В марте 2022 года в компании "Қазақстан темір жолы" (КТЖ) было объявлено, что швейцарская компания Stadler Bussnang AG выбрана в качестве партнера в проекте производства пассажирских вагонов на основе рекомендаций Deutshe Bann Engineering & Consulting в результате международного конкурса. Вагоны будут производиться в Казахстане на заводе "Тұлпар", передает inbusiness.kz.
Как указано в отчете АО "Пассажирские перевозки" за прошлый год, по договору завод должен поставить 537 вагонов на общую сумму 538,4 миллиарда тенге. Договор подразумевает оплату в тенге, а цена договора будет пересматриваться ежегодно в соответствии с индексированными ценами. Срок поставки вагонов указан до 31 декабря 2030 года. Завод обязуется оказывать услуги по техническому обслуживанию вагонов, построенных по технологии Stadler, в течение 20 лет с момента начала предоставления услуг. Общая стоимость услуг складывается из общей суммы актов, подписанных во время действия договора. Валюта договора – тенге. Стоимость услуг подлежит ежегодному изменению на основании индексированных цен.
Однако в лоте "Самрук-Казына", по всей видимости, указана уже индексированная общая стоимость договора. Согласно информации о закупке фонда, проведенной в ноябре 2022 года, дочерняя организация КТЖ – АО "Пассажирские перевозки" (ПП) заключает договор с ТОО "Штадлер Казахстан" на поставку 537 вагонов на сумму 730 млрд тенге. Судя по информации лота, в 2025 году планируется производство 68 вагонов на сумму 85,8 млрд тенге. В 2026 году предполагается производство 100 вагонов на сумму 127,1 млрд тенге, в 2027 году – 100 вагонов на сумму 129,8 млрд тенге, в 2028 году – 102 вагона за 138,4 млрд тенге, в 2029 году – 92 вагона на сумму 135,6 млрд тенге, а в 2030 году – 75 вагонов на сумму 113,6 млрд тенге.
Очевидно, что стоимость одного вагона будет расти в течение 5 лет. В частности, за данный период стоимость одного вагона увеличится на 300 млн тенге. Таким образом, начиная с 1,2 млрд тенге в 2025 году стоимость одного вагона достигнет 1,5 млрд тенге в 2030 году.
Как Deutsche Bahn стал консультантом для КТЖ
В 2019 году национальный перевозчик пригласил немецких специалистов из Deutsche Bahn (DB) работать в Казахстан. В сентябре того же года Михаэль Кортюм был назначен на должность главы АО "Пассажирские перевозки". В течение 2020 и 2021 годов семь специалистов из DB Engineering & Consulting GmbH были назначены на руководящие позиции в АО "Пассажирские перевозки".
На брифинге, который провел Жанибек Тайжанов, тогдашний глава комитета транспорта министерства индустрии РК, было заявлено, что приход нового менеджмента позволит придать новый уровень компании "Пассажирские перевозки" и внедрить передовую бизнес-модель, ориентированную на достижение конкретных результатов. Это в первую очередь должно положительно сказаться на качестве перевозки пассажиров.
Меньше чем за год, в августе 2020 года, в АО "Пассажирские перевозки" Михаэль Кортюм был заменен на посту генерального директора своим соотечественником Питером Штурмом. А 31 декабря 2021 года были расторгнуты трудовые договоры со всеми германскими специалистами.
Во сколько обошлись КТЖ немецкие консультанты
Согласно аудированной отчетности АО "Пассажирские перевозки" за 2022 год, в декабре 2021 года Группа компаний КТЖ начислила расходы на консультационные услуги на сумму 2,9 млрд тенге по контракту с DB Engineering & Consulting GmbH. Это сделано в рамках соглашения о сотрудничестве в управлении пассажирскими перевозками, заключенного 16 мая 2019 года, срок действия которого истек 31 декабря 2021 года.
В ходе проведенной переписки и заключенного соглашения об урегулировании спорных вопросов, состоявшегося 26 августа 2022 года, группа отразила фактические расходы на сумму 1,8 млрд тенге. В связи с этим ранее начисленные расходы на сумму 2,9 млрд тенге были сторнированы. Таким образом, за два года семь человек заработали в Казахстане 1,9 млрд тенге. Согласно предварительным подсчетам, это составляет примерно 11,3 млн тенге в месяц.
В ответ на вопрос Inbusiness.kz о том, какие спорные вопросы возникли между группой и DB Engineering & Consulting GmbH и были урегулированы в результате соглашения в ПП, было сообщено, что "в ходе исполнения соглашения между ПП и DB Engineering & Consulting GmbH возник ряд спорных вопросов, связанных с принятием и оплатой услуг. После проведения переговоров вопросы были урегулированы, и в настоящее время стороны не имеют претензий друг к другу".
Результаты работы немецких экспертов в Казахстане
1 августа 2023 года на официальный запрос inbusiness.kz в компании "Пассажирские перевозки" сообщили, что для эффективной реализации соглашения приказом был создан управляющий комитет, состоящий из представителей АО "НК "КТЖ", DB Engineering & Consulting GmbH и АО "Пассажирские перевозки". По данному запросу не была предоставлена информация о конкретных целях, поставленных перед командой DB Engineering & Consulting GmbH, и о выполнении ими поставленных KPI.
По их данным, управляющим комитетом c учетом начатых проектов по улучшению условий контракта по техобслуживанию вагонов Talgo, внедрению нового стандарта по экипировке постельным бельем был определен перечень проектов для совместной реализации с DB Engineering & Consulting GmbH: "Стратегия Talgo: улучшение условий контракта на техническое обслуживание вагонов Talgo"; "Внедрение нового стандарта по экипировке МСИ"; маркетинг и продажи; развитие пассажирского подвижного состава; операционная эффективность; новая организационная модель, система управления компанией. Стратегия развития ИТ.
"По результатам сотрудничества с DB Engineering & Consulting GmbH в период с 2019 по 2021 год был достигнут положительный экономический эффект в размере около 12 млрд тенге. Эта сумма превышает затраты, которые были понесены в рамках исполнения соглашения", – сообщается в ответе на официальный запрос inbusiness.kz.
Ключевое решение, которое приняли специалисты Deutshe Bahn
В октябре 2019 года, через месяц после назначения Михаэля Кортюма на должность председателя правления в "Пассажирских перевозках", Берик Камалиев, который на тот момент был вице-министром индустрии, объявил о том, что Казахстан прекращает производство вагонов Talgo. На тот момент КТЖ эксплуатировала 672 вагона Talgo. По словам вице-министра, Казахстан расторг контракт с испанским инвестором, который относился к казахстанскому заводу по производству вагонов.
"Сейчас мы ведем работу с тверским "Трансмашхолдингом", сегодня у нас потенциально три компании, которые хотят зайти в этот завод инвесторами. Мы даем им техзадание, модификацию, чтобы отойти от угля, чтобы поезд был электрофицированный, с кондиционером. В качестве инвестора рассматривался Stadler – швейцарская компания, которая работает в Беларуси. Но сертификацию она не прошла, так как цены высокие. Второй – китайский инвестор, там цены ниже, но по параметрам пока вопросы. И третий – Тверской вагоностроительный завод. Ставим условие, чтобы они вошли в доверительное управление. Сейчас мы у них купим вагоны, в 2020 году, если выполнят все условия, и потом совместно с "Қазақстан темір жолы" будем смотреть их как стратегического партнера. Они дают нам очень хорошую скидку", – говорил Берик Камалиев в октябре 2019 года.
В марте 2020 года занимавший тогда должность председатель правления АО "НК "Қазақстан темір жолы" Сауат Мынбаев назвал причины отказа от Talgo: это малое количество посадочных мест (от 8 до 20), не позволяющее обеспечивать массовые пассажирские перевозки, высокая стоимость и затраты на обслуживание.
"Техническая стоимость обслуживания одного вагона Talgo составляет 60 тысяч евро в год. В 2011 году, когда заключали контракт, евро стоил одни деньги, сегодня – другие. Для того чтобы максимально минимизировать девальвационный момент, привлекаем компанию Deutsche Bahn. Эффект, который мы планируем получить от сотрудничества, примерно по итогам 10-летнего обслуживания ориентировочно составит 97 млрд тенге", – говорил занимавший в то время должность заместителя гендира "Пассажирские перевозки" Кайрат Аскаров.
Сколько стоили вагоны Talgo
В 2016 году заместитель председателя комитета транспорта министерства по инвестициям и развитию РК Дмитрий Потлов прогнозировал, что объем продаж вагонов превысит отметку в 500 млн евро.
"Проект по выпуску вагонов "Тальго" – в 2011 году был построен завод с проектной мощностью 150 единиц пассажирских вагонов в год. На сегодняшний день выпущено более 450 вагонов на общую сумму порядка 400 млн евро и ближайших планов с учетом договоренности между национальным перевозчиком пассажиров планируется организовать производство более 600 пассажирских вагонов с улучшенными техническими характеристиками с более широким кузовом на сумму более 500 млн евро", – сообщил он на казахстанско-испанском бизнес-форуме.
Таким образом, стоимость одного вагона в 2016 году составляла 888 тысяч евро. Кроме того, необходимо учесть дополнительные расходы на обслуживание в размере 60 тысяч евро. Итоговая стоимость вагона составляла 948 тысяч евро.
Сколько стоили вагоны тверского завода
В сентябре 2019 года заместитель гендиректора "Пассажирских перевозок" Кайрат Аскаров отмечал, что касательно приобретения вагонов ежегодно правительство через программу "Нурлы жол" оказывает содействие компании в приобретении 100 вагонов.
"По 100 вагонов мы планируем на 2020-2022 годы. В 2019 году уже приобретено 63 вагона у Тверского завода", – рассказал К. Аскаров.
"Около 20 млрд тенге мы затратили на покупку данных 63 вагонов у Тверского вагоностроительного завода", – сказал официальный представитель КТЖ Диас Ахметшарип на брифинге 11 октября 2019 года.
Таким образом, КТЖ приобрела вагоны от тверского завода по цене в размере 317 млн тенге за один вагон.
Но уже на одной из своих самых первых пресс-конференций – спустя неделю после заявления Ахметшарипа – 19 октября 2019 года генеральный директор АО "Пассажирские перевозки" Михаэль Кортюм сообщил, что ПП сократит покупку вагонов ПАО "Тверской вагоностроительный завод".
"Сейчас мы работаем над стратегией компании, точной цифры я назвать не могу, но это не 300 вагонов. Это меньше, чтобы закрыть пробелы следующего года. На следующей неделе у нас состоится совет директоров, где будет обсуждаться данная тема", – рассказал немецкий специалист.
Какие вопросы возникают?
Стоимость одного вагона производства тверского завода составляла 317 млн тенге, испанского Talgo – 464 млн тенге, а швейцарского Stadler – от 1,2 млрд тенге до 1,5 млрд тенге. Из этих данных вытекает вопрос: почему был выбран самый дорогой вариант? Если исходить из курса на сегодняшний день, стоимость одного вагона составляет более 2 млн евро.
Напомним, по данным КТЖ 2019 года, в числе потенциальных инвесторов значились Тверской вагоностроительный завод, два китайских завода, Крюковский вагоностроительный комбинат из Украины и швейцарский Stadler. Сколько составляла стоимость одного вагона у других потенциальных участников? В ПП на запрос ответили, что в соответствии с условиями соглашения о конфиденциальности, заключенного между потенциальными участниками, предоставление запрашиваемой информации не является возможным. Также оставили без ответа вопросы, сколько будет стоить техническое обслуживание одного вагона в год (одна из причин, почему отказались от Talgo) и будет ли завод "Тұлпар" наделен правом проводить техническое обслуживание и ремонт вагонов, или этим будут заниматься только Stadler Bussnang AG?
Второй вопрос касается отсутствия конкуренции и заключения контракта с Stadler. По данным закупок, проведенных "Самрук-Казына" в ноябре 2022 года, на закупку было выделено 730 млрд тенге. Публично тендер не разыгрывался, а по другой информации, и вовсе отсутствовал. Тем не менее стоит признать, что вызывают вопросы прозрачность и эффективность использования государственных средств.
Также стоит отметить, что германские специалисты предложили решение проблемы дорогих испанских вагонов, предложив вагоны, стоимость которых в два раза выше. За этот совет они получили оплату в размере 1,9 млрд тенге. Это очень дорогое предложение, как по стоимости услуг специалистов, так и по стоимости его воплощения в жизнь. Возникает вопрос о целесообразности таких затрат и эффективности решения этой проблемы.
Где взять 730 млрд тенге на швейцарские вагоны?
По данным финансовой отчетности, на конец прошлого года краткосрочные обязательства компании "Пассажирские перевозки" превышали краткосрочные активы на 86,3 млрд тенге (31 декабря 2021 года: 40,4 млрд тенге). Накопленный убыток составил 65,4 млрд тенге (31 декабря 2021 года: 61,2 млрд тенге). За год, закончившийся 31 декабря 2022-го, компания понесла убыток в размере 5,5 млрд тенге (2021 год: 14,2 млрд тенге).
23 декабря 2022 года компания заключила договор с АО "НК "ҚТЖ" на получение финансовой помощи в рамках инвестиционного проекта "Приобретение пассажирских вагонов" на сумму 40 млрд тенге, предоставленной в виде беспроцентной и беззалоговой помощи до 30 июня 2023 года. Эта финансовая помощь вначале была продисконтирована по рыночной ставке 18,9% годовых и отражена как корректировка до справедливой стоимости в консолидированном отчете об изменениях в собственном капитале. На 31 декабря 2022 года средневзвешенная эффективная процентная ставка составила 16%.
Материнская организация АО "Пассажирские перевозки", нацкомпания "КТЖ" также имеет значительные долговые обязательства. Согласно консолидированной отчетности на 31 декабря 2022 года, текущие обязательства группы составляют на 118 млрд тенге больше текущих активов. Эти текущие обязательства включают займы на сумму 256 млрд тенге, которые должны быть погашены в течение 12 месяцев.
Также стоит упомянуть, что долг материнской организации КТЖ, фонда "Самрук-Казына", составляет 10 трлн тенге. Из этой информации следует, что ни у КТЖ, ни у "Самрук-Казына" нет достаточных средств для покупки данных вагонов на сумму 730 млрд тенге. Таким образом, остается вопрос относительно источника средств для покупки вагонов. Наиболее вероятными вариантами являются использование средств из Национального фонда или Единого национального пенсионного фонда. В апреле текущего года ФНБ "Самрук-Казына" получил бюджетный кредит на 162 млрд тенге под символические 0,5% годовых (!). И это при официальной инфляции на тот момент около 16%.