Как следует из сведений ЕНПФ, в письмах злоумышленников рассылается одобрение о целевом использовании пенсионных накоплений с прикрепленными ссылками на сомнительные сайты с подозрительной активностью.
Кто такие фишинг-мошенники, какие меры необходимо предпринять и что нужно знать вкладчику при получении указанных писем с подозрительными ссылками, разъяснил директор Департамента защиты прав потребителей финансовых услуг АРРФР Александр Терентьев.
Фишинг в переводе с английского языка означает "рыбная ловля, выуживание". Злоумышленники пытаются заполучить конфиденциальные данные пользователей, используя такие инструменты, как фишинговые сайты и сайты-клоны, e-mail-рассылки, всплывающие окна, таргетированную рекламу.
Переходя по опасным ссылкам, пользователи открывают вредоносные вложения, которые незаметно для них предоставляют злоумышленникам доступ к личным платежным данным (логины и пароли к банковским картам, учетные записи).
Как это происходит: например, вам поступило электронное письмо от имени известных банков и крупных компаний с информацией про различные акции, уникальные финансовые услуги, розыгрыши призов и многое другое. Как правило, в подобных электронных сообщениях указываются различные ссылки, при переходе по которым пользователю необходимо ввести персональные данные или совершить банковские операции. Не поддавайтесь на такого рода уловки, с вами могут иметь дело интернет-мошенники! Они опустошат ваш счет за считанные секунды.
Что нужно сделать, если вы стали жертвой интернет-мошенников:
- Если вы открыли ссылку на своем личном компьютере/смартфоне или следовали инструкциям по установке программного обеспечения, выполните полное сканирование антивирусом, если он у вас есть.
- Если вы указывали пароль от своей учетной записи, следует изменить пароли на всех учетных записях, использующих тот же пароль.
- Если вам не удалось восстановить доступ к учетной записи (почте), создайте новую и проинформируйте всех контактов об изменении. Убедитесь, что на новую учетную запись (почту) перенастроены необходимые сервисы (социальные сети, банковские услуги, интернет-магазины.
- Если вы считаете, что ваша учетная запись уже взломана, обратитесь по официальным адресам технической поддержки поставщика услуг для восстановления доступа. После восстановления доступа измените пароли, секретные вопросы и проверьте, не настроена ли отправка копии сообщений в адрес мошенников. Настройте двухфакторную аутентификацию (она бесплатно доступна для GMAIL и MAIL.RU).
- Если вас обманом заставили предоставить свои банковские реквизиты, сообщите об этом в свой банк и правоохранительные органы в очном или электронном виде на сайте прокуратуры, поступая так, вы помогаете бороться с преступной деятельностью.
Внимание! Предоставляя свои персональные данные, в том числе и ЭЦП, есть риск, что все средства на карте или счете могут быть обналичены, на ваше имя могут быть оформлены сомнительные сделки, переоформлена, к примеру, квартира или прописаны посторонние люди на вашей жилплощади.
Мошенники также проявляют активность в социальных сетях Facebook, Instagram, Telegram, создавая мошеннические боты, которые вступают в переписку с пользователями и завоевывают их доверие.
- Не проходите регистрацию на подозрительных интернет-ресурсах и не передавайте таким образом неизвестным лицам свои личные данные.
- Для своих приложений в социальных сетях и других онлайн-аккаунтах примените настройки конфиденциальности.
- Перед публикацией информации настройте аудиторию.
- Отключите отображение вашего номера телефона и электронной почты в настройках социальных сетей, тем самым вы сохраните конфиденциальность ваших данных.
"Знайте, что интернет-аферисты преследуют только одну цель – выманить персональные данные пользователя (ИИН, данные платежной карты или счета, код из SMS-сообщения и даже ЭЦП) и получить доступ к его деньгам", – подвел итог представитель финрегулятора Александр Терентьев.
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора