Баннер втб
RU KZ
Вузам добавят самостоятельности

Вузам добавят самостоятельности

14:25 25 Апрель 2018 6812

Вузам добавят самостоятельности

Автор:

Ирина Севостьянова

Казахстанские вузы получат право самостоятельно разрабатывать программы, выбирать кадры и устанавливать цены на обучение.

В среду на пленарном заседании мажилиса депутаты одобрили в первом чтении проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам расширения академической и управленческой самостоятельности высших учебных заведений». Давно ожидаемый самими вузами законопроект предусматривает поэтапное расширение их самостоятельности по аналогии с опытом Назарбаев университета.

Министр образования и науки Ерлан Сагадиев объяснял депутатам: академическая свобода предполагает наделение вузов полномочиями по самостоятельному определению содержания программ по повышению качества обучения. «Это важно в условиях перехода к новой экономике, когда потребность в квалифицированных кадрах и новых профессиях возрастает все больше. Мы признаем, что сегодня высшее образование не всегда может оперативно реагировать на вызовы, диктуемые рынком труда», – подчеркнул он.

Поэтому предлагается наделить вузы полномочиями по самостоятельной разработке образовательных программ, с тем чтобы по каждой специальности программа разрабатывалась с ориентиром на рынок труда. А для учета и информации данных образовательных программ предусматривается введение реестра образовательных программ через единую информационную систему образования.

«В настоящее время подготовка кадров ведется в соответствии с классификатором специальностей. В нем свыше 600 специальностей, многие из которых на сегодня являются неактуальными для рынка труда. Несоответствие кадров потребностям рынка труда также обусловлено долгим процессом введения новых специальностей в классификатор специальностей высшего и послевузовского образования. Этот процесс занимает от шести месяцев до года. Для перехода на образовательные программы необходимо изменить структуру классификатора. В связи с этим вводится новый классификатор. Проект классификатора готов. Новый классификатор будет по направлениям подготовки кадров, в рамках которого вузы смогут разрабатывать новые образовательные программы в соответствии с требованиями рынка», – объяснил Сагадиев.

Одновременно внедряется и механизм лицензирования подготовки кадров. То есть вуз будет получать лицензию по конкретному направлению подготовки кадров, в рамках которого будет самостоятельно разрабатывать и реализовывать образовательные программы.

Актуальность таких нововведений подтверждают и работодатели. Выступая на заседании, заместитель председателя правления национальной палаты предпринимателей «Атамекен» Эльдар Жумагазиев рассказал, что был проведен анализ по двум IT-специальностям в более 70 вузах страны.

«Что обнаружилось? Вузы не буду называть, но обнаружилось, что некоторые вузы, очень известные, оказывается, обучают языку программирования 1990-х годов. Обнаружилось явное несоответствие требованиям рынка. Эти программы оценивали именно IT-специалистов с рынка компании, которые этих ребят берут потом на работу. Я думаю, что это подход очень правильный, потому что сейчас требуются новые программные обеспечения, Java, Python, которым многие вузы не соответствуют. Поэтому мы в этом отношении анализ провели, достаточно скрупулезный. Рынок свою оценку дал. Задача стоит до конца года по всем другим образовательным программам провести подобный же рейтинг. И чтобы он был ориентирован на самих студентов, которые собираются поступать, потому что реальная оценка будет дана и родителями, которые отдают своих детей в учебные заведения Казахстана», – объяснил он.

Расширение академической свободы вузов тесно связано с изменением системы управления вузами. В частности, предлагается дать возможность вузам самостоятельно решать вопросы найма на работу, а также по формированию студенческого контингента в разрезе специальностей, и направления подготовки, и определения вузами академической структуры. Для этого необходимо изменение организованно-правовой формы вузов, так как это связано в первую очередь с тем, что госвузы регулируются законодательством в области госимущества.

«Преимущество вузов в форме некоммерческих организаций заключается в соблюдении норм корпоративного управления и в использовании полученных доходов только на развитие вузов. Для этого в проекте закона заложены нормы по преобразованию государственных и национальных вузов в некоммерческое акционерное общество со стопроцентным участием государства. А также упрощен механизм трансформации для частных вузов, утвержденных как коммерческие организации. Однако это не является обязательным. При этом при переходе из РГП на ПХВ в некоммерческое акционерное общество вузы ограничиваются в определенных видах коммерческой деятельности в рамках Предпринимательского кодекса», – объяснил министр.

Наряду с этим решено предусмотреть и гибкость финансирования, которое должно быть направлено на осуществление эффективного использования бюджетных и небюджетных средств, а также на обеспечение материально-технической и социальной базы.

«В связи с чем необходимо: отойти от финансирования самой специальности в течении четырех лет и перейти по кредитному финансированию без привязки к срокам обучения. Для этого законопроект предусматривает наделение МОНа новыми полномочиями по утверждению порядка финансирования вузов с учетом кредитной технологии обучения и формированию государственного образовательного заказа. Также изменен срок утверждения госзаказа на подготовку кадров с высшим и послевузовским образованием с одного на три года. Предложенные дополнения позволят эффективно распределять госзаказ с учетом реального сектора экономики страны», – уточнил Сагадиев.

При этом предлагается исключить норму, регулирующую стоимость обучения в вузах на платной основе. Сегодня законодательно закреплено, что платное образование должно быть не дешевле или не дороже грантов. Вузы будут устанавливать норму оплаты исходя из того, какую они считают нужной.

«У нас очень много людей, которые считают, что наше образование слишком дешевое. Не меньше людей, которые считают, что образование слишком дорогое. Поэтому дать возможность вузам, во многом для платных отделений, самим решать, каким должно быть их образование, мы считаем правильным при условии, что основная масса все равно поступает на гранты в нацвузы», – объяснил министр.

В целом концептуально законопроект депутаты одобрили. Детали норм документа будут изучаться рабочей группой мажилиса в ходе подготовки ко второму чтению.

Ирина Севостьянова