/img/tv1.svg
RU KZ
Шухрат Данбай: покупатель ПНХЗ в первую очередь, должен обеспечить гарантированные поставки сырья

Шухрат Данбай: покупатель ПНХЗ в первую очередь, должен обеспечить гарантированные поставки сырья

Модернизация Павлодарского нефтехимического завода должна завершиться во втором полугодии 2018 года.

19:39 17 Август 2016 13850

Шухрат Данбай:  покупатель ПНХЗ в первую очередь, должен обеспечить гарантированные поставки  сырья

Автор:

Кульпаш Конырова

Недавно глава правительство Карим Масимов  в рамках своей поездки в Павлодарскую область посетил Павлодарский нефтехимический завод (ПНХЗ), чтобы самолично проверить ход работ модернизации предприятия. Более подробную информацию о том, что делается и что будет сделано в рамках этого проекта, в эксклюзивном интервью нашему порталу abctv.kz рассказал генеральный директор АО Шухрат Данбай.

- Шухрат Абдрашитович, если мне не изменяет память, о модернизации казахстанских заводов речь постоянно шла в течение последних 10 лет, это точно. И все эти годы на предприятиях  что-то делалось, но сих пор модернизация ни на одном из них так и не завершилась. Хотя эксперты писали, что с модернизацией НПЗ мы сильно запоздали, и должны были завершить ее еще «вчера, а не завтра». Давайте поговорим конкретно о Павлодарском НХЗ. В чем причина столь долгоиграющего процесса на вашем предприятии?

- Все объяснимо. Начну с того, что сам по себе Павлодарский завод уникален. Если вернуться к истории его создания, то, напомню, что он был построен в 1978 году, в бытность еще существования СССР.

Изначально предприятие было технологически ориентировано на переработку нефти с западно – сибирских месторождений Сибири. Это диктовалось такими факторами, как географическая близость и наличие инфраструктуры – трубопроводов.

После развала Союза, перед властями независимого Казахстана встал вопрос о загрузке завода сырьем. Проект модернизации на ПНХЗ преследовал несколько целей: не только наладить производство более качественного продукта- бензина евро- 4 и евро – 5, но и способность завода перерабатывать  и казахстанскую нефть.

Выбор пал на компанию «Роминсервис» (100% «дочка» концерна Rompetrol). Тогда стоимость проекта модернизации составляла  свыше 1, 2 миллиардов долларов США.

Таким образом, только с 2013 года начались работы, связанные с модернизацией Павлодарского НХЗ. Но, как выяснилось, у выбранной компании не было опыта работы с такими большими и сложными в исполнении проектами, как наш завод, где предполагался переход от российской нефти на казахстанскую.

В конце концов, было принято решение управление проектом передать от «РомИнсервиса» в руки «КазМунайГаз - переработка и маркетинг».  Параллельно мы приняли решение поменять руководство в «РомИнсервис», так как эта компания продолжала участвовать в проекте, но только частично.

После этого в «материнской» компании – в «КазМунайГазе» была утверждена обновленная схема проекта модернизации Павлодарского НХЗ.  И с 28  мая 2015 года стартовал новый этап работ.

- В чем же отличие обновленной схемы проекта модернизации от предыдущей?

- Во – первых, мы снизили объем и стоимость работ по проекту почти в два раза: с 1, 2 миллиардов долларов США до 696 миллионов долларов США.

- За счет чего такое снижение стоимости работ в то время, когда все в мире только дорожает?

 - В основном за счет того, что мы отказались от установок, которые предназначались для переработки казахстанской нефти.

- Как же так?! Ведь уйти от зависимости от российского сырья – это было одной из целей проекта модернизации…

- Ответ на ваш вопрос состоит из двух частей. Первый: правительство Казахстана подписало Соглашение с Россией о поставках и транзите российской нефти на 10 лет с возможностью пролонгации. Это снимает вопрос с поставками казахстанской нефти на ПНХЗ и установкой оборудования, которое может ее перерабатывать.

Второй ответ на ваш вопрос: мы не отказываемся от установки оборудования, которая должна будет перерабатывать казахстанскую нефть, так как вся необходимая документация на это уже есть и она действительна в течение трех лет.

Сейчас мы  приняли решение, что просто отодвигаем установку оборудования по переработке казахстанской нефти на более позднее время, сосредоточившись на скорейшем завершении модернизации при гарантированных поставках российского сырья, чтобы, как можно скорее, производить нужный стране бензин евро – 4 и евро- 5.

Но в целях сохранения энергетической безопасности в будущем, мы не отказались от установок оборудования по переработке казахстанской нефти. Мы реализуем эту часть проекта в любом случае, но попозже. Время у нас есть для этого, как я уже сказал выше.

- Что на сегодня уже сделано по проекту модернизации?

- Павлодарский завод взял в свои руки работу с поставщиками. Мы поменяли проектировщика, заменив  южнокорейскую компанию на российскую «Омскнефтехимпроект», которая, как раз – то, имела большой опыт работы с такими проектами, как Павлодарский НХЗ.

Работа в тандеме с российской компании была достаточно эффективной и в, результате, к 6 августа текущего года, к визиту премьер- министра, на  строительной площадке было установлено 94% металлоконструкций, все инженерные сети уложены на 100%, согласно нашему новому плану проекта. Все это глава правительства увидел своими глазами.

- А что еще предстоит сделать? И каков дэд- лайн проекта модернизации?

- К концу текущего года, в декабре, мы планируем полностью завершить механическую сборку оборудования. А весной будущего года должны начаться пуско – наладочные работы, и в усиленном режиме мы проведем подключение всех систем завода.

Таким образом, в августе 2017 года должен завершиться первый этап работ по обновленной схеме проекта. Завод к этому времени должен производить бензин марки евро- 4 и перерабатывать 5, 1 миллион тонн нефти.

И, наконец, последний этап модернизации должен завершиться во втором полугодии 2018, когда завод сможет выпускать бензин евро- 5 и мощность переработки составит 6 миллионов тонн.

Хочу отметить, что работы последнего этапа мы сможем закончить собственными силами – силами «КазМунайГаза».

- Вы часто в разговоре упоминали, что проект сложный…

- Не только сложный, но и уникальный. Судите сами, мы должны установить реакторы весом 500 тонн каждый. Сравните, в Советском союзе самые тяжелые реакторы для нефтеперерабатывающих заводов весили 200 тонн. Сейчас эти современные 500  - тонные реакторы на пути в Казахстан, пересекают океан на специальных грузовых кораблях.

Для их приема мы даже строим специально причал на реке Иртыш. Работы по причалу должны быть закончены в конце сентября текущего года.

Уникальность нашего проекта также в том, что мы будем использовать кран, грузоподъемность которого составляет 350 тонн. Это огромная махина.

Хочу отметить, что проект модернизации Павлодарского НХЗ осуществлялся практически «всем миром». Свой вклад внесли европейские, южно- корейские, американские, китайские и, конечно же, российские компании.

В частности, нам очень пригодился опыт работы Омского нефтеперерабатывающего завода. Вообще, хочу отметить, что россияне «подставили нам свое плечо» и оказывают хорошую помощь. Около 1000 российских специалистов принимают участие в нашем проекте, внося свою лепту в расширение приграничного сотрудничества.

- Ранее глава Миннефти Казахстана Канат Бозумбаев заявил, что казахстанские НПЗ, которые оказались в перечне предприятий на приватизацию, будут проданы после завершения модернизации. Какова ваша точка зрения на этот счет?

- После того, как в Павлодарский НХЗ будут немалые вложены средства, а они, кстати, заемные, предприятие будет иметь более весомую стоимость.

Поэтому будет вполне логичным, обсуждать  вопрос продажи завода только после того, как полностью завершиться модернизация предприятия.

Ну, а если появиться покупатель, то он, в первую очередь, должен обеспечить гарантированные поставки  сырья, а это возможно, при наличии собственных запасов сырья. Иначе никак!

Кульпаш Конырова

«Биржевые игры» покажут, с какими проблемами столкнется отрасль в биржевой торговле – Данияр Абулгазин

С 2019 года в Казахстане планировалась продажа нефтепродуктов, произведенных на казахстанских НПЗ для внутреннего рынка, через товарные биржи. Основная идея – сделать процесс распределения топлива прозрачным и свести участие государства в этом процессе к минимуму.

21 Октябрь 2020 12:44 1682

Фото: atameken.kz

Председатель комитета нефтегазовой промышленности президиума НПП РК «Атамекен» Данияр Абулгазин отметил, что рынок не против биржевой торговли. Но необходимо устранить коллизии в законодательстве и тщательнее отнестись к выбору биржевых площадок.

По словам вице-министра энергетики РК Асета Магауова, 18 товарных бирж – слишком большое количество для эффективной организации торгов. Также отраслевой госорган настаивает на строгих квалификационных требованиях к биржам, допущенным к торгам.

«Мы говорим с министерством торговли о том, что нам необходимо провести отбор бирж, так как участники торгов должны быть уверены в их надежности. Мы, как профильное министерство, готовы сами утвердить нормы для комиссии по отбору бирж, однако есть разногласия. Правила должны утверждаться МТИ РК, а относится биржевая торговля к новому агентству (АЗРК РК)», – сказал в ходе заседания комитета Асет Магауов.

Планом мероприятий по реализации послания главы государства от 01.09.2020 г. был расширен перечень нефтяных продуктов для биржевой торговли. При этом согласно Закону РК «О товарных биржах» реализация вне товарных бирж продукции, включенной в перечень биржевых товаров, может быть признана недействительной.

«Это коллизия в законодательстве, которую также необходимо рассмотреть совместно с заинтересованными госорганами», – отметил вице-министр энергетики РК.

Данияр Абулгазин подчеркнул, что для стабилизации цен и привлечения на биржу игроков необходим нормальный экономический инструмент формирования цены, в котором должны учитываться все затраты – на добычу, доставку сырья на завод, производство, доставку нефтепродуктов на базы и далее в розницу.

«До конца года необходимо провести «биржевые игры», чтобы посмотреть на результаты и на их основе уже дорабатывать законодательную базу, увидеть, какие недоработки есть. Нам необходимо довести уровень биржевой торговли до 10-15%, в ином случае мы не достигнем объективных ценовых индикаторов», – прокомментировал Данияр Абулгазин.

В ходе заседания комитета нефтегазовой промышленности подняли вопрос проекта новой редакции Экологического кодекса РК. В частности, нефтегазовая и металлургическая отрасли обеспокоены тем, что сопутствующий законопроект будет рассматриваться отдельно от проекта Экологического кодекса.

«Кодекс планируется принять в конце этого года, у нас будет пятилетний переходный период для внедрения НДТ. Однако хотелось бы уже с начала следующего года начать обсуждение поправок в сопутствующий законопроект, так как отрасли должны быть готовы к изменениям», – рассказал генеральный директор ассоциации KAZENERGY Булат Акчулаков.

Заместитель председателя правления НПП РК «Атамекен» Евгений Больгерт отметил, что НПП подготовила письмо с позицией отраслевых комитетов НПП и ассоциаций на имя премьер-министра РК Аскара Мамина. В ближайшее время будет согласован график для обсуждения наиболее чувствительных для бизнеса поправок в экологическое законодательство.

Также в ходе заседания была подробно рассмотрена проблематика, связанная с применением контрольных приборов учета (КПУ) розничными реализаторами нефтепродуктов.

«Сейчас оператором КПУ определено АО «НИТ», и у нас начали возникать проблемы. В момент, когда нам необходимо сверить передаваемые в систему данные с нашими фактическим показателями, НИТ ссылается на необходимость заключения договоров на обслуживание КПУ с ежемесячной абонентской платой 4150 тенге за каждый КПУ. Предпринимателям же выписывают штрафы за то, что данных нет в базе КГД или они поступают несвоевременно. Мы посчитали, принимая во внимание, что на каждой АЗС установлены от трех до восьми единиц КПУ, а количество АЗС по стране более 3300, то, соответственно, размер ежегодной абонентской платы составит около 1 млрд тенге. К примеру, только по нашей компании размер абонентской платы может превысить 100 млн тенге в год. В конечном итоге это может негативно сказаться на стоимости продукции для конечного потребителя», – рассказал генеральный директор ТОО PetroRetail Тулемис Шотанов.

Также предприниматели отмечают, что КПУ не дают корректного результата, так как не учитывают все технологические особенности, и погрешность в показателях бывает очень высока. В регионах со слабым Интернетом будут проблемы с передачей данных в систему.

Резюмируя, Данияр Абулгазин подчеркнул необходимость организации на площадке Нацпалаты детального обсуждения данного вопроса с участием представителей рынка, комитета госдоходов МФ РК и АО «НИТ».

«Время идет, в соответствии с требованиями закона о госрегулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов уже с 2021 года должен быть осуществлен полный переход на КПУ. Давайте в ближайшие две недели проведем встречу и постараемся решить спорные вопросы», – завершил Данияр Абулгазин.


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Сделки с нефтегазовыми активами РК прошли законно

Генеральные прокуратуры Казахстана и Швейцарии прекратили рассмотрение дела без предъявления каких-либо обвинений.

29 Сентябрь 2020 15:00 5444

Прокуратура Казахстана и Швейцарии после всестороннего изучения материалов по факту обращения ряда граждан по факту незаконности ряда сделок с нефтегазовыми активами РК прекратила расследование без предъявления каких-либо обвинений еще в 2013 году. Об этом заявил первый заместитель генерального прокурора РК Берик Асылов во вторник, 29 сентября, выступая в нижней палате парламента. Напомним, на заседании комитета экономических реформ и регионального развития мажилиса парламента РК были заслушаны результаты проверки АО «НК «КазМунайГаз» по следам отдельных западных и отечественных публикаций о якобы незаконных операциях с казахстанской нефтью и газом и отмывании доходов.

По словам г-на Асылова, согласно заявлению ряда граждан, прокуратурой Швейцарии в 2010-2013 гг. было проведено расследование обстоятельств продажи ряда казахстанских нефтегазовых активов (включая продажу китайской CNPC государственного пакета акций нефтедобывающей компании «СНПС-Актобемунайгаз», приватизация компаний «КазСтройСервис» и Kazakhstan Petrochemical Industries, а также продажа акций компании «Мангистаумунайгаз») и причастности к этому Кулибаева Т. А..

Всестороннее изучение материалов заняло три года, и в конце 2013 года расследование Генеральной прокуратуры Швейцарии было прекращено. При этом правоохранительные органы Казахстана предоставили швейцарским коллегам все необходимые материалы в рамках оказания правовой помощи.

Более того, в ходе обсуждения стало известно, что министерством финансов Казахстана был проведен анализ полноты уплаты вышеуказанным физическим лицом и принадлежащими ему компаниями налогов и других обязательных платежей в бюджет. Анализ доходной части показал, что порядка 48% всех налоговых поступлений в госбюджет за 2015-2019 годы, или 45,6 трлн тенге, обеспечили 30 крупных групп налогоплательщиков.

Обвинения в неуплате налогов рассыпаются в данных минфина о существенности налоговых выплат. В частности, группа компаний Тимура Кулибаева за указанный период выплатила в бюджет 1,07 трлн тенге налогов. По этому показателю она занимает четвертое место в стране, если сложить налоговые отчисления от всех компаний группы. Ее опережают лишь ТОО «Тенгизшевройл», группа компаний «Самрук-Казына» (со всеми дочерними компаниями) и консорциум «Карачаганак Петролиум Оперейтинг Б.В.» (с учетом структурных подразделений). Более того, Кулибаев Т. А. является крупнейшим налогоплательщиком среди физических лиц в стране с показателем за тот же период в 12,2 млрд тенге.

В ходе проверки также Генеральной прокуратурой не выявлены факты занижения цен на экспортируемую из Казахстана нефть. Как пояснил присутствовавший на заседании комитета представитель министерства финансов РК, все сделки по экспорту нефти мониторятся и контролируются налоговыми органами на предмет соответствия законодательству о трансфертном ценообразовании. Иными словами, нефтегазовые компании не имеют права продавать нефть на экспорт ниже рыночных цен с учетом скидок на транспортировку нефти до пункта назначения и других корректировок – в противном случае налоговые органы произведут корректировку налогооблагаемого дохода экспортера нефти и доначисление ему сумм налогов.

Кроме того, все поставки нефти на экспорт из РК в страны Европы за рассматриваемый период осуществлялись на транспарентной основе в привязке к котировкам международных изданий Argus Media и Platt’s, что опровергает домыслы об экспорте нефти из РК по заниженным ценам и искусственном уменьшении налогооблагаемой базы казахстанских экспортеров нефти.

Говоря о КМГ, то ранее критике в прессе подверглись и европейские подразделения бывшего Торгового дома КМГ за якобы имевшие место факты финансирования частных расходов третьих лиц. По словам зампредседателя правления КМГ Данияра Берлибаева, соответствующие дочерние подразделения, в том числе «TH KazMunaiGas AG» (Швейцария), не могли допустить подобного рода нарушения по двум причинам.

«Первое – расходы дочерних структур ТД КМГ (капзатраты, накладные расходы и др), в том числе компании «TH KazMunaiGas AG», осуществлялись в рамках бюджетов, ежегодно утверждаемых родительской компанией – Торговым домом КМГ, бюджет которой в свою очередь утверждался на уровне головной НК «КМГ». Второе – все расходы дочерних структур ТД КМГ ежегодно аудировались всемирно известной аудиторской компанией Ernst&Young, отчеты которой выпускались без замечаний. Проверка Генеральной прокуратуры не выявила нарушений в данном вопросе», – подчеркнул топ-менеджер нефтегазовой компании.

Саян Абаев


Подпишитесь на наш канал Telegram!