На эти вопросы отвечает Дебра Циммерман, исполнительный директор Women Make Movies, некоммерческого социального предприятия в Нью-Йорке, которое помогает женщинам-кинематографистам в распространении и поддержке их независимых фильмов с 1972 года. Она выступала членом жюри кинофестивалей по всему миру и является лауреатом множества призов, как, например, NY Women in Film, Television’s Changemaker Award и Hot Doc’s Doc Mogul Award. Дебра дала inbusiness.kz эксклюзивное онлайн-интервью.
Дебра, в чем заключается феномен феминистического кинематографа? Только ли это киноповествование женщин о женщинах, об отношениях с мужчинами и проблемами в этих отношениях? Это вопрос власти? Поднимает ли феминистический кинематограф гендерные проблемы в виде классового конфликта? В чем заключается борьба против эксплуатации и угнетения? Каковы здесь механизмы и отражены ли они в феминистических фильмах?
Да, да, да и да. У меня ощущение, что первая часть вопроса о том, что в драматических картинах, снятых женщинами, чаще всего затрагивается тема отношений с мужчинами, и может сложиться впечатление, что женщин мало интересуют более серьезные социальные проблемы. Прежде всего, я думаю, это неверное восприятие. Женщины способны снимать фильмы обо всем. При этом это правда, что женщины долгое время были в том положении, когда считалось, что они могут снимать фильмы о романтических отношениях, но не снимают action-фильмы. Но на примерах Wonder Woman (Чудо-женщина) и недавно вышедшего The Old Guard (Бессмертная гвардия) мы видим, что женщины могут их снимать. Единственная женщина – обладатель приза киноакадемии – Кэтрин Бигелоу – режиссер фильма "Цель номер один", а ведь он о войне. Так что нет, я не думаю, что феминистские фильмы только об отношениях с мужчиной.
Знаете, женщины делают очень сильные фильмы на серьезные социальные темы, связанные с правами человека, с разного рода притеснениями, а также расследовательские истории. Их так много, я даже не могу начать перечислять их. Достаточно взглянуть на каталог Women Make Movies – там есть и тема экологии, и Сирия, и Ближний Восток, и много других тем. Я провела свою жизнь за просмотром феминистских фильмов и могу точно сказать, что тем множество.
А если говорить о формах борьбы, если я правильно поняла ваш вопрос, я бы ответила на примере фильма "Цена секса". Это явно феминистский фильм о торговле людьми, и механизм, который в нем используется, – это сами женщины, рассказывающие свои истории, женщины, работающие под прикрытием, исследующие системы, которые позволяют сексуальную эксплуатацию женщины. В фильме вы не увидите ни одной сцены с женским телом в том виде, в котором мы обычно видим его мужским взглядом в других фильмах о сексуальном рабстве. Такие фильмы в итоге скорее снова эксплуатируют женщин, вместо того чтобы повествовать об эксплуатации. Между этими двумя вещами очень тонкая грань, и она и делает феминистское кино особенным. Феминистское кино не эксплуатирует женщину снова и снова, пока пытается рассказать о проблеме.
Как соотносится феминистическая проблематика с происходящими сейчас в мире событиями, пандемией и политическими протестами? Является ли это темой Вашей рефлексии?
Абсолютно! Знаете, я смотрю на мир через гендерную призму. Я имею в виду, что я вынуждена признать и констатировать это. Когда я смотрю на какую-либо ситуацию, я сразу же думаю о роли женщины в этой ситуации. Смотрю на то, как представлены в ней женщины или же их возможности. Я глубоко верю в то, что в корне многих наших проблем лежит вопрос гендерного неравенства. Если посмотрите на экономическую ситуацию в США – и пандемия еще больше все обострила – в чем проблема? Например, проблема недостаточного ухода за ребенком лежит в основе экономического неравенства женщин. Тот факт, что на женщинах лежит большая часть ухода за ребенком или даже вся ответственность. И они не получают никакой помощи от государства. Это очень сложно, особенно во время пандемии. Многие женщины заняты в тех областях, которые относятся к ключевым. Они заботятся о всех нас, работая в обслуживающем секторе, или медсестрами, или занимаясь уходом за пожилыми. Для меня это все и есть истоки неравенства и проблем нашего общества. Именно так я это вижу. И проблема выходит далеко за пределы отдельных семей, городов или стран. Это проблема многих стран.
В фильме "Цена секса" поднимаются проблемы человеческого, в частности, женского торгового трафика. Работорговля, как и наркоторговля, а также офшоры, образуют круги нелегитимной власти, криминализирующей государственные институты. Как связана проблема гендерной власти с темой "глубинной власти" и кризисом мировой политической системы?
Да, конечно. Это так интересно! Все эти вопросы заставили меня вспомнить о фильме, который я смотрела много-много лет назад, дистрибьюторами которого мы выступали. Он называется "Алжир. Женщины на войне". Он об алжирской войне и о том, как проблемы женщин в то время были отложены в сторону. Они говорили: "Дайте нам для начала провести революцию, получить свободу от Франции, а потом мы займемся проблемами женщин". Так было годами, когда вопросы женщин считались второстепенными. Только последние лет пять проблемы женщин стали частью любого разговора. Будь то Oscars Are So White в Голливуде, или #BlackLivesMatter. Мы начали смотреть на эти проблемы с точки зрения женщин, причем часто именно женщины стоят за этими движениями. Только вчера на Съезде демократов мы праздновали не только победу женщины, но и признание роли женщин в политическом процессе страны. (Имеется в виду объявление Байденом Камалы Харрис главной соратницей и его будущим вице-президентом в случае победы.)
Могут ли снимать феминистическое кино мужчины? Если быть женщиной – это гендер, то можно ли сказать, что оказаться в роли женщины могут и мужчины? Таким образом, не становится ли феминистическая проблематика трансгендерной?
Забавно, я говорила об этом только вчера, за ужином. Это такой непростой вопрос! Меня никогда об этом не спрашивали, так что это хорошая возможность поднять эту тему. Мне кажется, как и сам вопрос, ответ на него очень сложный. Отчасти женщинами делает нас то, что мы взаимодействуем с обществом как женщины. Это тот опыт, через который мы проходим. А трансгендерные люди, когда их принимают за мужчин, они переживают абсолютно другой опыт, в отличие от нас, кто целую жизнь проживает в качестве женщин. Нелегко даже подобрать правильные слова, чтобы говорить об этом. Я думаю, мы все испытываем трудности с тем, чтобы говорить об этих проблемах сполна.
Я считаю, что мужчины могут снимать феминистское кино. Я думаю это происходит редко, но это однозначно возможно. Я знаю очень красивые фильмы, снятые мужчинами. Но, как я говорила во время своей презентации, мужчинам сложнее снимать феминистское кино, потому что они доминируют в культуре, они доминируют в обществе. Им бывает сложно понять, на что похожа жизнь женщин. Для меня феминистское кино – это кино, которое исследует мир глазами женщины, а не просто фильмы, показывающие, что женщины способны быть юристами, докторами, рэперами или режиссерами.
Почему, согласно тесту Бекдел, женщины не могут говорить о мужчинах в феминистическом кино? Например, если это тема секса или сексуальной эксплуатации или разговор о власти – как здесь можно обойтись без разговора о мужчинах?
Я думаю, они могут. Они однозначно могут, и они это делают все время! Дело даже не в критике патриархата, а в признании его существования. Мими Чакарова, режиссер фильма "Цена секса" о женском рабстве, назвала свой следующий фильм "Мужчины. История любви". Она сказала, что решилась на него, потому что годами она изучала те зверства, которые совершали мужчины, и у нее возникло желание найти чудесные поступки мужчин. Мы все очень сложные существа, со множеством разных граней. Мужчины совершают ужасные поступки, но они также способны и на хорошие. И женщинам стоит их изучать тоже.
Феминистическое кино – это преимущественно документальное кино?
Это просто фантастические вопросы, я должна сказать. Нет, абсолютно нет. Women Make Movies часто фокусируется на документальном кино, потому что мы занимаемся дистрибуцией обучающих фильмов. Мы работаем с университетами и колледжами. Это один из способов поддержки организации. Мы получаем лицензии, продаем фильмы, так мы формируем свой бюджет. Так что в нашем случае документальные фильмы чаще используются в образовательном контексте. Но женское кино не только документальное. Женщины снимают изумительные феминистские драмы, и я очень счастлива видеть это.
Феминистическое кино – вопрос статистики, то есть чем больше женщин снимает фильмы, тем феминистичнее кинематограф? Это вопрос количества или качества?
Снова очень хороший вопрос! Конечно, в первую очередь важно качество. Но цифры тоже играют большую роль. Представьте, если в комнате одна женщина и девять мужчин, ей очень сложно выступать от имени женщин. Это было доказано не раз. Нужны цифры, чтобы внутри индустрии у женщин были сила и власть, для того чтобы эту индустрию менять. Также очень важно, чтобы зрители увидели как можно больше фильмов, снятых женщинами. Хотя нет, не как можно больше, а равное количество. Если на Земле проживает 51% женщин, то они должны иметь возможность снимать 51% фильмов. То есть половину времени, которое мы тратим на просмотр фильмов, мы должны смотреть женские фильмы. Когда открываешь Netflix, половина фильмов на главной странице не сняты женщинами, и я считаю это проблемой.
Ольга Власенко
Подпишитесь на наш канал Telegram!