Фейковые колл-центры
Наибольшее доверие у клиентов банков скорее вызовет оператор горячей линии, к которому граждане сами дозваниваются, чем незнакомый "банковский менеджер", который позвонил первым. Поэтому мошенники делают все возможное, чтобы люди обращались в вымышленные колл-центры и выполняли указания их сотрудников.
К примеру, злоумышленники для того, чтобы выйти на контакт с потенциальной жертвой, могут позвонить на мобильный телефон якобы от банка, сообщить важную информацию, заинтриговать и прервать разговор. Клиент перезванивает по номеру, который высветился, ему отвечает сначала "автоответчик" данного банка, а затем мнимый оператор.
Финансовые мошенники идут на данные ухищрения с одной целью – выманить деньги или данные жертвы для доступа к их счету. Это ИИН, полные реквизиты платежной карты или счета, включая CVV/CVC код, а также код из SMS-сообщения. Для этого они используют методы социальной инженерии, то есть психологические приемы и манипуляции, а затем, получив желаемое, злоумышленники могут без труда обналичить все средства на счете, оформить подставной кредит или совершить онлайн-покупку, используя данные вашей платежной карты.
Уведомления по электронной почте или SMS
Мошенники ловко "подделывают" любые номера, с которых могут отправлять различные сообщения. Они могут подменить даже короткий номер колл-центра банка – современные технологии позволяют сделать это без особых усилий. При этом сами злоумышленники могут находиться в другом городе или даже в другой стране.
К примеру, посредством SMS приходит уведомление якобы от банка, что кто-то пытается войти в ваш онлайн-банкинг или зафиксирована подозрительная операция по вашему счету, и для уточнения информации нужно позвонить по такому-то номеру на горячую линию банка либо же перейти по ссылке.
Уведомления могут поступать также через электронную почту. Например, что произведена подписка на некую банковскую услугу, скоро спишется оплата, а для ее отмены необходимо позвонить в колл-центр банка по указанному в письме номеру.
Если банковские клиенты позвонят по мошенническим номерам и выполнят инструкции фальшивых операторов, то добровольно передадут аферистам свои личные и платежные данные.
Советы от Fingramota.kz: как не стать жертвой телефонных мошенников
- Лучше прервать разговор, чем сообщить незнакомцам свои персональные данные
ПИН-код, пароли от банковских приложений, трехзначный код на обороте платежной карты, SMS-коды – это конфиденциальная информация, которую вы должны держать в секрете и НИКОМУ не сообщать, в том числе работникам банков.
Запомните, что банковские сотрудники, операторы колл-центров банков никогда не будут спрашивать данную информацию по телефону. Она нужна только мошенникам.
Настоящему банковскому менеджеру нет нужды звонить вам, чтобы уточнить имя, фамилию; паспортные данные; какие карты были оформлены; сколько денег на них осталось. В банке имеется ваше полное финансовое досье – кредитная история.
Для того, чтобы убедиться в том, кто вам позвонил банковский менеджер либо мошенник, необходимо самостоятельно набрать номер горячей линии банка, в котором вы обслуживаетесь. Но ни в коем случае не тот номер, с которого поступил звонок или который указан в SMS-сообщении или уведомлении, поступившем по электронной почте.
- Не поддавайтесь панике, если вас попытаются напугать по телефону
На тревожное заявление о том, что с вашей картой серьезная проблема, лучший ответ: "Сейчас позвоню или схожу в банк, чтобы проверить это лично". Будьте уверены – звонящий тут же отключится. Это очень распространенная уловка – напугать владельца карточки. Ситуации могут быть придуманы разные:
"Кто-то проводит подозрительные транзакции по вашей карточке";
"Срочно! Уже списана n-ная сумма с вашего счета/карточки, надо незамедлительно перевести деньги на временный счет";
"Это вы пять минут назад подали заявку на оформление кредита? Если нет, то срочно нужны ваши данные, чтобы отменить ее";
"Ваша карточка заблокирована, чтобы ее разблокировать на ваш телефон придет SMS, в котором указан код, назовите его" и т.д. Главная цель мошенников – напугать вас, вывести из равновесия, чтобы легче было вами манипулировать.
Стоит помнить, что если с вашей картой действительно какие-то проблемы, то банк может сам ее заблокировать и, скорее всего, пришлет об этом уведомление по оговоренному в договоре каналу. А лучше всего перезвонить самим в отделение банка и уточнить, действительно ли это они отправили уведомление.
- Если звонящий просит скачать некое приложение на телефон, не делайте этого
Даже если слова звонящего звучат убедительно, все-равно не верьте ему.
Мошенники всеми правдами и неправдами могут попытаться убедить вас скачать вредоносные приложения, с помощью которых получат удаленный доступ к вашему гаджету и, соответственно, всему содержимому. Если у вас до сих пор нет антивирусной программы, то срочно установите ее на все устройства, которыми пользуетесь.
- Не переходите по сомнительным ссылкам из сообщений
Никогда не переходите по сомнительным ссылкам из электронных писем и SMS-сообщений. В них может быть вшита вредоносная программа, которая крадет персональные данные пользователя. Даже если вы получили ссылку от знакомого вам человека, не спешите переходить по ней. Кибермошенники могли зайти в чужой аккаунт и совершить рассылку. К примеру, вы получили сообщение от друга с просьбой пройти по ссылке и поддержать его в онлайн-конкурсе. Не стоит спешить и сразу же кликать по ней. За такими ссылками могут скрываться вредоносные программы.
- Будьте бдительны и перепроверяйте информацию
Телефонные мошенники очень надеются, что вы поверите им, и специально торопят вас, используя различные уловки, чтобы у вас не было времени на раздумья и анализ, и вы не могли перепроверить информацию. Но когда возникает вопрос, касающийся денег, то торопиться нельзя. Мошенники всегда заводят разговор о деньгах, помните об этом!
Они ежедневно изобретают новые схемы обмана. Не доверяйте незнакомым людям, которые могут к вам позвонить, написать, которые просят передать им конфиденциальные сведения. Всегда перепроверяйте информацию, перезванивайте в банк или иную организацию, от чьего имени звонят якобы их представители. Берегите себя и свои персональные данные!
Повышайте свою финансовую грамотность вместе с Fingramota.kz!
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора