Мопеды и скутеры становятся все более распространенными, передает корреспондент inbusiness.kz.
Они легко объезжают машины, на них быстро можно добраться до места назначения. Заправляются бензином, дорог "не выбирают" и цена "не кусается". Подержанные стоят от 100-125 тысяч тенге. Это как стоимость хорошего велосипеда. Новые можно найти по цене 350 тысяч тенге.
По словам юриста Сергея Уткина, если мопед или скутер нигде не зарегистрирован, не имеет государственного номерного знака, водитель в шлеме, то это большая проблема для полицейских. Такой транспорт, ставший виновником дорожно-транспортного происшествия, найти будет сложно.
"В этом случае могут помочь только камеры видеонаблюдения, установленные на улицах, если таковые имеются. В случае обнаружения сотрудниками Центра оперативного управления (ЦОУ) по радиосвязи можно сообщить об этом ближайшему патрульному экипажу, который остановит виновника. Направление его движения будет контролироваться специалистами ЦОУ. Доказательством правонарушения может служить только видеозапись, а личность водителя по удостоверению личности определят патрульные полицейские. Если не будет видеонаблюдения, если рядом не будет полиции, то он скроется в одном из ближайших дворов и избежит наказания", – говорит юрист.
К слову, на сегодня этот вид транспорта популярен не только в городе. Все больше сельчан пересаживаются с живого коня на "железного".
"Люди пасут скот на мопедах, мотоциклах. Почему? Потому что мопед дешевле, доступнее. Это, наверное, и хорошо. Во многих развитых странах люди пасут скот даже на квадроциклах. Сажают подростков с пяти-шести лет верхом на лошадь. В степи можно увидеть 10-12-летних детей, пасущих скот на лошадях. Тоже опасность есть, как и от мопеда. Но ведь мы не просим никаких водительских прав при верховой езде", – говорит депутат мажилиса Анас Баккожаев.
Повод для возмущения у него есть. Недавно мажилисом принят основной законопроект "О внесении изменений и дополнений в Закон" О дорожном движении" по вопросам организации движения отдельных видов транспортных средств и цифровизации дорожной безопасности", а также сопутствующий законопроект "О внесении изменений и дополнений в Кодекс об административных правонарушениях по вопросам организации движения отдельных видов транспортных средств и цифровизации дорожной безопасности".
Если их одобрит сенат и подпишет президент, то по новому закону тем, у кого нет водительских прав на мопеды и скутеры, запретят их вождение.
Депутаты от партии" Ауыл" считают, что в нынешнее нелегкое время, когда дороговизна сильно ударила по всем казахстанцам, необходимо предусмотреть "особые условия для тех сельчан, кто использует мопеды для пастьбы скота, не выезжая на трассу".
Однако большинство депутатов не поддержали это предложение.
Заместитель министра внутренних дел Казахстана Игорь Лепеха отметил, что оснований для создания "особых условий" для сельчан нет.
"В целом требования законопроекта никак не влияют на сельчан. Во-первых, маломощные мопеды не используются в степи, а сельчане в основном используют мотоциклы. Маломощные мопеды вряд ли смогут передвигаться по бездорожью. Во-вторых, стоимость постановки мопедов на государственный учет не так уж и велика. Здесь я не вижу никаких проблем!" – заявил Игорь Лепеха.
Мажилисмен Анас Баккожаев с такой позицией не согласился.
"Проблема именно в этом! Зачем нужны регистрация, учет? Они не выезжают ни на одно шоссе. До принятия этого закона, например, в области Жетысу, в селах вокруг Сарыозека сотрудники органов внутренних дел останавливали, спрашивали: "Где твой головной убор (каска)? Где другое?" – и привлекали к ответственности подростков, пасущих скот. Если требования ужесточатся, то и репрессии усилятся. То, что я говорю, напрямую связано с регистрацией. Зачем ему регистрировать свой мопед, если он не выезжает на трассу и не несет никакой угрозы? В степи нет никакой опасности от тех, кто пасет свой скот на мотоцикле, мопеде", – сказал он.
Депутат мажилиса Екатерина Смышляева, одна из инициаторов законопроекта, возразила коллеге.
"Как мопеды, о которых вы говорите, ездят по деревне? Ведь их конструкция этого не позволяет. В законопроектах предлагается государственная регистрация мопедов с объемом двигателей менее 50 кубических сантиметров, которые не могут двигаться по бездорожью. Они предназначены для движения по асфальту! Как электросамокаты. Попробуйте пасти скот на электросамокатах, не сможете. То же самое и на мопеде. Это во-первых! Во-вторых, мы не рассматриваем в этом законе специальное регулирование для традиционных видов транспорта, движущихся по проселочным дорогам. В-третьих, вы говорите, что сельчане на машине не выезжают на трассу. Если не будут выезжать, то и никаких вопросов со стороны правоохранительных органов не будет", – парировала Екатерина Смышляева.
"Если он в горах пасет скот, тоже не будет задерживать полиция!" – добавил председатель мажилиса Ерлан Кошанов.
Между тем размещенный на портале "Открытые НПА" новый пакет законов, написанный и принятый депутатами, который не был обсужден с обществом, похоже, шокирует не только сельчан, но и горожан. Потому что, несмотря на то, что вводят жесткие требования и ограничения на использование мопедов и скутеров, ответственные структуры сами к этому не готовы. Это признают как сами депутаты, так и высокопоставленные чины из МВД РК.
"Законопроектами предусматривается официальная регистрация мопедов с объемом двигателя менее 50 кубических сантиметров. По неофициальным данным, только в Алматы насчитывается не менее 20 тысяч мопедов. Ими пользуются многие курьеры, предприниматели. Люди ездят, зарабатывают на мопедах. Обязательство зарегистрировать их все может вызвать коллапс, ажиотаж. Более того, многие из них, привезенные из-за рубежа, не имеют документов о ввозе в страну, технических паспортов, так как ранее они не требовались. Как они пройдут регистрацию без этих документов?" – задается вопросом мажилисмен Айтуар Кошмамбетов.
Заместитель министра внутренних дел Игорь Лепеха отметил, что этот вопрос актуальный.
"На вступление законопроекта в силу дается 60 дней. Мы опасаемся, что не успеем за эти 60 дней сделать все необходимое. Потому что ожидаются большая паника, ажиотаж. Скорее всего, возникнут какие-то коррупционные риски. Поэтому обсуждаем рабочей группой, какой разумный срок лучше установить", – сказал Лепеха.
По его мнению, при постановке мопедов на учет могут возникнуть различные проблемы. Например, каждый из них будет проверяться индивидуально, это займет немало времени.
"Будем разрабатывать регламент постановки на учет. Мопеды ввозятся в Казахстан не как транспорт, а просто как товар. Как следствие, никаких сопроводительных документов к нему нет. В лучшем случае имеется кассовый чек. Поэтому мы обязательно проведем осмотр каждого мопеда, составим акт осмотра транспортного средства. Если нет идентификационного Vin-кода, присвоим. Гражданин должен оплатить госпошлину в размере 0,24 МРП, или 923 тенге. Написать заявление и предъявить удостоверение личности. Все. Все документы мы будем готовить", – заверил Игорь Лепеха.
По новому закону всех водителей мопедов обяжут получать водительские права категории А1.
При этом на электросамокатах малой мощности можно будет двигаться с правами любой категории. Некоторые депутаты попробовали возразить против такой "дискриминации" и предложили предоставить аналогичные права и водителям мопедов. Но безуспешно.
"Действительно, предложение разрешить вождение мопедов по любой категории было рассмотрено рабочей группой. Ведь для управления мопедами с объемом двигателя не более 50 кубических сантиметров не требуются особые навыки вождения. Следовательно, подойдет любая категория водительских прав. Главное, чтобы водитель знал правила дорожного движения. Однако в 2009 году Казахстан ратифицировал Конвенцию ООН о дорожном движении. В стране международные соглашения имеют приоритет перед национальными законами. Мы в законопроекте приравняли мопеды к "механическому транспортному средству", следовательно, в соответствии с требованиями данной конвенции необходимо ввести отдельную категорию для вождения мопеда", – сказала депутат Екатерина Смышляева.
При этом она признала, что нагрузка на ЦОН и автошколы будет существенная.
Рабочая группа сейчас предлагает компромисс: если у гражданина есть водительские категории А, В и С, то ему необходимо автоматически присвоить новую категорию А1. Но, как это будет на деле, пока не понятно. Учитывая, что у большинства мопедистов и скутеристов нет водительских прав, похоже, вариант этот не сможет предотвратить ажиотаж.
По словам мажилисмена Нуртая Сабильянова, в рамках Кодекса об административных правонарушениях наказание для водителей мопедов будет такое же, как и для водителей других видов транспорта.
По данным МВД РК, в 2023 году в стране зарегистрировано 750 дорожно-транспортных происшествий с участием мопедов, в которых погибли 39 человек и пострадали 730 человек. За три месяца 2024 года произошло 171 ДТП, в котором пострадали 173 человека.
Статистики по точному количеству мопедов и скутеров в стране нет.
"Ни в один дом вода не зашла": как пенсионер из Актобе спас село от паводка
Благодаря раннему прогнозу аксакала населенный пункт не пострадал.
74-летний житель села Мугалжар Актюбинской области Даулетжан Кузембаев предсказал поднятие уровня воды в реке Жем и забил тревогу, сообщив об этом властям, передает корреспондент kaz.nur.kz.
Река Жем, в которую впадает горная вода, протекает внутри села, где насчитывается порядка 300 домов. Но, по словам Даулетжана Кузембаева, никогда вода в ней не поднималась до такого уровня.
"44 года проработал в сельском отделении водохозяйственного учреждения "Коктас су". Как свои пять пальцев знаю все в округе. В восьмидесятых годах я участвовал в строительстве плотины. Каждую весну следим за уровнем воды. Привычное дело. В этом году вид водоема меня встревожил, я проинформировал администрацию о ситуации. Сказал акиму села, что будет сильный паводок. Наш аким хороший человек, село при нем расцвело. Он тут же принял решение, технику подтянули, начали работы по предотвращению паводков. Раньше река не представляла никакой угрозы. Река наполняется водой, стекающей с гор, талой водой. В этом году вот такая ситуация. Река перелилась и дошла до Кульсары", – рассказал пенсионер.
С тех пор, как вышел на пенсию, прошло 12 лет. Но ветеран труда не остается в стороне от общественных работ. И продолжает по привычке наблюдать за уровнем воды. В селе Мугалжар, которое находится в 135 километрах от районного центра, более 300 домов. Проживает 1700 жителей. В населенном пункте, расположенном у подножия горы, расположены четыре завода по производству щебня и железнодорожное предприятие. Жители села работают в этих учреждениях и занимаются животноводством.
В ауле имеются две плотины, построенные 40 лет назад, содержать их помогают местные предприятия.
"Три дня работали днями, ночами. Заводы направили технику. Ни в один дом вода не вошла. В основном у нас берут начало два устья реки Жем. Одно проходит внутри деревни, а другое проходит мимо деревни. Благодаря быстрым действиям мы спасли дома, находящиеся под угрозой. 28 марта вечером, где-то в 21:00, вода быстро поднялась. Отработали слаженно, в селе семь человек работают в пожарной части, их вклад тоже большой", – сказал аким села Мугалжар Алимжан Курганбай.
Подготовила Камила Тузанова
Читайте по теме:
Кому и что поручил Кремль, опасные таксисты и доспехи батыров от Евгения