подготовки в течение года выпуска.

«Если тот или иной вуз берёт на обучение студентов и на выпуске они не находят работу, то Минобразования будет проводить работу по отзыву лицензии», – добавил он.

В целом проблем в отрасли достаточно, подытожил Аймагамбетов. Среди них и финансирование вузов, материально-техническое обеспечение и другие.

Вместе с тем президент Ассоциации вузов Рахман Алшанов высказал свое беспокойство по поводу обязательств по трудоустройству. По его мнению, сложнее всего спрогнозировать рыночную потребность в специалистах.

«Кто сказал, что завтра четыре тысячи специалистов робототехники будут устроены на работу? Точно так же по кибербезопасности. Да, это нужно, но есть такая потребность? КНБ скажет: 20 человек, Минобороны – 10. 900 человек окажутся на улице. Мне кажется, это положение нужно проработать, завтра может задеть многих», – говорит он.

Также образовательный эксперт затронул вопрос распределения грантов по агроспециальностям. Парадокс в том, что их львиную долю получают городские ребята, которые завтра в село не поедут, да и коров они видят впервые.

Рахман Алшанов считает, что пора приступать к созданию Центра присвоения квалификации, ведь 2021 год не за горами.

«Сейчас есть зарубежный Центр присвоения квалификации бухгалтеров, аудиторов, они уже здесь пробили через наш Минфин, Минтруда положение, на должность аудитора получают 15 тысяч долларов с каждого, обучают, присваивают квалификацию и, пожалуйста, на нашей территории шесть иностранных компаний как сыр в масле катаются», – говорит он. Упомянул он и о запросах казахстанцев на заочное образование, от которого в республике отказались.

В свою очередь модератор круглого стола, сенатор Бырганым Айтимова, отметила, что каждое предложение участников будет стенографироваться и обязательно будет учтено при проработке законодательных новелл.

Айгуль Тулекбаева

Предотвратить утечку мозгов

МОН вносит корректировку в проведение ЕНТ, в том числе чтобы казахстанские вузы не теряли студентов.

22 Ноябрь 2018 14:35 6887

Предотвратить утечку мозгов

Фото: Максим Морозов

В целом формат сдачи ЕНТ в 2019 году не меняется – и по количеству вопросов, и по обязательным предметам требования остаются прежними. Но некоторые корректировки Министерством образования и науки РК всё-таки вносятся. Главным новшеством года станет то, что с 2019 года ЕНТ будет проводиться четыре раза в год для поступления в вуз на платной основе (январь, март, июнь-июль, август).

Но, если выпускник претендует на получение гранта, он будет сдавать ЕНТ, которое будет проходить в июне. По результатам тестирования четырёх дополнительных ЕНТ сертификат будет одного образца, и он будет отличаться от планового тестирования, которое традиционно сдавали выпускники школ. Таким образом, для участия в конкурсе на присуждение образовательного гранта будут действительны сертификаты, которые будут получены по итогам июньского ЕНТ.

«Я, как человек, который несколько лет работал в регионе в качестве руководителя управления, сам с этим сталкивался. Обычно начиная где-то с января к нам приезжают зарубежные вузы, проводят свои вступительные испытания. Многие не хотят ждать до лета, не хотят участвовать в летнем ЕНТ, очень сильно переживают, и они участвуют и зачастую поступают в зарубежные вузы, сдают их вступительные испытания, отправляют документы, и сразу в январе или феврале зарубежные вузы их принимают. И всё. Дальше они даже не идут на наше ЕНТ. Поэтому эта норма в том числе, мы полагаем, позволит в определённой степени решить эту проблему», – пояснил вице-министр образования и науки Асхат Аймаганбетов на пресс-конференции в СЦК, посвящённой разъяснению новых корректировок для абитуриентов.

По итогам прошлого года из 147 тысяч выпускников в 2018 году только 98 тысяч сдавали ЕНТ. Из 84 тысяч прошедших тестирование только 53 тысячи получили грант.

По данным Программы развития ООН, в результате внешней миграции в 1992-2004 годах из Казахстана выехали за рубеж 2,77 миллиона человек. С улучшением экономической ситуации в стране потоки внешней миграции стали сокращаться, но они по-прежнему имеют место быть.

Как показало исследование Международного исследовательского центра Quacquarelli Symonds, в рейтинге университетов стран Восточной Европы и Центральной Азии Казахский национальный университет имени Аль-Фараби (КазНУ) занимает 10-е место, 24-е место занимает Евразийский национальный университет имени Л. Н. Гумилёва. Те же университеты, по данным исследовательского центра QS, в мировом масштабе занимают 236-е и 336-е места соответственно. В оценке принимают участие 18 казахстанских вузов. Отсутствие большего числа казахстанских вузов в международных рейтингах вузов связано с тем, что они не прошли международную аккредитацию.

В соотношении цены и качества не все абитуриенты желают учиться в казахстанских вузах. Достаточно стрессовым является и сама сдача ЕНТ. Но в главном образовательном ведомстве страны убеждены, что новые поправки только положительно повлияют на психологическое самочувствие 11-классников.

«До этого не было возможности у вузов принимать детей раньше июня. Теперь, как только ученик сдал ЕНТ и получил сертификат, он сразу идёт в вуз, сдает свой сертификат, получает документ о том, что он уже поступил. И пожалуйста, он спокойно продолжает своё обучение в 11-м классе, получает аттестат. Если захочет в июне – он ещё раз сдаёт и пробует свои силы на получение гранта. Если нет – то может этого и не делать. Поэтому в целом это надо оценивать позитивно. Мы формат не меняем, количество вопросов и предметы не меняем. Просто вносятся определённые улучшения, чтобы снизить этот накал», – пояснил вице-министр МОН.

Он пояснил, что этот вопрос в течение года обсуждался с учителями, с экспертами, с вузами, и напомнил, что и в прошлом году для выпускников вводились нововведения – детям-инвалидам была предоставлена возможность сдавать тестирование в отдельных комнатах, используя специальный шрифт, специальные бумаги. Если накануне тестирования у выпускника умер близкий человек, давалась возможность сдать ЕНТ на следующий день, если в этом населённом пункте проводилось тестирование. Это позволяло не ждать один год.

Условия и нормы

Таким образом, если выпускник желает поступить в вуз на платной основе, то уже с 1 по 15 декабря 2018 года будет осуществляться приём заявлений для участия в ЕНТ, которое будет проводиться с 15 по 20 января 2019 года. При прохождении порогового балла он сразу может быть зачислен в желаемый вуз. А потом, после получения аттестата до 25 августа он предоставит его в учебное заведение.

При этом 11-классник имеет право сдать экзамен и в июне, и если он получит высокий балл, то может претендовать на грант.

«Может быть и другая ситуация. Когда условно выпускник сдаёт в январе на платную основу и получает 130 баллов – это очень высокий балл, поступает на платной основе, а в июне сдаёт и получает 51 балл. Он не получает грант. В этом случае он не может апеллировать тем, что он в январе получил 130 баллов, когда было ЕНТ для платников. То тестирование, которое было сдано вне июньского ЕНТ, не будет учитываться при присуждении государственных грантов. Сами сертификаты будут разными. Сертификат по итогам январского, мартовского, августовского тестирования будет отличаться от того сертификата, который будет нами выдан по итогам тестирования, которое будет проходить в июне», – пояснил Асхат Аймаганбетов.

Кроме того, вводится норма, чтобы обладатели международных языковых сертификатов с высоким результатом не сдавали тестирование в Национальном центре ЕНТ, если срок годности сертификата на этот момент не истёк. Он может просто предъявить сертификат и получить определённое количество баллов. Такая практика на протяжении нескольких лет существует при сдаче экзаменов в магистратуру.

Ответственность для участия в январском, мартовском, июльском и августовском тестировании – как регистрация на этом ЕНТ, участие – лежит на самих участниках или их родителях и законных представителях.

«Январское ЕНТ у нас проводилось и до этого. Другое дело, что в нём в течение последних двух лет принимали участие только те, кто условно был зачислен по итогам августовского тестирования. Они обучались первый семестр и после первого семестра с 15 по 20 января сдавали ЕНТ. В этом году его сдают 16 тысяч студентов. Если они сдадут, то они продолжат обучаться в вузе, если нет – будут отчислены. Теперь к ним добавляются ещё выпускники текущего года, которые, даже не имея аттестата, обучаясь в выпускном классе, могут подать заявление, сдать ЕНТ, и если наберут пороговый балл, то зачислятся на платную форму обучения», – отметил вице-министр.

Для поступления в вузы на платной основе ЕНТ проводятся платно, стоимость составляет чуть более двух тысяч тенге. По данным МОН, эти расходы полностью покрывают расходы на проведение и организацию дополнительных ЕНТ. Вводимые нововведения не повлекут дополнительных средств из бюджета.

Айсулу Тимурова

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: