Кызылорда – город контрастов
Путешествия по миру расширяют горизонты. Путешествия по родной стране к тому же углубляют понимание истории страны. И часто ломают сложившиеся стереотипы о том или ином городе. Так у меня получилось с Кызылордой. Я ожидала встречи с пыльным заштатным городишкой, в котором жизнь едва теплится. Но нет. Я провела в этом городе три прекрасных дня, искренне восторгаясь его чистоте, яркости и где-то даже креативности… При том, что сейчас карантин, многие объекты культуры не работают, и я довольствовалась малым.
В Кызылорду надо приезжать поездом. Конечно, на самолете гораздо быстрее. Но аэропорт от города примерно в 20 километрах и в город въезжаешь не с самых красивых кызылординских улиц. А вокзал демонстрирует городские достопримечательности во всей красе с первой минуты пребывания в этом городе.
Вокзал Кызылорды не просто его «ворота» и не только красивое здание (оно действительно очень красивое, в стиле модерн), но и суперважный городской объект. С начала 20-го века (построен в 1905-м году) железнодорожный вокзал является одним из ключевых градообразующих объектов Кызылорды. Будучи точкой притяжения большого количества людей, а следовательно, и бизнеса, он служит катализатором развития транспортных систем и территорий. Так происходило во всех городах той эпохи, но в Кызылорде это проявилось наиболее ярко.
Немного истории
Кызылорда была основана в 1820-м году как крепость Кокандского ханства Ак-Мечеть. В 1852 г. крепость захватили российские войска под управлением генерала Перовского и с 1862-го по 1922-й год город назывался Перовском. С 1867 года уездный город Перовск стал центром уезда Сырдарьинской области. Были открыты начальные школы, начали работать кирпичный завод, ветряные мельницы, мастерские, лавки. Однако это был глубоко провинциальный город. Многое изменилось после сдачи в эксплуатацию железной дороги Оренбург — Ташкент в 1905 году. Указ о строительстве дороги был подписан императором Николаем Вторым 21 апреля 1901 года, через пять лет строительство завершилось. Протяженность дороги составила 1765 верст. На всем ее протяжении были построены 72 станции, 159 разъездов и 17 крупных мостов. Руководителями стройки были назначены инженеры Урсати и Вяземский. На все работы им была отпущена сумма в сто тридцать миллионов рублей. Для вокзальных построек были привлечены известные архитекторы, один из них - Георгий Михайлович Сваричевский, он участвовал в проектировании и строительстве гражданских сооружений южной части Оренбург - Ташкентской железной дороги, на которой стоял железнодорожный вокзал города Перовска.
Сама дорога подняла качество жизни перовцев на другой уровень. Во-первых, у них появилась возможность относительно быстрого добраться до крупных городов: Ташкент, Оренбург, Андижан, Самарканд, Казалинск. Из них – дальше по территории тогдашней российской империи. Во-вторых, город стал стремительно расти и хорошеть. Вместе с вокзалом была построена и вся необходимая сопутствующая инфраструктура - веерное паровозное депо и водонапорная башня. Для приглашенных специалистов-железнодорожников недалеко от вокзала возвели дома. Эти дома стоят до сих пор: крепкие, надежные, очень симпатичные. В них живут современные кызылординцы, пользуясь всеми благами цивилизации.
Мне повезло: карантин «закрыл» для посещения некоторые объекты региона и появилось время более вдумчиво исследовать город. Начала я с района вокзала.
Водонапорная башня – одна из чудес Кызылорды. Я ее сразу приглядела, но не сразу поняла, что за здание возвышается над типовыми административными постройками. Долго бродила по привокзальной территории, пытаясь найти к ней дорогу. Помогли сотрудницы музея Ак-Мешет, который находится на вокзальной площади. Сотрудники про архитектурные объекты привокзалья знали мало, но в них был жив дух делового авантюризма, и мы отправились в экспедицию. Немного покружили по местности и пробрались к башне. Попасть внутрь постороннему человеку невозможно, там не проводят экскурсий. Но вокруг ходи сколько хочешь – все-таки важный исторический объект…
Башня до сих пор работает и выполняет свои функции. Её построили для пожаротушения, заправки паровозов водой и снабжении водой привокзальной территории. Это строение тоже датируется 1905-м годом и внешне практически не изменилось с того времени. Находится под охраной государства как памятник истории и архитектуры местного значения.
Заглянули в депо при содействии музейных сотрудников Ак-Мешети, одну бы меня не пустили. Нам не просто разрешили прогуляться по территории, но и провели небольшую экскурсию.
Железнодорожный узел и локомотивное депо Кызылорда находятся на главном ходу (объяснили именно так) Западного региона «Казахстан темір жолы». В начале 20-го века это была Оренбургско -Ташкентская железная дорога.
Оказалось, что большинство построек Перовского паровозного депо, его веерное здание на 16 стоил, поворотный круг, котельная были построены в 1904 году. Затем постепенно производственные площади расширились: строили новые цеха, средства экипировки паровозов, служебные и бытовые помещения.
В 1906 году в перовском паровозном депо насчитывалось 159 рабочих служащих. Многие рабочие коллектива депо были выходцами из семей потомственных железнодорожников Тамбова, Самары, Саратова и Воронежа. Сотрудник депо рассказал, что при формировании коллектива депо в Перовске не было рабочего класса, а тем более специалистов-железнодорожников, пришлось приглашать специалистов из других городов. Паровозный парк тогда состоял из 10-14 паровозов, работавших на нефти. Техническая скорость грузовых поездов составляла 20-25км в час.
К концу 30-х годов в депо пришли более мощные паровозы, построенные в Швеции, Германии, на российских заводах. В 2005 году, во время празднования столетия Кызылординского локомотивного депо, на его территории был установлен этот ранее «действующий» памятник паровозу. Сейчас это одна из ярких достопримечательностей города.
Есть у депо и свой «внутренний» музей, он открыт для сотрудников и их семей. Очень интересные экспонаты повествуют о славной истории депо и о людях, которые эту историю создавали. Меня очень впечатлил макет депо. Я наконец-то поняла, что из себя представляет веерное здание на 16 стоил. Мы видели этот веер наяву – он цел и в нормальном рабочем состоянии – но это же махина, масштабы которой можно оценить только с вертолета. Или вот на таком макете.
Экспозиция тут богатейшая, с любовью собраны фотографии и вещи тех, кто в разное время и даже в разные эпохи в депо работал. Осмотреть все представленное в музее не хватит и дня… Поблагодарив за время и экскурсию, я попрощалась с этими хорошими людьми.
Карантин внес изменения в мое рабочее расписание, отменив ряд деловых встреч, чему я огорчилась. Но высвободил мне несколько часов для встреч неформальных и прогулки по городу. Одна из них – встреча с волонтерами Кызылорды. Кстати, именно благодаря советам Ольги Чебаковой (директор ОФ «Волонтёры Кызылорды»), Сауаповой Салтанат (волонтёр, координатор направления UMIT) и начинающего волонтера Ширай я смогла увидеть те достопримечательности города, о которых молчит путеводитель.
Это тоже удивительно – в маленькой Кызылорде (около 300 тысяч жителей) очень развито волонтерское движение. Причем занимаются волонтеры самыми разными делами. Это помощь тем, кто в ней нуждается; поиск людей – тех, кто ушел из дому и не вернулся; поиск родственников солдат-кызылординцев, погибших в войне и захороненных в других странах; приведение в порядок городских территорий – памятников, мемориалов, сохранение исторического наследия. Все городские памятники, независимо от эпохи и, так сказать, политической направленности, в Кызылорде находятся в завидно прекрасном состоянии. К примеру, есть памятник бойцам, погибшим в бою с солдатами атамана Дутова в 1919-м году. И есть вот такой монумент из советского времени. Это не пустырь и не задворки города. Это парк железнодорожников в центре, в нем сейчас идёт ремонт.
А еще есть целый проект «Архитектурные памятники и история города Кызылорды», в рамках которого прошло четырехмесячное обучение гидов-волонтёров. Теперь они могут проводить экскурсии по разным достопримечательностям и местам историко-культурного наследия города. У этого волонтерского направления были профессиональные партнеры: Областной историко-краеведческий музей и Областной архив Кызылординской области. Мне, алматинке, занимающейся историей родного города, остается только по-доброму завидовать кызылординцам. В нашем большом Алматы такого нет и пока не предвидится…
О культурной жизни этого маленького города можно рассказывать долго. И начинать надо с религиозных объектов. Это важнейшие достопримечательности в любом городе, а в Кызылорде –еще и самые старые городские сооружения, притягивающие к себе приезжих своим сакральным значением, своей историей и архитектурой. В Кызылорде два таких объекта: мечеть Айтбая и Свято-Казанская церковь.
Мечеть была построена в 1878-м году, она носит имя бухарского купца Айтбая Балтабаева, на деньги которого была построена. Вернее, он был главным жертвователем - на мечеть собирали деньги всем городом и обошлась она в 40000 рублей. В советские годы, когда религиозные объекты были закрыты, в здании располагался филиал областного краеведческого музея. В 2000-х мечеть отреставрировали. Правда, эксперты реставрацией остались не очень довольны - из старинного в здании остались нетронутыми только фасады. Меня, обывателя, здание впечатлило своей величавостью. Жаль, не удалось войти внутрь. Я просто не знала, имею ли право зайти в мечеть. А рядом никого не оказалось из знающих людей – в Кызылорде на тот момент еще были закрыты религиозные сооружения для массовых служений.
В церкви, которая расположена неподалеку, в историческом центре города, мне повезло больше. Я бродила по храмовому парку, разглядывая здание неовизантийского стиля, выложенное из жженного кирпича желтого цвета, и встретила священника. Он открыл мне двери храма и провел небольшую экскурсию.
Когда построена церковь - точно неизвестно. На фасаде здания установлены две мемориальные доски с двумя разными датами постройки храма: на одной указан 1878 год, на новой табличке уже другие цифры – 1890-1895.
У каждой из дат свои свидетельства. На 1878-й указывает факт, что напротив церкви стоит бывшее приходское училище, датированное 1878-м годом. Не может приходское училище быть старше церкви…
В советское время в церкви размещался пункт приема спецпереселенцев, затем обсерватория, а потом областной краеведческий музей. Там было выставлено большое количество экспонатов оружия и монет времени крепости Ак-Мечеть. В 1982-м году музей переехал, а здание передали церкви и объявили памятником архитектуры республиканского значения. Большая часть росписи храма к тому времени оказалась утрачена, и сейчас в храме новая роспись. Уцелела часть церковной утвари, несколько икон да уникальный чугунный пол. Колоколов тоже не было, кроме одного, 1888-го года. Сейчас он уже не действует – треснул.
Батюшка рассказал, что пока храм не приобрел новые колокола, в качестве колоколов использовались обрезанные кислородные баллоны. Сейчас они целы, стоят на колокольне. Бережно хранят здесь и старый треснувший колокол.
Областной музей, который когда-то располагался в церкви, сейчас занимает большое двухэтажное здание, и это важная городская достопримечательность. В нем роскошная экспозиция, рассказывающая о быте, культуре и искусстве жителей этих мест в разные периоды истории: древние века, 18-й век, советский период и наше время.
Выставлено здесь около 5000 самых различных экспонатов, а 3900 из них находится в запасных помещениях, здесь можно увидеть большое количество предметов, найденных во время археологических раскопок и научных исследований.
Немного смутил музейный санузел. Будем считать, что это тоже часть экспозиции - экспонат из прошлых веков, ибо современный туалет так выглядеть не может. Тем более, в учреждении культуры.
Бегом и между делами заглянула в здание областной филармонии. Этот исторический объект построен в 1924-м году. Филармония въехала сюда позже – в 1970-м, а до этого был клуб железнодорожников, один из самых распространенных в СССР рабочих клубов 20-х годов 20-го века. Расположено это симпатичное одноэтажное здание рядом с вокзалом, что логично – все-таки клуб для рабочих железной дороги. Построено из жженого кирпича. Ядром композиции и тогда, и сейчас является зрительный зал, в котором соединены фойе и различные клубные комнаты. Здание находится в Государственном списке памятников истории и культуры местного значения. Жаль, в эти дни не было концертов - карантин.
Сразу бросается в глаза - в городе очень много старых зданий. Большинство из них выглядят хорошо, ярко. Сразу понимаешь, что у города есть хозяин. Отремонтированы тротуары, стоят урны. Причем, урны симпатичные и по всему городу одинаковые. Впрочем, я не всю Кызылорду успела обойти. Но увиденное порадовало. Стоит признать: кызылординцы в деле градоустроения оказались смелее нас, алматинцев.
Были и не очень приятные моменты. Вид этого райончика недалеко от вокзала откровенно разозлил. Дома очень похожи на железнодорожные-привокзальные. Они крепкие, хотя и старые. Но безобразно достроены и перестроены без учета архитектурной целостности района. Думаю, разрешения на приватизацию и последующие перестройки жильцами были получены давно, лет 10 назад, а то и больше. Дома же, не смотря на свой явно почтенный возраст и интересную архитектуру, никаких особых статусов, защищающих их от вандалов, не имели. Результат – уродливое и шокирующее зрелище. Подозреваю, что сейчас сделать что-то с этим районом будет сложно, ну не сносить же все эти пристройки…
Однако не стоит думать, что Кызылорда – это исключительно исторические постройки и старые районы. Много интересных современных памятников, арт-объектов. Очень впечатлило литературное скульптурное трио: три литературных гиганта Кызылординской области - поэт и драматург Абдильда Тажибаев, поэт Зейнулла Шукуров, драматург, писатель, публицист, сценарист Калтай Мухамеджанович Мухамеджанов.
Скульптура литераторов огромна, расположена на площадке диаметром 6.5 метров. Но сами писатели выглядят своими, родными, сидят в креслах за круглым столом совсем по-домашнему. Сидят и беседуют. Возможно, обсуждают кызылординские новости... Автор скульптуры – талантливый художник и скульптор, тоже кызылординец, Мурабай Умбетов. Я была удивлена, узнав, что установлен памятник в 2003-м году, 17 лет назад – он выглядит новым, креативным и суперсовременным.
Недалеко от этого памятника познакомилась с двумя местными жительницами, молоденькими девушками. Я расспрашивала дорогу до отеля, мой телефон «потерял» интернет, а как ориентироваться в городе без гор (алматинцы меня поймут), я не знаю. Конечно, мой казахский неидеален, а девушки плохо говорили по-русски, но разве может что-то помешать разговору, если люди хотят поговорить? Девушки объяснили мне, как пройти в библиотеку… ой, в гостиницу, а потом мы просто поболтали «за жизнь». Оказалось, что девчонки сами из района, приехали в город работать. Работают на рисоперерабатывающем предприятии. Бренд известный, но писать не буду – реклама же… Говорят, зарабатывают неплохо, квартиру снимают на двоих, жизнью довольны и следующей осенью собираются идти учиться на технологов. Рисоводов, конечно.
Вообще, рисом в той или иной степени в Кызылорде и рядом занимаются многие. Поля - в аулах, переработка – в городе. Самый рисоводческий край. В Кызылорде даже есть музей риса. Я до него не дошла, а жаль – было бы интересно узнать, как развивалось рисоводство в этом регионе.
Впрочем, у меня в Кызылорде есть ценный источник информации - коллега и подруга Мира Жакибаева, с которой мы долгое время трудились на ниве сельскохозяйственной журналистики! И она не музей. Она – лучше, потому что все рассказала, объяснила коротко и ясно:
«Нашему рисоводству лет 200, наверное, а то и больше. Но сначала рис здесь рос диким способом. А в советское время, примерно в 30-х годах прошлого века, рисом в нашем регионе стали заниматься уже серьезно. Все инженерные оросительные системы, вся водоструктура, все спланировано под рис. Есть НИИ рисоводства, который занимается системными исследованиями в области рисоводства. Рисоводство – это наше спасение. Если не будет рисоводства, то на наших землях ничего расти не будет. Потому что почвы у нас соленые, а рис рассоляет почвы. Кызылординская область – первая в стране по выращиванию и переработке риса. Сейчас 90 тысяч гектаров занимают рисовые поля, но из-за маловодья и того, что рис много воды потребляет, у нас уже пятый год идет диверсификация: понемногу наши фермеры начинают высаживать другие культуры, которым меньше влаги надо. Но рис в пределах 70-75 тысяч гектаров останется. Не больше. Но и не меньше. Потому что только после риса на наших землях может расти люцерна, пшеница и другие культуры».
Еще одна сфера, где кызылординцы тесно задействованы - нефтяная. 200 км от города – Кумколь, нефтегазовое месторождение. Отлично тут развит ресторанный бизнес, много небанально оформленных стильных кафе и, что для меня было неожиданностью, маленьких кофеен. Причем, кофе порадовал – горячий и ароматный, как и полагается.
Земля Сыра, а именно так называют свой край кызылординцы (река Сырдарья – полноводная и величественная, протекает через весь город), - регион богатый. И не только полезными ископаемыми. В Кызылординской области насчитывается более 560 исторических памятников, 21 которых – республиканского значения: 146 памятников являются археологическими, 297 – архитектурными, 53 – монументальными, а 10 из них относятся к разряду исторических. А еще край Сыра известен уникальными природными ландшафтами - здесь находится Аральское море, государственный заповедник Барсакельмес, озеро Камбаш, вода из которого славится своей кристальной чистотой и целебными свойствами, а также отроги древнего Каратау – Балапан и Сауыскан. Конечно, за три дня весь край не объехать. Да что там край, я город-то весь не успела посмотреть… Но успела полюбить. И, значит - вернусь.
Евгения Морозова