Жители, бизнес и бюджетные организации Астаны в 2024 году продолжат дважды платить за передачу по электросетям как коммунальной компании "Астана-РЭК", так и частного АО "Акмолинская РЭК", входящего в Центрально-Азиатскую электроэнергетическую корпорацию (ЦАЭК), которая аффилирована с бизнесменом Александром Клебановым. Об этом стало известно в ходе слушаний по повышению тарифа "Астана-РЭК" с начала 2024 года, проведенных 11 декабря, передает inbusiness.kz.
"Схема электроснабжения города сложная, то есть частично электроэнергия проходит не так, что последовательно 100% проходит через наши сети ("Астана-РЭК". – Прим.), через Акмолинскую РЭК, она проходит частично. То есть где-то 30% от всей электроэнергии (в Астане. – Прим.) проходит через сети Акмолинской РЭК. При отключении вот этой линии "ЦГПП-Западная" половина уйдет, то есть 15% останется, потому что есть две подстанции "ЧВЗ" и "Астана", по которым три линии от ТЭЦ-2 до подстанции в город. То есть частично все равно электроэнергия будет проходить (через электросети Акмолинской РЭК. – Прим.). Поэтому Акмолинская РЭК будет присутствовать", – пояснил в ходе слушаний начальник службы балансов и договоров "Астана-РЭК" Нурлан Айтимов, комментируя вопрос корреспондента inbusiness.kz.
Напомним, средний тариф на электричество в Астане состоит из затрат на закупаемое через единого закупщика у ТЭЦ Астаны и электростанций вне города электричество, тарифов "Астана-РЭК" и Акмолинской РЭК, платы за мощность и балансировку, а также небольшой снабженческой надбавки "Астанаэнергосбыта". В целом для населения конечная цена на электричество ниже розничных расценок для бизнеса и бюджетных организаций.
Сейчас "Астана-РЭК" подала заявку на повышение своего тарифа на передачу электроэнергии до 7,39 тенге на кВт*ч без НДС с 2024 года с нынешнего уровня в 6,5 тенге за кВт*ч без НДС. У Акмолинской РЭК на следующий год он был утвержден на уровне 7,25 тенге за кВт*ч без НДС. То есть в случае одобрения проекта тарифа "Астана-РЭК" на заявленном уровне со стороны регулятора – столичного департамента комитета по регулированию естественных монополий (ДКРЕМ), в целом стоимость транспортировки электричества по городу превысит 14 тенге. Напомним, что сейчас гарантирующий поставщик "Астанаэнергосбыт" покупает электроэнергию через единого закупщика по цене 10,81 тенге за кВт*ч без НДС, другие энергосбытовые компании в городе приобретают ее у единого закупщика по 14-15 тенге за кВт*ч без НДС. То есть фактически стоимость электропередачи в среднем тарифе на электроэнергию в Астане сравнялась или превысила стоимость самой генерации.
По мнению главы Казахстанской ассоциации энергоснабжающих организаций (КАЗЭСО) Сергея Агафонова, передача электроэнергии в столице по сетям только одной РЭК значительно бы уменьшила затраты на электричество для населения, бизнеса и бюджетных организаций.
"В некоторых регионах Казахстана функционирует сразу несколько энергопередающих организаций, что существенно удорожает тариф на электроэнергию для потребителей. При этом еще в 2017 году в законодательство РК были внесены изменения, призванные решить указанную проблему. Тем не менее положительного эффекта указанные мероприятия не дали. Вот в Астане функционируют сразу две распределительные электросетевые компании – принадлежащее акимату ТОО "Астана-РЭК" и частное АО "Акмолинская РЭК". Несмотря на то, что Акмолинской РЭК принадлежит только две подстанции 110 кВ – "Астана" и "ЧЛЗ" и всего несколько линий электропередач, по ее сетям передается до 35% объемов электроэнергии в столице, что приводит к дополнительному удорожания электроэнергии для потребителей в Астане. Если учесть, что по региональным сетям в Астане в год передается примерно 4 млрд кВт*ч, а тариф АО "Акмолинская РЭК" в 2024 году составит уже 7,25 тенге, жители столицы ежегодно переплачивают за электроэнергию более 10 млрд тенге", – подсчитал эксперт.
В январе inbusiness.kz писал о том, что программа по укрупнению региональных РЭК, инициированная шесть лет назад, не достигла всех поставленных задач. В итоге в нескольких регионах, к примеру в Астане, Костанайской и Карагандинской областях, консолидации электросетевой инфраструктуры не произошло. Между тем в 2020 году в ДКРЕМ заявляли, что объединение электросетей "Астана-РЭК" и АРЭК могло бы дать ощутимое снижение тарифа на электричество в столице.
Ранее СМИ сообщали, что в 2020 году была проведена экономическая оценка по слиянию электросетей АРЭК и "Астана-РЭК" в столице.
"У Акмолинской РЭК были попытки поглотить "Астана-РЭК", но они уже по капитализации несопоставимы – там разница в разы. Что касается Акмолинской РЭК, то ее сети в Астане – это просто "вставки" внутри городского кольца 220 кВ, принадлежащего "Астана-РЭК", поэтому в результате их отключения, даже частичного, думаю, что долю участия Акмолинской РЭК можно вообще минимизировать с текущих 30-35% до 5-10%. Вот и представитель "Астана-РЭК" в ходе слушаний тоже заявил о том, что, отключив всего одну линию "ЦГПП-Западная", можно одномоментно уменьшить долю транзита по сетям Акмолинской РЭК для столичных потребителей сразу в два раза – с 30% до 15%! Возникает резонный вопрос к "Астана-РЭК": а почему не делаете? Что или кто мешает?! Я предполагаю, что Акмолинская РЭК просто так не откажется от транзита электроэнергии в столице, поскольку у них две трети доходов приходится на то, что они в Астане получают, а не в области. Но две РЭК в столице быть не должно, это всему противоречит – и стратегии укрупнения, и всему остальному – это явное удорожание для потребителей", – подчеркнул Агафонов.
По его словам, иногда ему приводят доводы, что если уберут транзит Акмолинской РЭК по сетям Астаны, то в Акмолинской области сразу же вырастут тарифы на электричество, которые, по сути, субсидируются жителями столицы.
"Послушайте, у нас более 10 млрд тенге в год, которые сейчас необоснованно переплачивают жители столицы в результате передачи электроэнергии по сетям Акмолинской РЭК. Сколько необходимо выделить из них для адресной поддержки потребителям в области? 1-2 млрд тенге в год?" – задается закономерными вопросами руководитель ассоциации.
По информации специалиста, еще в 2022 году в АО "Астана-РЭК" были разработаны мероприятия по снижению тарифа на электроэнергию за счет оптимизации затрат на передачу электроэнергии в Астане, которые, в числе прочего, включали отключение со стороны ПС "Западная" или строительство за счет инвестиционной программы новой ВЛ-110 кВ "ЦГПП-Западная", что в два раза снизит транзит по сетям Акмолинской РЭК для потребителей города.
"Длина двухцепной линии составляет всего 20 км, но позволит снизить на 3,1 млрд тенге в год (по тарифу 2021 года) затраты потребителей на передачу электроэнергии без учета роста тарифа и потребления. Для АО "Астана-РЭК" затраты снизятся на 319,6 млн тенге в год. В этом случае среднеотпускной тариф на услуги по передаче электроэнергии, утвержденный для АО "Астана-РЭК", снизится примерно на 3% (например, на 2022 год произошло бы снижение с 4,23 тенге/кВт*ч до 4,11 тенге/кВт*ч. Из общего объема 1 315 293 116 кВт*ч транзита по сетям АО "Акмолинская РЭК" – 46,80%, или 615 574 410 кВт*ч прошло по ВЛ-110 кВ "ЦГПП-Западная" (по данным за 2021 год). Соответственно, прогнозируемое снижение затрат для всех потребителей составит около 3,1 млрд тенге (615 574 410 кВт*ч по тарифу 5,08 тенге)…" – следует из проекта предоставленной экспертом рабочей записки.
Однако дело дальше слов не пошло, как это обычно водится, хотя реальная возможность снизить тариф на электричество в столице, который будет расти и далее из-за динамичного увеличения тарифов электростанций и электросетей, существует.
"Но воз, как говорится, и ныне там!" – с сожалением констатирует Сергей Агафонов.
Читайте по теме:
"Обоснуйте эту космическую цифру" – публичные слушания по тарифам "Астана-РЭК"