Берегите ваши коды!

Какие схемы придумывают банковские мошенники и как не попасть на их уловки.

Берегите ваши коды!

Анализ обращений граждан, рассматриваемых департаментом защиты прав потребителей финансовых услуг Национального банка Казахстана, показал, что в последнее время участились случаи мошенничества, связанного с банковскими картами, счетами и депозитами. Способов мошенничества множество. Рассмотрим несколько реальных случаев и простые правила поведения, которые помогут обезопасить Ваши деньги.

Пример №1. Лжепокупатели звонят своим жертвам, заявляя, что хотят купить товар и готовы внести предоплату. При этом мошенники, представляясь бухгалтерами или директорами фирм, просят указать ряд реквизитов: ИИН, номер телефона, к которому привязана карта, номер банковской карты, номер текущего или сберегательного счета. Когда продавец указывает реквизиты, они просят продиктовать код из SMS-сообщения, отправленного на номер жертвы якобы для активации перевода денег. После получения кода мошенники меняют номер телефона в интернет-банкинге клиента и выводят деньги со счетов.

Особенно это актуально при продажах на торговых интернет-площадках, где никто не контролирует взаимоотношения продавца и покупателя. Поэтому при совершении любых операций на таких ресурсах необходимо помнить несколько основных правил:

  1. Ни при каких обстоятельствах не отправляйте незнакомым людям Ваши персональные данные, включая копии документов, удостоверяющих личность;
  2. Никогда не передавайте и не публикуйте (в том числе в социальных сетях) реквизиты платежной карты: 16-значный номер, имя держателя, срок действия, CVV/CVC-код (трехзначный номер на тыльной стороне карты);
  3. Никому не сообщайте SMS-коды для авторизации и подтверждения операций, в том числе сотрудникам банка;
  4. Не передавайте свои банковские карты третьим лицам (даже родственникам), в том числе для проведения платежей в кафе и ресторанах;
  5. В случае утери карты сразу же блокируйте ее и приостанавливайте все операции, позвонив на горячую линию банка, также желательно посетить отделение банка в кротчайшие сроки с целью блокировки счетов;
  6. Сотрудники банков никогда не звонят первыми клиенту с требованием предоставить данные по карте либо полученные SMS. Любое общение по данным вопросам инициируется исключительно клиентом;
  7. Если Вы совершаете платежи и покупки с использованием банковской карты через Интернет, не открывайте подозрительную почту и не переходите по неизвестным ссылкам. В них может содержаться вирус, способный дистанционно передать мошенникам информацию с вашего компьютера;
  8. Подключите за символическую ежемесячную плату услугу мобильного банка, чтобы на Ваш мобильный телефон приходила информация по всем изменениям счета и совершенным транзакциям. Таким образом Вы сможете оперативно отследить подозрительные операции по вашей карте.

Пример №2. Вы потеряли или, что хуже, у Вас украли мобильный телефон. Мошенники могут снять деньги либо совершить оплату с Ваших счетов путем регистрации в интернет-банкинге по номеру украденного телефона или попросту зайти в уже установленный мобильный банкинг или мобильное приложение.

Пример №3. Появляется новый вид мошенничества, когда потенциальной жертве звонят липовые сотрудники банка, заявляя, что обнаружили подозрительные операции по Вашей карте и с целью их предотвращения просят указать ряд реквизитов: ИИН, номер телефона, к которому привязана карта, номер банковской карты, номер текущего или сберегательного счета. Когда жертва указывает реквизиты, они просят продиктовать код из SMS-сообщения, отправленного на номер жертвы, или набрать его в тоновом режиме на телефоне якобы для блокирования перевода денег. После получения кода мошенники меняют номер телефона в интернет-банкинге клиента и выводят деньги со счетов.

Что же делать в такой ситуации?

Повесьте трубку и позвоните несколько раз в банк, который Вас обслуживает, для уточнения информации с мобильного телефона, а еще лучше посетите ближайшее отделение обслуживающего Вас банка и напишите заявление о попытках совершения атак на Ваши счета.

Пример №4. Злоумышленники создали клон популярного интернет-магазина, сайта банка либо социальной сети с целью получения реквизитов Ваших платежных карт, так называемый фишинговый сайт. И распространяют ссылки на него через имеющуюся базу почтовых адресов, в числе которых может оказаться и Ваш адрес.

Чтобы знать, как бороться с фишинговыми сайтами, необходимо иметь минимальные знания об Интернете, его использовании и методах защиты информации. Чтобы не попасть на уловки, помните несколько правил:

  1. нигде не указывайте Ваши персональные данные;
  2. обращайте внимание на оформление сайта;
  3. проверяйте правильность ссылки в адресной строке;
  4. пользуйтесь защищенным соединением https;
  5. фильтруйте подозрительные письма;
  6. не пользуйтесь открытыми точками доступа wi-fi для входа в банковские аккаунты.

Пример №5. Лжепродавцы размещают объявление о продаже недвижимости, либо транспортных средств по заниженной цене. При этом мошенники, представляясь работником иностранной фирмы, рассказывают о том, что срочно уехали из Казахстана по работе и просят отправить денежные средства посредством быстрых переводов на имя своего родственника для подтверждения платежеспособности. Когда покупатель осуществляет перевод, они просят продиктовать реквизиты перевода якобы для его проверки. После получения реквизитов мошенники осуществляют выплату перевода на свое имя.

Соблюдение этих простых, но эффективных правил позволит уберечь Ваши средства от коварных мошенников. Кстати, наиболее актуальны эти правила для пожилых людей. Обязательно расскажите о них своим родным и близким, чтобы они никогда не попались на удочку мошенников. И всегда помните, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке! Берегите свои персональные данные, в случае обнаружения их пропажи немедленно блокируйте счета, номера телефонов, привязанные к ним, и обращайтесь в правоохранительные органы.

Есть регламент действий сотрудников банков, в соответствии с которым сотрудники банков никогда не звонят первыми клиенту с требованием предоставить данные по карте либо полученные SMS. Любое общение по данным вопросам инициируется исключительно клиентом. Друзья, будьте бдительны и соблюдайте осторожность!

Со своей стороны обращаюсь к представителям банков второго уровня. Уважаемые коллеги, с учетом того, что в последнее время активизировались финансовые мошенники, просим вас активизировать информационную работу, укреплять обратную связь с клиентами и оперативно реагировать на их обращения.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться