Все попытки решать проблему вывоза негабарита в конечном итоге упираются в нежелание участковых инспекторов работать.
Давайте немного порассуждаем об этой проблеме, которая есть почти в каждом дворе. Кто-то делает ремонт в квартире, кто-то меняет мебель или бытовую технику. Наиболее ответственные товарищи самостоятельно, за свой счет нанимая газельку, вывозят свой же строительный мусор и отслужившие срок престарелые шкафы-диваны-микроволновки.
А вот несознательные граждане с пониженной социальной ответственностью втихушку, и обычно по ночам, выносят все свое негабаритное барахло к контейнерным площадкам, туда, где стоят баки для сбора твердых бытовых отходов (ТБО).
А бывает и еще хуже (в домах с мусоропроводом) – бросают все это прямо у подъезда.
Бардак? Безусловно.
Рассмотрим, как должен решаться этот вопрос на примере одного из городов Карагандинской области.
Начнём с "Правил содержания и защиты зеленых насаждений, благоустройства территорий городов и населенных пунктов Карагандинской области", Решение Х сессии Карагандинского областного маслихата от 29 сентября 2017 года № 222. Зарегистрировано департаментом юстиции Карагандинской области 25 октября 2017 года № 4419.
Итак, согласно правилам благоустройства, строительный мусор нужно вывозить самостоятельно.
Теперь о мебели и электронике.
Пункт 2 – это мебель: дерево, ДСП и прочие горючие материалы. Пункт 16 – любая электроника.
То есть, даже если вы разобрали свой диван и умудрились запихать его в мусорный бак, то эти тряпки-деревяшки на полигон не примут, а значит, и та компания, что занимается вывозом ТБО, этот контейнер просто не возьмет. То есть придется вывозить самому.
Но ведь вот какая штука: мало того, что для вывоза нужна "Газель", так еще и на самой свалке придется заплатить за возможность выгрузить там свой мусор. А это больно.
Старую электронику раньше предлагалось сдать в ТОО "Промотход Казахстан", и в прошлой, докоронавирусной, жизни в Темиртау из Караганды даже приезжал за ней грузовичок, но сейчас с этим, говорят, проблемы.
Но можно просто осчастливить той же старой микроволновкой бомжей: они в курсе, что с ней делать.
Теперь о том, какие меры должны принимать участковые к нарушителям – тем, кто этот негабаритный мусор складывает у подъездов и контейнерных площадок.
Что следует из кодекса: как только участковый увидел захламленную негабаритным мусором контейнерную площадку, он должен выявить того человека, который этот бардак устроил.
И на первый раз:
- предупредить и заставить негабарит вывезти;
- или оштрафовать на 20 минимальных расчетных показателей (МРП): 1 МРП = 2 651 тенге, соответственно, 2651 х 20 = 53 020 тенге.
При повторном нарушении (или не вывозе после предупреждения) несознательного гражданина участковый инспектор штрафует уже на 30 минимальных расчетных показателей (МРП): 2651 х 30 = 79 530 тенге.
Вот и весь системный алгоритм действий по наведению порядка с негабаритным мусором.
Но мы же красавчики. Поэтому системности в нашей работе нет и быть не может. А раз нет системы, то бардак образуется сам собой. Что мы и видим по захламленным контейнерным площадкам.
И мы жалуемся в КСК, ОЖКХ и акиму. А когда на отчетной встрече аким Темиртау Галым Ашимов попросил дать данные хоть одного соседа, кто выкинул старую мебель на площадку ТБО, сдавать граждан с пониженной социальной ответственностью никто не захотел.
А что в таком случае делают участковые?
Вместо выявления и наказания виновных они пытаются нагрузить мусоровывозящие фирмы вывезти негабаритный мусор за свой счет да еще и заплатить за место на свалке. "И при этом напевают странные слова": "Братан, вот ты сейчас вывези, а я вот прям сразу начну следить". Но те отсылают полицейских к закону, никак не обязывающий их вывозить негабарит.
Есть даже разъяснение городского ОЖКХ за подписью его руководителя Низами Гаджиева: "Сбор и вывоз негабаритных отходов не входит в стоимость услуг по вывозу и сбору ТБО… Жители обязаны своими силами вывозить негабаритный мусор".
Но бардак, повторюсь, у нас перманентный, непрерывно длящийся. Как же решать эту застарелую проблему?
Вариант № 1. Должна работать полиция
Законное решение только одно: должны отрабатывать участковые.
Кто такой участковый? Это шериф на микрорайоне, который знает все и вся: кто дебошир, кто наркоман, кто пиво у подъезда пьет, а кто матом ругается. Должен, во всяком случае.
Так вот участковые и обязаны выявлять тех, кто этот негабаритный мусор выносит и бросает у контейнеров.
И штрафовать.
А протоколы публиковать в СМИ.
Оштрафуйте 10 человек, огласите список наказанных, и порядок будет. Страх потери денег – великий мотиватор.
Но будем откровенными: хотя граждане участковые инспектора и обязаны блюсти порядок, они будут филонить и не станут исполнять свои прямые обязанности, то есть следить за порядком на вверенной им территории.
И, судя по ситуации в городе с негабаритным барахлом, ни аким, ни начальник УВД не заставит их – таких великих и прекрасных шерифов – так "мараться мелочевкой", выясняя, кто же выбросил старый платяной шкаф.
Следовательно, ввиду того, что акимат не может, а полиция не хочет отрабатывать, что означает только одно – система обеспечения правопорядка в городе не работает, то всегда находятся другие – кривые варианты решения проблемы.
Ибо, как пел Бармалей в фильме "Айболит-66", "нормальные герои всегда идут в обход".
Участковые, напомню, так и делают: не напрягаясь сами, пытаются нагрузить мысоровывозящие фирмы вывозить чужое барахло – следствие плохой работы шерифов – за свой счет.
Вариант № 2. Поднять цену
Самый простой из кривых способов – просто поднять тариф на вывоз мусора, скажем, на три-пять тенге с человека, прописав в договорах два слова "за негабарит". И тогда любой негабаритный мусор будут вывозить те же организации, что вывозят ТБО.
Однако если подавляющее большинство из нас не имеет привычки выносить к мусорным контейнерам старые шкафы-диваны или строительный мусор, то почему сознательные граждане города должны платить за вывоз барахла граждан с пониженной социальной ответственностью и за безответственность участковых?
Вопрос принципиальный.
Вариант № 3. Заложить деньги в бюджете
При отсутствии системы обеспечения правопорядка есть еще один кривой способ: в городском бюджете есть деньги на ликвидацию стихийных свалок. Но это совсем другие, реально стихийные свалки (тоже, кстати, возникающие из-за отсутствия порядка). Но и здесь получается очень криво: законопослушное большинство не согласится через свои налоги оплачивать как раздолбайство меньшинства, так и нежелание полиции работать как положено.
Вариант № 4. Установить видеокамеры
Это должны будут сделать наши мусоровывозящие фирмы на каждой контейнерной площадке за свой счет. Но тогда эти инвестиции они захотят вернуть, для чего потребуется раза в два увеличить тариф за вывоз мусора. Да потом опять заставлять полицейских исполнять из-под палки свой служебный долг. Опять кривой вариант.
В итоге мы возвращаемся к истокам: наличию в городе хозяина с твердой рукой и неотвратимости наказания для раздолбаев. Которых, судя по наличию негабаритного мусора во дворах, у нас развелось много.
Но, как говорил Глеб Жеглов, "правопорядок в стране определяется не наличием воров, а умением властей их обезвреживать".
Так когда граждане участковые начнут обеспечивать правопорядок? Хлеб свой они кушают благодаря казахстанским налогоплательщикам.
Олег И. Гусев
P. S. А мы ждем, когда с интервалом в три-четыре месяца выйдет очередное китайское предупреждение-указание акима "немедленно очистить город" и мусоровывозящие фирмы за свой счет соберут и вывезут негабаритный мусор, заплатив еще за использование свалки 500 тысяч тенге своих денег.
И все это только лишь для того, чтобы мы могли лишний раз убедиться в библейской мудрости царя Соломона: "Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем".
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора