Масанчи: какие выводы сделать?

16047

Как остановить обесценивание основного актива нашей независимости?

Масанчи: какие выводы сделать?

Сегодня, после трагедии в Масанчи, не покидает ощущение всеобщего ступора – ни общественность, ни власть не знает, что с этим делать. Да, дана официальная (и, боюсь, поспешная, а потому неизбежно поверхностная) оценка причин конфликта, приняты неминуемые в таких случаях кадровые решения, открыты уголовные дела. Все это, разумеется, необходимо. Но недостаточно.

Главное – нет ответа на ключевой вопрос: что и как нужно сделать, чтобы не потерять основной капитал нашей независимости – стабильность и согласие? Нет, мы еще не окончательно растеряли эти активы, но в последнее время они обесцениваются с пугающей стремительностью. Вдруг выясняется, что в стране нет действенных механизмов защиты от самого, казалось бы, архаичного, воинствующего национализма.

Ассамблею народа Казахстана никто не воспринимал всерьез и раньше, а уж теперь – тем более. Оказалось, что песни и пляски в национальных костюмах, здравицы в честь верховной власти за ее мудрую политику межнационального согласия абсолютно неработоспособны в "полевых" условиях. При этом чья-то "умная" голова додумалась отдать в ведение этого "потешного воинства" всю аналитическую базу (в том числе регулярные замеры общественных настроений в сфере межнаца, причем с разбивкой по регионам, накопленную за много лет в администрации президента. Тут стоит ностальгически вздохнуть, вспомнив людей, приложивших руку к созданию этой базы, и прежде всего – нынешнего посла в Чехии Марата Тажина.

А когда нет научной базы, в ход идут версии – одна другой экзотичнее. К примеру, находится немало желающих поискать первопричину не только кордайской истории, но и вообще всех подобных конфликтов в географии: дескать, приграничный район, контрабанда, наркотрафик, передел сфер влияния… Возможно, все это вправду послужило приводным ремнем конкретно этих событий .Но что делать с прошлогодней бучей в карагандинском ресторане "Древний Рим", с периодически вспыхивающими разборками местных рабочих с экспатами в нефтедобывающих западных регионах, с периодически вспыхивающими казахско-китайскими разборками в алматинском Семиречье?

Иначе говоря, межнациональные конфликты не имеют прописки, стало быть, "синдром Масанчи" может проявиться в любой точке страны – и не только в глухих селах, но и в больших городах, что убедительно доказывает история "Древнего Рима". Что делать? Создавать аналитические центры, которые мониторили бы ситуацию в стране, выявляя потенциальные очаги межэтнической напряженности, объявить "интернациональный призыв" в молодежный кадровый резерв президента (те же дунгане, многие из которых получили высшее образование в Китае, после переподготовки могут принести государству пользу на дипломатической службе). Наконец, стоит прислушаться к предложениям создать государственный орган (министерство или агентство) по делам национальностей, вменив ему в качестве одной из основных задач разработку государственной программы развития территорий компактного проживания малых этносов. Причем такая программа должна включать как экономические,так и социальные стимулы вовлечения представителей нацменьшинств в жизнь общества и государства.

Отдельная тема – местное самоуправление, вернее, полное его отсутствие. Показательно, что только сейчас в Кордайском районе взялись создавать совет аксакалов. Но это лишь первый шаг. По хорошему местное самоуправление должно иметь рычаги влияния на местную полицию, решать все оперативные вопросы на своей территории, иметь право выходить с предложениями на исполнительную власть. Между прочим, о необходимости повсеместного внедрения МСУ в Казахстане вели речь еще в середине 1990-х. Однако с тех пор ничего конкретного сделано не было. А ведь проведи тогда депутаты положение об МСУ в Конституцию да разработай и прими соответствующий конституционный закон – и сегодня мы с вами жили бы в другой стране…

Мне могут возразить: мол, что такое МСУ против сотен молодцов, вооруженных арматурой, ружьями с пистолетами, а вдобавок коктейлями Молотова? Отвечу: будь в стране реально работающее МСУ, многие "пороховые бочки" так и не взорвались бы. Потому, что в городах, поселках и аулах жили бы не поголовно асоциальные личности, а граждане, осознающие свою причастность к судьбе малой родины. Между прочим, не в последнюю очередь на этом поднялась после Второй мировой разгромленная Япония. "Мой дом лучший на моей улице, улица – лучшая в городе, город – лучший в стране, а страна – лучшая в мире!" – этот императив объединил тогда всех японцев.

Увы, в сегодняшнем Казахстане нет таких духовных скреп. Зато с лихвой хватает зависти, подозрительности, ксенофобии. Показательно, что после слов президента о "провокаторах", с подачи которых был раздут "бытовой конфликт", за этот посыл дружно ухватились и чиновники, и полицейские, и уж, конечно, журналисты с политологами. Разумеется, без элемента провокативности, наверняка, не обошлось. Вполне жизнеспособна и версия о связи кордайских событий с недавней полицейской операцией, увенчавшейся поимкой вора в законе Джаманаева, он же – Серик Голова.

Но, согласитесь, разбираться в этой конспирологии – дело правоохранителей. Власть же должна публично признать: да, мы глубоко заблуждались, полагая, что межнациональное согласие – это песни, пляски и здравицы. А еще и тяжелая, кропотливая работа, от которой мы успели отвыкнуть.

Причем было бы неплохо привлечь к этому делу лучших представителей всех живущих в стране "ста и более наций и народностей". Из них, кстати, потом можно будет сформировать верхнюю палату парламента – нечто вроде Совета национальностей Верховного совета СССР. Это придаст нашему депутатскому корпусу представительности (нынешние сенаторы, не избиравшиеся даже по партспискам, никого, кроме себя, не представляют), поднимет самооценку так называемых диаспор, а главное – отобьет у некоторых "титульных" желание делить граждан Казахстана на "хозяев" и "гостей".

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться