Жан Нурбеков: Мы предлагаем освободить мусороперерабатывающие предприятия от КПН на 5-10 лет

Жанболат Мамышев Жанболат Мамышев
11465

Казахстанские мусороперерабатывающие заводы не могут долго жить без дотаций.

Жан Нурбеков: Мы предлагаем освободить мусороперерабатывающие предприятия от КПН на 5-10 лет

С 2019 года в Казахстане будет запрещено выбрасывать на полигоны без предварительной переработки пищевые отходы, шины, масла, аккумуляторы, электрическое оборудование, батарейки и пластик, поэтому в качестве подготовки к этому с 2017 года предполагается ввести раздельный сбор мусора в городах. О том, как будет проводиться эта работа в интервью abctv.kz рассказал директор департамента управления отходами министерства энергетики РК Жан Нурбеков.

- Насколько интересна для бизнеса переработка твердых бытовых отходов?

- Официально сортировкой и переработкой ТБО в стране занимаются 115 предприятий. Те, кто работает в белую, не может конкурировать с серыми участниками рынка. У нас закрытость этого рынка, то есть в основном там бывшие сотрудники акиматов. Акиматы сейчас имеют собственные компании. Кто-то вышел из какого-то полукриминального бизнеса с металлоломом, кто-то нормальные и честные бизнесмены, но круг очень замкнутый. Туда никто не хочет идти, потому что не особо привлекательно.

Мы взяли годовой запас – 5-6 млн тонн. Получается, что если убрать пищевые отходы в мусоре, то 50% этого ТБО стоят более 60 млрд тенге. То есть более 60 млрд тенге мы закапываем на своих полигонах. Уровень переработки по ТБО у нас всего 2%.

К сожалению, у нас не развита ни переработка, ни сортировка. Мусоросортировочные линии стоят не такие большие деньги. Сейчас у нас есть программа по строительству мусороперерабатывающих заводов, где каждый из них стоит по несколько миллиардов тенге. Мы понимаем, что это очень большие деньги и очень скептически относимся к этому, что что-то будет реально построено, потому что наши мусороперерабатывающие заводы, которые мы строим, почему-то не доживают до хорошего юбилея и, к сожалению, закрываются. Без дотаций они жить не могут. Никто не ориентируется на доходы, все ориентируются на расходы, к сожалению.

Поэтому мы говорим: ставьте сначала мусоросортировку. Мусоросортировка начнет приносить вам какие-то доходы. Пример – Темиртау. Там человек сам собирает, сам продает. При этом через год сказал, что выходит на самоокупаемость. Вся инфраструктура: контейнеры для сбора, машины, сортировка – все это за его счет. ТБО сейчас у нас сортируются на заводах в Жанаозене, Шымкенте и Астане. Опять-таки уровень сортировки оставляет желать лучшего.

- Что предлагается, чтобы стимулировать интерес бизнеса к сектору?

- Для министерства энергетики требуется введение стандартов на макулатуру, отработанное масло, шины, упаковку, электрооборудование, аккумуляторы, батарейки и тому подобное. Эти нацстандарты мы должны ввести и, я думаю, что до конца этого года они будут. Еще одна важная вещь – это утверждение методики тарифов на переработку и утилизацию и введение национальных стандартов для субъектов, осуществляющих сбор, транспортировку, утилизацию, переработку и захоронение отходов. Почему существует эта проблема? Потому что объявляется тендер, приходит компания с всего 1-2 машинами, соответственно, демпингует. Проблема в том, что нет нормальных компаний, которые бы профессионально этим занимались. Собирается мусор – вывозится в ближайший овраг. У нас стихийные свалки растут, к сожалению.

- Вы говорили, что хотите ввести национальные стандарты. О чем идет речь?

- Нацстандарты – это, как правильно обращаться с отходами. Если у вас магазин, то вы приобретаете товары для реализации. Они у вас обязательно идут в упаковке, соответственно мы будем требовать, чтобы эта упаковка не выбрасывалась. Должен быть договор с утилизирующей компанией: принял упаковку – по акту им сдал.

- Любой реализатор должен будет это делать?

- Любой, кто приобретает бумажную тару или упаковку.

- Пластик тоже?

- Пластик, масла. Сейчас все госпредприятия в серую, грубо говоря, ХОЗУшники втихаря, когда все собрали, допустим, с нашего министерства, и потом это отдается или продается даже компании, которая занимается сбором макулатуры. Мы должны сделать все тоже самое, но только на официальном уровне, чтобы был официальный договор, официальная переработка. Более того, не все магазины, к сожалению, сдают. Посмотрите на мусорки – средние магазины, у которых небольшая проходимость, этим не заморачиваются, и это все выбрасывается на мусорку, где все это промасливается, и сортировочный завод в Астане это уже выбрасывает, потому что это непригодно для дальнейшей переработки. Маленькие или крупные магазины, где уже все поставлено, считают свои деньги и складывают эту макулатуру. Забейте в интернете "куплю макулатуру" - выйдет много компаний. Они за деньги приезжают, закупают. Мы должны сделать так, чтобы это было везде, в том числе в небольших городах. Когда мы собираем такой объем макулатуры в образовательных учреждениях, тогда освобождаются у нас мусорные баки – меньше надо вывозить и макулатура становится чище и ее проще и быстрее продать. То есть наша задача сейчас капитализировать рынок, чтобы было больше вторсырья, чтобы тот, кто занимается вторсырьем, дальше уже думал о переработке. У нас есть несколько предприятий, которые занимаются изготовлением туалетной бумаги. В основном сейчас все продается в Россию и Китай, а мы должны этот сформировать рынок, который завтра уже начнет это в Казахстане перерабатывать. Из-за того, что у нас логистика очень дорогая, то как раз наличие вторсырья в собственном регионе дает возможность создать какой-то малый и средний бизнес, который был бы конкурентоспособен.

- Какие практические шаги будут делаться в этом направлении?

- Мы предлагаем, чтобы крупные магазины, крупные точки, государственные учреждения в обязательном порядке заключали договоры на утилизацию с кем-то, кто вывозит макулатуру. Потому что национальный стандарт выходит. Он является обязательным для предприятий всех форм собственности. Мы пропишем: покупаешь какой-то товар, где есть упаковка, либо ты бумагу покупаешь, значит должен быть договор на утилизацию. Тоже самое пластик. Торгуешь Pepsi Cola, Coca Cola и другими напитками, которые в пластике - ставь у себя пластиковые контейнеры, чтобы собирался такой мусор. Это в какой-то мере облегчит и позволит собирать более чистое вторсырье, которое будет быстрее реализовываться.

- По пластику переработка идет сейчас?

- Переработка пластика идет. Допустим, в Темиртау и в других городах делают люки, делают брусчатку, в Лисаковске делают елку. Но основная часть, конечно, продается в Россию.

- Что касается освобождения мусороперерабатывающих предприятий от КПН…

- Мы предлагаем освободить предприятия, которые занимаются переработкой коммунальных отходов, хотя бы на 5-10 лет от КПН. Сейчас этот вопрос у нас в министерстве только зародился. Мы сейчас с регионами общаемся. Мы этот вопрос еще даже не обсуждали с профильным министерством.

- Когда предлагаете ввести – с 2017 года?

- Насчет 2017 года не знаю. Там будет стоять вопрос по экономическому эффекту для всей страны. Мы постараемся как можно быстрее.

- Сколько в Астане, к примеру, перерабатывается коммунальных отходов?

- 18%.

- Это максимальный показатель по Казахстану?

- В том же Лисаковске достигал до 68%. Я не помню, в каком году это было – это их данные. Это маленький город – 30 тысяч человек. Они свозили, у себя сортировали и потом продавали. Они закупали даже фуру с ПЭТ-бутылками, потому что им не хватало вторсырья для производства тротуарной плитки.

- Вы хотите, чтобы переработка увеличилась до 100%?

- Сделать, чтобы переработка достигла 100% очень тяжело, потому что мусор в аулах тоже есть. Там в основном это все сжигается. Мы сейчас с акиматами прорабатываем вопросы, как бизнесменов завести в аулы, чтобы они там собирали. Возможно, это будет сделано с помощью РОПа (расширенные обязательства производителя). Помните, как в Советском Союзе сдавали бутылку за 20 копеек, то есть в стоимость бутылки будет заложена стоимость ее обратного приема. Вопрос довольно сложный. Мы должны его обсудить прежде чем ввести. Наша конечная цель, чтобы все это перерабатывалось, соответственно, нужно найти выход. Допустим, по резиновой крошке мы можем ее в нашем "Каспий-битуме" использовать как добавку для бетона, то есть резиновую крошку можно будет реализовать. Куда будем девать пластиковые? Все продавать в Россию? Наверно тоже не очень хороший выход. Мы должны каким-то образом наладить переработку.

- То есть, потребители смогут за деньги сдавать стеклянные или пластиковые бутылки?

- Да. В пунктах приема. Это один из вариантов. Мы сейчас прорабатываем как это лучше сделать.

- Когда это может произойти?

- Если очень оптимистично – в этом году, а если очень осторожно, то, наверное, в следующем – в том случае, если мы придем к выводу, что да, мы пойдем через РОП. Есть другие разные варианты сбора этого мусора. Если сейчас, допустим, бизнесмены почувствуют, что это выгодно и будут сами собирать пластик без РОПа, то зачем нам утяжелять экономику? Не будем тогда этого делать. Необходимы расчеты, эксперименты, с ассоциациями вопрос прорабатывать. Может, в каком-то городе мы такой пилотный проект запустим.

- Местные акиматы обязуют организовать раздельный сбор твердых бытовых отходов?

- Да, местные акиматы обязаны ввести раздельный сбор. Соответственно, у них есть мусоровывозящие компании. Есть коммунальные, есть частные компании. Поэтому мы предложили, чтобы при проведении тендера на следующий год были такие условия сразу в тендере.

- На сколько фракций будет производиться раздел мусора?

- Мы пока останавливаемся на двух фракциях: мокрый и сухой мусор, то есть органические отходы в одно место, твердые отходы в другое. А потом перед полигоном будет стоять сортировочная линия. У нас с 2019 года запрещено будет без предварительной переработки захоранивать эти виды отходов: пищевые отходы, шины, масла, аккумуляторы, электрическое оборудование, батарейки, пластик. Поэтому мы сейчас с ними проговариваем, чтобы в крупных городах ставили уже сортировочные линии. Сортировочные линии недорогие. По примеру, допустим, Темиртау – за два млн тенге предприниматель поставил сортировочную линию. Естественно, это сразу будет не во всех городах. Мы с акиматами прорабатываем, чтобы они начинали с каких-то крупных городов, где действительно есть мусор, чтобы бизнесмены постепенно к этому привыкали и желательно, чтобы в области этим занимались не 20 человек, а допустим два-три, чтобы они между собой не конкурировали, цену друг другу не сбивали, а наоборот капитализировались – чем больше у них вторсырья, тем больше у них капитализация.

- Это раздел мусора, а что с переработкой?

- Пусть они начнут с раздела мусора. Потом, когда они переработают его, они начнут его продавать, то есть для них это уже вопрос их бизнеса. Куда продавать? Сейчас уже есть рынки сбыта, но нам нужно наладить свой рынок вторсырья для того, чтобы он был большой, чтобы местные бизнесмены начали переработку. В Караганде ставят переработку, в Темиртау, во многих городах есть, но они очень маленькие, кустарные. Мы постараемся с 2017 года охватить крупные города такой сортировкой. К 2019 году по идее мы должны ввести это везде. Для аулов это отдельная тема.

- Есть ли ограничения по численности населения в населенных пунктах, где должны ввести раздельный сбор мусора?

- У нас в законе нет ограничения. Для аулов, когда мы проговаривали с местными акиматами, мы говорили: сделайте хотя бы "опасные/неопасные" отходы. Органики там практически не выбрасывается. Хотя в некоторых ее не выбрасывают, но многие ее в огород захоранивают. Поэтому опасные отходы (батареи, лампочки, ртутьсодержащие все вещи), чтобы они отдельно собирались. Может быть, электрооборудование, допустим, раз в месяц будут собирать, и компания, которая занимается электрооборудованием, будет приезжать раз в месяц и забирать. То есть вопрос сейчас обсуждается. Может быть, каждая область пойдет по-разному. Допустим, есть области, где дорога идет в Россию, по которой все равно все в Россию везется. Они предлагают, что там возможно есть смысл и пластик собирать. Если будет РОП введен, тогда в аулах тоже будут пластик собирать, и кто-то будет привозить его в город и сдавать, потому что это же деньги будут.

- А по РОП что в итоге?

- У нас сегодня РОП на машины и комплектующие введен, но на пластик, электрооборудование еще не введен.

- Производители упаковки, пластика как на это смотрят?

- Мы сейчас с ними и обсуждаем эти вопросы, как лучше. То есть, они готовы создать РОП или работать с нынешним РОПом, но мы сначала прорабатываем варианты, как это вообще будет работать. Машина регистрируется в ГАИ, а пластик, бутылки нигде не регистрируются, и вопрос немного сложнее и масштабнее.

Жанболат Мамышев

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться