Коронавирус и школьное образование

11016

В преддверии Дня знаний руководство страны озаботилось ситуацией в образовании страны. Кроме фундаментальных вопросов, определяющих качество образования, можно отметить и важные методологические, что всплыли в рамках коронакризиса.

Коронавирус и школьное образование

Безусловно, что нужно решить такие фундаментальные, но в большей степени инфраструктурные вопросы, как "три кита":

  • достойный уровень заработных плат педагогов – даже не 85% от средней по стране, как в странах ОЭСР, а выше, так как нам необходимо много наверстывать и нужен приток талантливых специалистов в отрасль;
  • размеров классов – с текущих "порядка 40" до 25 учеников;
  • обеспеченности компьютерами, оборудованием и расходными материалами для лабораторий по физике, химии и т. д.

Полагаю, что для качественного образования также важны методологические вопросы образования, что всплыли в рамках коронакризиса. Ведь очевидно, что вероятность возникновения новых пандемий и связанных с ними карантинов достаточно высока, и система образования должна это учитывать.

Что можно и нужно извлечь из коронакризиса?

Прежде всего попытки внедрения дистанционного или онлайн-образования. В части онлайн-образования, полагаю, можно выделить следующие "плюсы и минусы" (см. таблицу 1). С одной стороны, у "чисто" онлайн-образования наряду с большими "минусами" есть и существенные "плюсы" в виде доступа к лекциям лучших преподавателей, большим возможностям автоматизации работы учителя, например использование записей видеолекций и др., или развитие навыков самообразования, что очень актуально в современном мире быстро меняющихся технологий и расширения доступа к ним через Интернет. С другой – и мощнейшие минусы в виде, например, отсутствия навыков "живого" общения у школьников, что очень негативно для социализации, или отсутствие физического присмотра/контроля учителей над учениками, что "напрягает" родителей.

Соответственно, нужен симбиоз – онлайн и офлайн-образования. Например, широкое применение видеоуроков, как в онлайн-режиме, так и просмотров в школе (офлайн, в классе), в т. ч. вставки видеоуроков в обычном режиме, проверка знаний через компьютеры и т. д. Это позволит учителям в большей степени концентрироваться на нюансах, сложных моментах рассматриваемой темы, а для учеников в школе – в большей степени на физической активности, опытах (по естественно-научным предметам), работе в группах и общении.

В целом речь идет о необходимости перестройки школьного образования в сторону включения не только элементов дистанционного образования, но и автоматизации процессов обучения, для освобождения учителя от рутинных операций и концентрации его на большей работе с учениками. В этом плане мы, исходя из теории спиралевидного развития общества, можем возвратиться к подходам древнегреческих классиков образования – Сократа, Платона, Аристотеля, с их стимулированием собственного мышления и осознанного поведения. Жизнь заставляет, чтобы у нации было разумное будущее.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться