"Три конкретных министерства мешают развитию туризма"

Аскар Муминов Аскар Муминов
3461

Представители бизнеса в отрасли заявили, что страна не смогла удержать темпов интереса к въездному туризму после Экспо.

"Три конкретных министерства мешают развитию туризма"

Участники туристского рынка предложили, чтобы правительство обратило внимание на опыт Узбекистана по увеличению турпотока в два раза за один год.

Они рассказали, что положительно отреагировали на принятие госпрограммы по развитию туризма в РК до 2023 года, однако признали, что проблем в сфере накопилось немало и отставание даже от соседей становится всё более наглядным. Как раз сегодня, 25 октября, в Алматы проходят общественные слушания по данным проблемам с участием в том числе чиновников и журналистов.

Директор Казахстанской туристской ассоциации (КТА), Рашида Шайкенова, заметила, что, видимо, в правительстве осознали, что в условиях спада цен на энергоресурсы туризм может стать перспективной сферой развития для всей страны.

При этом в туристской отрасли жизненно необходима государственная поддержка, убеждена она. По её словам, отрасли нужны не деньги, а чтобы государство создало необходимую инфраструктуру в стране, которая бы привлекла иностранных туристов. Нужны нормальные гостиницы, достойные турпакеты, решение визовых проблем, подчеркнула г-жа Шайкенова.

Она заметила, что сейчас туристский рынок Казахстана начинает переориентироваться в направлении развития въездного и внутреннего туризма. Шайкенова заметила, что отрасли необходимы длинные кредиты, так как возвратность средств в туризме довольно длительная, нужна земля в виде натурного гранта, чтобы развивать инфраструктуру.

Легче поехать в Турцию, чем на Алаколь

Глава КТА предложила создать систему тур-сертификатов для казахстанцев, в рамках которых по доступным ценам люди могли бы семьями ездить на ведущие курорты страны, такие как Алаколь и Боровое, так как при действующих ценах это могут себе позволить единицы.

Поэтому, по словам Шайкеновой, такая низкая отдача от местных курортов.

"Пока у нас внутри такие цены, конечно, люди будут ездить в Турцию", – сказала она.

Также, по словам Шайкеновой, было бы целесообразно разработать программы для детей и школьников, чтобы им субсидировали авиаперелёты в детские лагеря, дома отдыха, необходимо снижение цен на транспортные перевозки в целом, считает она.

Шайкенова убеждена, что необходимо срочно принять правила политики открытого неба пятой степени, ввести государственное регулирование цен на авиакеросин и создать национального лоукостера.

При этом, по её словам, туристская отрасль не станет государственным иждивенцем и не просит освобождения от налогов, однако на первоначальных этапах необходимы фискальные преференции.

"Дайте закупить без таможенной пошлины оборудование, потому как оно почти полностью приобретается за рубежом. Если поставить предприятие на ноги, вырастить его, чтобы оно начало получать прибыль, то все деньги вернутся государству в виде налогов. Даже при условных потерях государства в размере 25 миллиардов тенге от недополученных налогов и вложения бюджетных денег на внешнюю инфраструктуру в размере 300 миллиардов тенге экономика получит дополнительно примерно 600 миллиардов тенге прямых инвестиций и будет создано свыше 60 тысяч новых рабочих мест", – сказала г-жа Шайкенова.

Интерес после EXPO удержать не удалось

Директор КТА рассказала, что, несмотря на критику выставки Экспо в соцсетях, турпоток в Казахстан в период её проведения вырос в 18 раз. Значительная часть местных операторов переориентировались и стали работать на въездной туризм, подчеркнула г-жа Шайкенова. Так, если до 2017 года около 82% турфирм в РК работали на выездной туризм, то сейчас ситуация меняется. В 2018 году объём внутренних туров вырос на 8%.

"Наши главные предложения связаны с развитием туристской инфраструктуры, либерализацией визовой и миграционной политики, повышением транспортной доступности туристических объектов и дестинаций, продвижением туристского бренда, совершенствованием стандартов сервиса и кадрового обеспечения", – сказала г-жа Шайкенова.

Президент КТА Роза Асанбаева также считает, что после выставки интерес к Казахстану вырос. По её словам, в 2017 году было проведено 90 road-show по продвижению Экспо по всему миру, итогом стало то, что Казахстан попал на 52-е место среди мест, которые необходимо посетить, по версии New York Times, 17-е место – в Huffington Post, был представлен в TripAdvisor.

Г-жа Асанбаева заметила, что в пику к этому интересу к Казахстану государство и решило разработать концепцию развития отрасли. Она назвала некоторые её целевые индикаторы. Так, в целом на программу планируется потратить $5,8 млрд, предложено ввести Bed Tax – сбор с места проживания от иностранцев по $2 за каждый день пребывания.

Конечной целью должно стать увеличение внешнего туристического потока до 9 млн человек с 6,6 млн, число внутренних туристов должно вырасти до 8 млн человек с 4,6 млн, число занятых в сфере туризма должно вырасти до 650 тыс. человек с нынешних 400 тыс. человек, а доля сферы в ВВП к 2025 году увеличится с 1% до 8%.

Вместе с тем Асанбаева признала, что пока всё это лишь красивые планы, реальность более удручающая.

"Мы не смогли удержать темпов повышенного интереса к Казахстану после Экспо. Только при наличии прямого интереса и контроля со стороны правительства возможно продвижение отрасли на новый качественный уровень", – сказала она.

Бюрократы мешают туризму

Исполнительный директор Туристической ассоциации Восточного Казахстана, Серик Жунусов, заявил, что далеко не все представители сферы довольны той концепцией, которая получилась в итоге.

По его словам, позиция бизнеса в ней практически не учитывается, такие министерства, как Министерство инвестиций и развития, Министерство сельского хозяйства и Министерство национальной экономики, не идут на контакт и не слышат аргументов представителей туротрасли, сказал г-н Жунусов.

Он считает, что отраслевые министерства ставят выше свои личные ведомственные интересы, чем интересы государства, которое хочет развивать туризм. По его словам, были уже "сотни разных программ", которые оказались профанацией, и нет уверенности у бизнеса, что и в этот раз история не повторится.

"Нам не нужна очередная бесполезная программа. Мы видим, как, например, в соседнем государстве, в Узбекистане, приняты беспрецедентные меры государственной поддержки, которые привели к тому, что только с начала этого года турпоток в эту страну вырос в два раза. Нам также нужен такой прорыв. Но пока бюрократия министерств этому мешает", – сказал г-н Жунусов.

Представители отрасли подчеркнули, что туризм – это 10% мирового ВВП, каждое 10-е рабочее место в мире генерируется в туризме, каждые 30 туристов создают одно новое рабочее место.

В самой концепции отмечается, что для инвестиционной привлекательности отрасли предусматривается создание режима приоритетных туристских территорий, что позволит обеспечить проекты необходимой инфраструктурой за счёт государства, натурными грантами в виде земельных участков, предоставлением налоговых преференций в виде освобождения от КПН, имущественного и земельного налога на 10 лет.

Для обеспечения доступности туризма в особо охраняемых природных территориях предложена новая модель управления нацпарками с привлечением бизнеса и внедрения лучших международных практик по примеру Америки, Канады, Австралии.

В госпрограмму вошли меры по поддержке направлений туротрасли: ремесленников, автокараванеров, сельского и охотничьего, этнографического и экологического, детско-юношеского и медицинского и других видов туризма. Развитие сферы может оказать мультипликативный эффект на 33 смежные отрасли.

Аскар Муминов

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться