RU KZ
За какие нарушения банки понесли финансовое наказание?

За какие нарушения банки понесли финансовое наказание?

13:06 29 Апрель 2021 1222

За какие нарушения банки понесли финансовое наказание?

Автор:

Валерия Исакова

БВУ оштрафованы почти на 2,7 млн за I квартал 2021 года.

За I квартал 2021 года в отношении организаций финансового сектора Казахстана применена 31 рекомендательная мера надзорного реагирования, 10 письменных предписаний и 28 административных взысканий на общую сумму 6938,9 тыс. тенге, передает inbusiness.kz со ссылкой на Fingramota АРРФР.

Нарушения допущены банками второго уровня, организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, страховыми (перестраховочными) организациями, коллекторскими агентствами, организациями, осуществляющими микрофинансовую деятельность, и кредитным бюро.

Отметим, что мониторингом и анализом допущенных финансовыми организациями нарушений прав и законных интересов потребителей финансовых услуг в Казахстане занимается агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка. Также оно применяет меры воздействия и административные взыскания к нарушителям.

Нарушения – по 13 основным пунктам

В целом по банковскому сектору, к которому относятся банки и организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций, в I квартале применено 28 рекомендательных мер надзорного реагирования, сделано три письменных предписания и наложено десять административных взысканий.

Согласно предоставленной АРРФР информации, список нарушений, допущенных игроками этого сектора, включает 13 пунктов.

Чаще всего банки давали своим клиентам необоснованные отказы в реструктуризации задолженности, затягивали сроки рассмотрения обращений потребителей финансовых услуг, не соблюдали внутренние правила, процедуры, процессы. Также нарушения были в обслуживании банковских займов, в проведении платежей и переводов денег.

Мониторинг выявил и такие нарушения, как открытие счетов с целевым назначением, не соответствующим условиям договора счета, а также принятие заявлений не по установленной форме, нарушение правил открытия, ведения и закрытия банковских счетов клиентов в части не аннулирования индивидуального идентификационного кода (ИИК) при закрытии счета клиента.

В каких-то случаях в рекламе банковских услуг были некорректно отражены сведения о номере и дате выдачи лицензии и наименовании органа, выдавшего лицензию.

Кто-то из игроков допустил нарушение в части снятия ареста со счета после исполнения инкассового распоряжения, нарушил требования порядка приостановления выплат сумм основного долга и вознаграждения по займам населения, малого и среднего бизнеса, пострадавшего в результате введения чрезвычайного положения, предоставил третьим лицам возможность оплаты обязательных пенсионных взносов без соответствующей проверки.

Также в числе выявленных нарушений – несвоевременное предоставление уполномоченному органу по регулированию, контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций затребованной информации и нарушение правил предоставления банковских услуг.

За что банки получили штрафы

В агентстве также предоставили информацию о том, за какие нарушения банки понесли финансовое наказание. Отметим, что общая сумма административных взысканий в их отношении за I квартал составила 2691,3 тыс. тенге.

Основными нарушениями, допущенными банками, за которые предусмотрена административная ответственность, являлись:

  • нарушение сроков исполнения указания по платежу и (или) переводу денег, установленных Законом РК «О платежах и платежных системах»;
  • подача получателем кредитного отчета запроса о представлении кредитного отчета без согласия субъекта кредитной истории;
  • предоставление недостоверных сведений в кредитное бюро;
  • предоставление поставщиком информации сведений о субъекте кредитной истории в кредитные бюро для формирования кредитной истории без согласия субъекта кредитной истории;
  • исполнение указания по платежу и (или) переводу денег в случаях, при которых законом о платежах и платежных системах предусмотрен отказ в исполнении указания по платежу и (или) переводу денег.

По данным на февраль этого года, в Казахстане действуют 25 банков.

В АРРФР также сообщили, что в отчетном периоде нарушение было допущено и кредитным бюро с государственным участием. В его отношении вынесено одно письменное предписание за непредставление органу государственного контроля и надзора затребованной информации и документов.

АРРФР размещает информацию о принятых мерах надзорного реагирования (кроме рекомендательных мер надзорного реагирования) и санкциях (штрафах) на своем официальном интернет-ресурсе. Изучив эти данные, потребители могут получить представление об эффективности и качестве финансовых услуг, предоставляемых тем или иным банком, страховой (перестраховочной) организацией, организацией, осуществляющей микрофинансовую деятельность, коллекторским агентством и кредитным бюро.

«Потребители финансовых услуг в случае нарушения своих прав могут обратиться в агентство и по территориальной принадлежности в управления региональных представителей агентства», – подытожил директор департамента защиты прав потребителей финансовых услуг Александр Терентьев.

Валерия Исакова

Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Материалы по теме:

×