Что будет дальше? Могут ли цены снизиться или, наоборот, они вырастут из-за возможных перетоков нефтепродуктов в соседние страны? Как пользуется "незнанием" казахстанцев беглый банкир? Давайте проанализируем сложившуюся ситуацию.
На портале inbusiness.kz я продолжаю серию публикаций под общим названием "Казнефть", и в этой части вновь хотелось бы вернуться к теме цен на нефтепродукты, поскольку складывается весьма интересная картина. В октябре 2019 года в материале "#Казнефть, часть 2: Бермудский бензиновый треугольник – почему цены будут расти" был представлен детальный анализ и прогноз цен на внутреннем рынке, при этом определены главные "углы" треугольника, влияющего на внутренние цены на бензин и дизельное топливо: курс доллара, мировые цены на нефть и открытые рынки ЕАЭС/ВТО. Что ж, начнем.
1. Сколько стоит литр нефти?
Мы все видим, что происходит с мировыми ценами на нефть, точнее сказать, не "происходит", а "творится". Анализ и прогноз будет представлен в следующем материале – пусть рынки немного придут в себя, чтобы мы могли посмотреть на ситуацию без так называемых эмоциональных распродаж.
Сейчас фьючерсы на поставку нефти сорта Brent (поставка через 30 дней) торгуются в районе $20-25, на днях котировки уходили даже в район 18, но затем отскочили. При этом не многие знают, что казахстанская нефть не продается по этим ценам. К примеру, Россия продает свою нефть под сортом Urals с дисконтом к Brent’у в $2-3, но в моменте этот дисконт существенно превышал традиционную скидку за качество. Казахстанская нефть торгуется под различными сортами (CPC Blend и др.) зачастую с дисконтом к самой Urals. То есть все эти ценовые качели существенно влияют на настроения казахстанской нефтянки. Сколько же стоит баррель казахстанской нефти?
Баррель – это бочка, то есть величина измеряется в литрах. В эталонном сорте Brent округленно 160 л нефти, при этом в зависимости от плотности, физико-химических особенностей, примесей и др. этот показатель может изменяться. Возьмем его за основу. При цене в $30 за баррель и курсе в 450 тенге за доллар (тут я грустно вздыхаю) литр нефти стоит 84,4 тенге. В этом несложном уравнении можно менять цену нефти и курс тенге, но примерно будут цифры в районе 60-80 тенге за литр сырой нефти.
2. Почем для нас?
Данный показатель достаточно условный, поскольку традиционно на внутреннем рынке сырую нефть продавали/поставляли на НПЗ по ценам в 2-2,5 раза ниже мировых, то есть государство и нефтедобывающие компании так или иначе субсидируют внутренний рынок примерно на $2 млрд в год – расчеты есть в предыдущем материале. Но даже цена в 84,4 тенге за литр сырой нефти не говорит нам о складывающейся ситуации. Почему же, спросите вы?
Ведь подсчитана цена за литр сырой нефти, плюс есть расходы на переработку и транспортировку, а также некоторая прибыль нефтяных компаний/розничных сетей, мы знаем цену на пистолете АЗС за 92-й бензин примерно в 155 тенге за литр, все ведь понятно в этой формуле? А вот и нет.
Я привел условную рыночную цену сырой нефти, но она вовсе не означает, что продают ее именно по такой цене, и тем более она не может говорить нам о прибылях участников рынка.
3. Из чего складывается цена?
Формирование цен на внутреннем рынке является достаточно закрытой информацией, чем вполне успешно пользуются деструктивные элементы вроде беглеца-банкира, призывающего к новым митингам с требованием снизить цены на бензин в два раза вслед за снижением мировых цен.
Дело в том, что основную долю в конечной цене для автовладельцев составляет не прибыль нефтедобывающих компаний, нефтеперерабатывающих заводов, трейдеров/давальцев или розничных сетей АЗС, основная доля – это налоги.
То есть в цене 155 тг/литр около 60% составляют различные прямые и косвенные налоги, которыми облагаются все участники цепочки "нефтяная скважина – АЗС". Из 155 тенге в настоящее время сумма налогов и сборов составляет около 93 тенге. Для сравнения, в России доля налогов в розничной цене в зависимости от конъюнктуры составляет около 70-75%, а в странах Европы или Азии, где стремятся снизить потребление нефтепродуктов, этот показатель превышает 90%.
Из цены в 155 тг/литр в Казахстане налоговая составляющая равна около 93 тг, в Российской Федерации – примерно 177 тг. То есть налоги в стоимости бензина у нашего северного соседа и партнера по ЕАЭС превышают всю стоимость нашего бензина на пистолете АЗС.
4. Где навар?
Знаете такую шутку? Диалог двух начинающих бизнесменов:
– Я придумал бизнес!
– Слушаю!
– Покупаем куриные яйца по 300 тенге, варим и продаем по 300!
– Подожди, а в чем же "фишка"?
– Бульон наш!
Так вот, если мировая цена за литр сырой нефти примерно 84,4 тг (из которых сумма налогов условно составляет 60% – 50,6 тг), а транспортировка нефти, ее переработка, транспортировка до нефтебаз и сетей АЗС составляет 70,6 тг (из которых 42,4 – это налоги), то практически все участники рынка работают в ноль либо в убыток.
Давайте поясню: средняя себестоимость добычи казахстанской нефти примерно $25-40 в зависимости от выработки месторождений. Есть, конечно, и более дешевая нефть, к примеру на Тенгизе, но иностранные консорциумы не поставляют нефть на казахстанский рынок, а транспортируют ее через системы нефтепроводов в Западную Европу. То есть для местных компаний поставки на внутренний рынок при текущих ценах являются почти убыточными.
Подготовка нефти, транспортировка до нефтеперерабатывающих заводов тоже довольно затратный процесс. Тариф на переработку сырой нефти, к примеру, на Атырауском НПЗ (государственное регулирование тарифов отменено) составляет примерно 27,5 тыс. тг за тонну, то есть около 25 тг за литр (из тонны нефти может "получаться" разное количество нефтепродуктов, поэтому мы возьмем усредненный показатель).
Затем еще нужно потратить средства на доставку этих нефтепродуктов до сетей АЗС, а также учесть довольно высокие расходы сетей АЗС (с учетом инвестиций). Таким образом, если прикинуть все эти цифры, то можно сделать вывод: при текущих мировых ценах и обменном курсе тенге/доллар розничные цены представляются убыточными либо с рентабельностью близкой к нулю.
5. Что там с акцизом?
Если вы помните, то в конце прошлого года правительство повысило акцизы на оптовую и розничную реализацию бензина. С 1 января эти повышенные акцизы вступили в действие: акциз на оптовую реализацию бензина производителями увеличился с 10,5 тыс. тенге за тонну до 24,4 тыс., а на розничную реализацию производителям бензина – с 11,2 тыс. до 24,9 тыс. тенге.
Министр нацэкономики Руслан Даленов до нового года комментировал, что повышение акциза на бензин необходимо по причине возросших социальных расходов государства. И акциз в стоимости бензина, составлявший восемь тенге, должен вырасти до 18 тенге.
Но с нового года ценник на АЗС не вырос на 10 тенге, что возможно объяснить распродажей "старых" запасов либо снижением маржи участников рынка.
6. Возможно ли снижение цен на бензин в два раза?
Следует отметить, что Аблязов, всем известный олигарх-беглец, скрывающийся ныне во Франции, в многочисленных ютуб-роликах пытается объяснить, что вслед за снижением мировых цен в два раза необходимо снизить и цены на бензин в два раза. Однако даже наш примерный расчет показывает, что это невозможно с учетом курсовой и налоговой нагрузки.
Для этого потребуется практически полностью отменить налоги и сборы, заложенные в розничной цене, что неминуемо отразится на нашем государственном и местном бюджете, а выпадающие суммы придется изыскивать путем увеличения налогов с предпринимателей или граждан РК.
Снижение цен на ГСМ, конечно, хотелось бы всем, но какая у этого "цена"?
7. Почетное седьмое
Складывающаяся ситуация для Казахстана не уникальна – мы уже наблюдали рост цен на нефтепродукты на фоне снижения мировых цен, хотя для большинства автолюбителей это выглядят странным – ведь мировые цены понизились, а в Казахстане они выросли. Как я уже неоднократно писал, это пробелы государственной информационной политики – население не понимает, что около 70% всех расходов государственного бюджета и трансферов Национального фонда обеспечивает нефтегазовый сектор, а цены на бензин в РК всегда были дотационными.
Давайте в завершение этого материала взглянем на официальный ресурс www.globalpetrolprices.com – данный информационно-аналитический портал консолидирует еженедельные цены на нефтепродукты по всем странам мира. Вот что мы увидим, если переведем цены на Аи-95 в тенге:
Взяв за основу среднюю цену на Аи-95 в РК в размере 174 тенге, мы увидим, что Казахстан весьма и весьма неплохо смотрится на фоне всех остальных стран мира. Даже в нефтедобывающих странах – Саудовской Аравии и Эмиратах – цены на 70-80 тенге выше! В Российской Федерации Аи-95 стоит почти 280 тенге, то есть на 100 тенге выше, чем у нас. Ну а самый дорогой – в Гонконге – почти 1000 тенге за литр!
Это, конечно, повод для некоторой гордости, однако данный факт вызывает и некоторые опасения: смогут ли в дальнейшем сдерживать рост цен на внутреннем рынке с учетом интеграции Казахстана в ЕАЭС и ВТО?
Думаю, что приведенных цифр достаточно для понимания того, что ожидать существенного снижения цен не приходится. Скорректироваться немного вниз цены могут, как и повыситься по вышеуказанным причинам.
Ну а пока казахстанцев радуют не только низкие цены, но и заметно снизившийся расход топлива по причине объявления карантина и улучшения ситуации с пробками на дорогах.
P.S. О влиянии вируса на мировую нефтегазовую промышленность, противостоянии России, Саудовской Аравии и США я расскажу на следующей неделе.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора