Во вторник в правительстве четыре министра отчитывались, что предпринимается государством для того, чтобы у лиц с особыми потребностями были возможности посещения объектов социальной инфраструктуры, получения услуг образования и здравоохранения, пользования всеми видами транспорта – как автомобильного, железнодорожного, так и воздушного. Премьер-министр страны также подчеркнул, что каждый год правительство рассматривает вопросы социальной защиты лиц с ограниченными возможностями.
Вопросы трудоустройства инвалидов являются самыми чувствительными
По данным Министерства труда и социальной защиты населения, в Казахстане среди 417,7 тысяч лиц с ограниченными возможностями трудоспособного возраста более 30% работают – 127,1 тыс. человек (в течение года хотя бы один раз были отчисления). В рамках программы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства лица с ограниченными возможностями имеют право в приоритетном порядке принимать участие в активных мерах содействия занятости населения.
Благодаря введённым преференциям общественным объединениям инвалидов при участии в государственных закупках в 194 организациях трудятся 2,2 тыс. человек.
В целях стимулирования работодателей по трудоустройству лиц с инвалидностью с 2018 года введено субсидирование затрат работодателей, связанных с оснащением специального рабочего места для трудоустройства лиц с инвалидностью. В текущем году на эти цели из республиканского бюджета выделено 105,6 млн тенге для создания 770 специальных рабочих мест.
Но акиматами на местах эта мера реализуется неэффективно, в результате за восемь месяцев 2018 года создано всего 88 рабочих мест (11,4% от плана) на сумму 24,1 млн тенге. В рамках установленной квоты рабочих мест для лиц с инвалидностью за III квартал текущего года трудоустроено 2,6 тыс. человек, или 13,9% от плана. Низкое исполнение квоты отмечается в ВКО – 2,5%, Павлодарской области – 3,9%.
В рамках нового национального плана по обеспечению прав и улучшению качества жизни лиц с инвалидностью на 2019-2023 годы предлагается пересмотреть механизмы квотирования и субсидирования затрат работодателей по созданию рабочих мест.
Однако, как отметил в ходе заседания правительства председатель центра реабилитации инвалидов "Шанс" Василий Шиманский, несмотря на предпринимаемые усилия, по-прежнему вопросы трудоустройства и занятости остаются наиболее чувствительными и злободневными для лиц с ограниченными возможностями. Многие работодатели боятся брать на работу инвалидов в силу разных причин, поэтому нужна постоянная информационная разъяснительная работа с предпринимателями.
Первый шаг государства в этом направлении уже сделан, установлена квота для трудоустройства, введено субсидирование затрат работодателей, создающих специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов. Для общественных объединений инвалидов и организаций, созданных ими, предусмотрены льготы и преференции при участии в государственных закупках, что обеспечивает объёмы работы и соответственно рабочие места для инвалидов.
Трудовым кодексом регулируются права работников с инвалидностью. За счёт бюджета работающим инвалидам при наличии показаний предоставляются услуги инватакси, индивидуального помощника, специалиста жестового языка.
"В качестве следующего шага мы бы предложили введение ощутимых налоговых льгот для работодателей, представляющих рабочие места для людей с инвалидностью", – предложил представитель общественного объединения. Он отметил, что в Германии решили проблему трудоустройства людей с опорно-двигательным аппаратом, и на сегодняшний день они решают задачу обеспечения рабочим местом людей с ментальными нарушениями.
В Акмолинской области центром "Шанс" для изучения потребности в трудоустройстве инвалидов было проведено анкетирование, которое выявило, что только 30% из опрошенных изъявили желание работать. Основное количество опрошенных устроило их сегодняшнее положение.
"Я считаю, что основная масса людей отрицательно относилась к предложению работать прежде всего из-за психологических барьеров, с которыми сталкивается человек, получивший травму или какое-то заболевание. Второе – это отсутствие квалификации у людей, получивших травмы или заболевания. Физическое ограничение не позволяет дальше работать в прежней профессии и получить какое-либо профессиональное образование", – отметил Василий Шиманский.
При трудоустройстве людей с нарушениями слуха выяснилось, что многие из них не закончили даже школу. В сотрудничестве с Управлением образования им удалось пройти обучение в вечерней школе. Впоследствии они поступили в вузы и хорошо себя проявляют на рабочем месте. Руководитель центра "Шанс" выразил сожаление по поводу закрытия вечерних школ.
Акиматы не выделяют денег для реабилитации лиц с инвалидностью
Как сообщила министр труда и социальной захиты населения Мадина Абылкасымова, Казахстан в 2015 году ратифицировал Конвенцию ООН о правах инвалидов, тем самым приняв на себя обязательства по имплементации международных стандартов по реализации экономических, гражданских, социальных и культурных прав лиц с инвалидностью без дискриминации и наравне с другими. Для реализации норм конвенции 3 декабря 2015 года был принят Закон РК "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам защиты прав инвалидов", которым внесены поправки в 24 законодательных акта, в том числе три кодекса.
В настоящее время в Казахстане проживают 674,2 тыс. лиц с инвалидностью, из них 62,0% (417,7 тыс. чел.) приходится на лиц трудоспособного возраста, 25,4% (171,3 тыс. чел.) – лица пенсионного возраста, 12,6% (85,1 тыс. чел.) – дети до 18 лет.
С начала текущего года в связи с изменением структуры величины прожиточного минимума размеры пособий по инвалидности повышены до 16%. На 1 октября государственную социальную помощь получают 508,7 тыс. человек, средний размер – 40769 тенге.
По поручению главы государства с 1 июля 2018 года введено новое пособие для лиц, осуществляющих уход за совершеннолетними инвалидами первой группы с детства. На сегодня пособие назначено 10 тысячам семей, размер которого составляет 29699 тенге.
Гарантированный объём специальных социальных услуг оказан 881 организацией около 100 тыс. лиц с особыми потребностями, в том числе 8,8 тыс. человек получили услуги через 130 НПО.
В целом на социальное обеспечение и помощь лицам с инвалидностью на 2018 год предусмотрено 302,8 млрд тенге (рост 121% к 2017 г.).
Седьмой год подряд поэтапно реализуется план мероприятий по обеспечению прав и улучшению качества жизни инвалидов. Установлено 17270 единиц дорожных знаков и указателей, обустроены пешеходные переходы звуковыми устройствами в местах расположения организаций, ориентированных на обслуживание лиц с инвалидностью; создано 15 служб "Инватакси", в которых имеются 280 специализированных машин, с охватом 34,8 тыс. человек; обеспечено сопровождение сурдопереводом транслирования новостных телепередач на 26 региональных телеканалах; увеличены нормы обеспечения лиц с инвалидностью обязательными гигиеническими средствами более чем в два раза (с 360 до 730 ед.) для 51,1 тыс. человек; вдвое увеличено время оказания услуг специалиста жестового языка (с 30 до 60 часов) для 4 тыс. лиц с ограниченными возможностями с нарушением слуха; расширен перечень технических средств реабилитации с 32 до 55 видов наименований с учётом современных гаджетов для обеспечения 55,2 тыс. человек.
Но этого недостаточно. В Казахстане планируется разработать национальный план по обеспечению прав и улучшению качества жизни лиц с инвалидностью на 2019-2023 годы. В нём будет семь приоритетных направлений с обозначением целевых индикаторов, направленных на реализацию государственной политики в области соблюдения и защиты прав лиц с инвалидностью.
К сожалению, за последние пять лет численность лиц с инвалидностью увеличилась на 7,5%. В 2014 году их насчитывалось 627,2 тыс. чел., а на первое сентября текущего года – 674,2 тыс. чел.
"Основными причинами инвалидизации среди взрослого населения являются болезни системы кровообращения (26,9%, или 11 тыс. чел.), онкологические заболевания (19,9%, или 8,1 тыс. чел.) и травмы всех локализаций (10,3%, или 4,2 тыс. чел.). Одной из актуальных проблем остаётся детская инвалидность, которая имеет тенденцию к росту, основные причины – врождённые аномалии (32,5%, или 3,8 тыс. чел.), заболевания нервной системы (23,7%, или 2,8 тыс. чел.), психические расстройства (11,1%, или 1,3 тыс. чел.). В этой связи Министерству здравоохранения необходимо обеспечить профилактическую направленность работы организаций здравоохранения, начиная с планирования семьи, дородовой диагностики заболеваний и развития восстановительной реабилитационной медицины", – отметила министр труда.
Кроме того, сегодня более 147 тысяч детей имеют ограниченные возможности в обучении. По официальным данным, сегодня созданы условия для инклюзивного образования в 15% детских садов (842 из 5608) и 55% школ (3873 из 7047), где обучаются и воспитываются более 40 тысяч детей с особыми образовательными потребностями.
"Вместе с тем специальным докладчиком Комитета ООН по правам инвалидов Каталиной Девандас Агилар было отмечено, что 10 тысяч детей, имеющих инвалидность, записанных в общеобразовательные школы, фактически находятся на домашнем обучении и вообще не ходят в школу. В этой связи Министерству образования в целях развития инклюзивного образования необходимо решить вопросы дефицита и компетенции кадров, методического обеспечения системы инклюзивного образования, укрепления материально-технической базы организаций образования в рамках создания безбарьерной среды", – отметила министр труда.
В рамках формирования к 2030 году безбарьерной среды для людей с ограниченными возможностями определено 32,6 тысячи объектов социальной инфраструктуры, подлежащих паспортизации, на предмет соблюдения доступной среды для лиц с инвалидностью. Из них будет адаптировано 21,1 тысячи (64,7%) объектов. Паспортизация уже проведена на 31,5 тысячи объектов, адаптировано 19,5 тысячи объектов.
Но проблемы доступности объектов транспортной инфраструктуры (ЖД, автовокзалы, аэропорты, общественный транспорт, объекты сфер обслуживания, туризма, культуры и спорта) остаются, поэтому глава Минтруда в целях создания в Казахстане безбарьерной среды предложила закрепить функции по контролю за соблюдением стандартов доступности объектов за уполномоченным органом в сфере архитектуры и строительства – Министерством по инвестициям и развитию.
Как оказалось, выстроенная нормативная база по реабилитации лиц с инвалидностью не нашла должного финансового обеспечения и реализации со стороны местных исполнительных органов. Показатель обеспечения реабилитационными средствами находится на уровне 64,9%. Низкие показатели выполнения индивидуальной программы реабилитации отмечены в Мангистауской – 44,7 %, Северо-Казахстанской – 52,8% областях.
"Местным исполнительным органам необходимо обеспечить выделение средств из местного бюджета с учётом реальных потребностей лиц с инвалидностью в технических средствах и услугах реабилитации", – подчеркнула министр труда и социальной защиты населения.
Автобусы будут доступными для инвалидов
По информации министра по инвестициям и развитию Жениса Касымбека, в составе 22 железнодорожных маршрутов по различным направлениям курсируют 37 единиц специализированных вагонов купе, предназначенных для маломобильных лиц (вагон с двухместным купе: оборудованное место для инвалида и сопровождающего лица). Во всех составах поездов, курсирующих по межобластным сообщениям, имеются инвалидные коляски.
При перевозке пассажиров работниками железнодорожных вокзалов и проводниками оказываются услуги по посадке/высадке лиц с ограниченными возможностями. Данные обязанности закреплены в должностных инструкциях работников.
В поездах "Тулпар-Тальго" установлены скидки в размере 70% на специализированные места.
Для повышения уровня транспортной доступности покупаются специализированные пассажирские вагоны: в 2017 году осуществлён закуп двух вагонов "Тулпар-Тальго", в 2018 году переоборудованы восемь вагонов и начат процесс переоборудования 40 стандартных вагонов, в 2019 году планируется закупить четыре единицы специализированных вагонов.
На сегодняшний день 136 железнодорожных вокзалов (из 302 существующих) полностью приведены в соответствие с требованиями Национального стандарта. 47 вокзалов оснащены соответствующей техникой. В текущем году начаты работы по реконструкции железнодорожного вокзала Караганда, а также по разработке проектно-сметной документации на реконструкцию вокзалов Алматы-1, Алматы-2, Астана-1 и Шымкент.
В ближайшей пятилетке в рамках плана капитальных вложений АО "НК "Қазақстан темір жолы" планируется реконструкция и строительство 71 железнодорожного вокзала и ремонт пассажирских платформ на 263 вокзалах.
В сфере автомобильного транспорта из 36 автовокзалов и 110 автостанций 78% соответствуют Национальному стандарту. Законом РК "Об автомобильном транспорте" установлены требования по снабжению транспорта общего пользования устройствами для посадки и высадки пассажиров-инвалидов. При проведении конкурсов на право обслуживания маршрутов по перевозке пассажиров преимущество имеют перевозчики, транспортные средства которых приспособлены для доступа инвалидов.
"Таким образом, по мере обновления автобусов общественный транспорт будет доступен для маломобильных групп населения", – отметил глава МИР РК.
Для оказания транспортных услуг лицам с ограниченными возможностями в 20 городах республики работает служба инватакси. Общий автопарк всех служб инватакси насчитывает 183 машины.
В сфере воздушного транспорта авиакомпания "Скат" один раз в год предоставляет бесплатный перелёт (оплачиваются только сборы аэропорта) детям-инвалидам.
Министерством внесены изменения в правила перевозки пассажиров, багажа и грузов на воздушном транспорте, допускающие к бесплатной перевозке в качестве багажа носилки и инвалидное кресло-коляску, предназначенное для личного пользования.
Для обеспечения комфортных условий для инвалидов при проектировании и строительстве пассажирских терминалов предусматриваются устройства пандусов и других конструкций плавного перехода. Так, в аэропорту Алматы существует семь пандусов на входах с перрона и парковочных зон, а в столичном аэропорту предусмотрены такого рода пандусы на 11 входных группах двух терминалов. Кроме того, в указанных аэропортах функционируют два автомобильных амбулифта.
На сегодняшний день в аэропорту обслуживание пассажиров, относящихся к маломобильным группам населения, осуществляет уполномоченный агент. К примеру, в аэропорту города Астаны в службе перевозок обслуживанием пассажиров с ограниченными возможностями занимаются 17 специально обученных агентов.
Ввиду участившихся обращений отменено требование об обязательном сопровождающем лице инвалидов в полёте (кроме пассажиров, перевозимых на носилках). Также Министерством по инвестициям и развитию исключено требование авиакомпаний по подписанию декларации об ответственности во время полёта. Теперь пассажирам необязательно подписывать декларации об ответственности за ущерб здоровью, который может произойти во время полёта.
"Одним из проблемных вопросов является безосновательное недопущение к рейсу пассажиров с инвалидностью авиакомпанией "Бек Эйр". Учитывая технические характеристики воздушного парка авиакомпании, министерством проводится работа по устранению и недопущению требований авиакомпании, противоречащих законодательству РК", – подчеркнул Женис Касымбек.
В сфере архитектуры и строительства на стадии проектирования, прохождения экспертизы проекта, строительства объекта и приёмки его в эксплуатацию законодательно учтены все требования по созданию благоприятных условий для маломобильных групп населения. Так, при составлении задания на проектирование заказчик обязан прописывать требование по разработке в составе проекта мероприятий по доступности объекта для инвалидов. При выдаче заказчику строительства (реконструкции) архитектурно-планировочного задания органом архитектуры и градостроительства МИО устанавливаются требования по созданию условий для жизнедеятельности маломобильных групп населения. При составлении проектно-сметной документации требуется разработка раздела по созданию благоприятных условий жизнедеятельности маломобильных групп. На стадии проведения государственной экспертизы проводится оценка соответствия разработанного проекта требованиям строительных норм, в том числе по доступности для маломобильных групп, и в случае выявления отклонений проекты возвращаются на доработку. Также действующая нормативно-техническая база по проектированию и строительству объектов содержит необходимые требования по созданию благоприятной среды для жизнедеятельности маломобильных групп населения.
По вопросам обеспечения жильём на 1 июля 2018 года на учёте нуждающихся в жилище по республике состоят по категории: инвалиды I и II группы – 38814 человек; семьи, имеющие или воспитывающие детей-инвалидов, – 18639 человек. За первое полугодие 2018 года новосёлами благодаря жилью из коммунального жилищного фонда стали 258 человек (из них 185 инвалидов I и II групп и 73 семьи, имеющие или воспитывающие детей-инвалидов.
"В текущем году в рамках программы "Нурлы жер" для очередников, в том числе для категорий инвалидов мы построим 3473 квартиры арендного жилья", – пообещал глава МИР РК.
В медицине активизируется ГЧП
Министр здравоохранения РК Елжан Биртанов отметил, что инвалиды по принципу свободного выбора медицинской организации имеют право получить амбулаторную и стационарную медицинскую помощь в любой медицинской организации.
Амбулаторно-поликлиническая помощь оказывается в поликлиниках по месту прикрепления, в рамках ГОБМП социально уязвимые слои и социально незащищённые лица, в том числе инвалиды, имеют право на дорогостоящие виды диагностических исследований.
В Казахстане действуют 192 организации восстановительного лечения и медицинской реабилитации, из них 129 государственных и 63 частных. В двух центрах (детский реабилитационный центр "Балбулак" города Алматы и филиал корпоративного фонда UMC "Национальный центр детской реабилитации" города Астаны), а также в 55 реабилитационных центрах регионального уровня, принадлежащих различным ведомствам, оказывается реабилитационная помощь детям-инвалидам.
"В прошлом году обеспеченность населения реабилитационными койками составила всего 1,4 койки на 10 тысяч населения при утверждённом нормативе 25. При этом наблюдается значительный дисбаланс обеспеченности организациями реабилитационного и восстановительного лечения. Так, в ЮКО количество инвалидов превышает количество инвалидов Карагандинской области в два раза и в городе Алматы – в 2,5 раза, а количество реабилитационных организаций всего 20, что меньше, чем в Карагандинской области, на четыре организации и в городе Алматы на семь", – отметил глава Минздрава.
Кроме того, ежегодно свыше 26 тысяч инвалидов на основании индивидуального плана реабилитации направляются в частные санаторно-курортные организации через местные органы социальной защиты населения.
В рамках ГЧП на 01.10.2018 г. в рамках ГЧП открыты три реабилитационных центра: два в Жезказгане и один в Темиртау на базе существующих объектов на общую сумму 170 млн тенге.
Также планируются пять местных проектов ГЧП на ориентировочную сумму 18,7 млрд тенге, в том числе на строительство: три в Кызылорде, Костанае и Астане, по одному на базе существующего обьекта в городе Жанаозене, и передача в доверительное управление в Павлодаре.
Одним из барьеров развития системы медицинской реабилитации является убыточность и нерентабельность реабилитационного профиля. Так, средняя стоимость курса лечения составляет 115,6 тыс. тенге – от 131 тыс. неврологическая реабилитация, до 372,3 тыс. – ортопедическая. При этом средняя стоимость курса реабилитации в Испании за 10 дней составляет 15 тыс. евро, в Израиле – 15 тыс. долларов, в Литве – 4 тыс. евро.
"В этой связи с 2020 года в рамках ОСМС планируется увеличить затраты с 4,6 миллиарда в 2018 году до 42,6 миллиарда тенге (ГОБМП + ОСМС)", – заключил Елжан Биртанов.
Айсулу Тимурова