Обратная связь: ответы на часто задаваемые вопросы в октябре

Редакция сайта Inbusiness.kz традиционно собрала самые часто задаваемые вопросы от граждан за октябрь 2021 года и адресовала их Александру Терентьеву, директору Департамента защиты прав потребителей финансовых услуг Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка.

Обратная связь: ответы на часто задаваемые вопросы в октябре

Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка использует все возможные каналы коммуникации для оперативного взаимодействия с гражданами.

В целях повышения доступности и полноты информации для населения о деятельности финансового регулятора, финансовых организаций, регулируемых субъектов и государственных услугах в Агентстве с 24 мая 2021 года работает call-центр по номеру: +7 727 237 1000. Данный call-центр функционирует с учетом опыта работы горячей линии, запущенной Агентством в период пандемии и ЧП, в марте 2020 года. Горячая линия показала свою эффективность: было предоставлено свыше 24 тыс. консультаций гражданам по теме предоставления отсрочки и другим социально значимым вопросам.

За октябрь на call-центр Агентства поступило 1085 звонков от граждан. Всего с момента его запуска обработано порядка 3 тыс. звонков. Посредством call-центра потребители финансовых услуг могут получить консультации по вопросам защиты своих прав и интересов, разъяснений норм действующего законодательства. Также с помощью call-центра стало возможным оперативно решать вопросы неотложного характера напрямую с финансовыми и иными организациями.  

В целях оперативного взаимодействия и укрепления обратной связи населения с финансовым регулятором в Агентстве с 25 июня 2020 года функционирует мобильное приложение Fingramota Online. В октябре посредством данного мессенджера обработано более 100 вопросов пользователей, всего с момента запуска поступило свыше 5 тыс. вопросов.

В основном в Агентство через данные каналы связи поступают вопросы от населения, касающиеся взаимодействия с банками, МФО и коллекторскими агентствами. В октябре граждане активно задавали вопросы, связанные с новым порядком досудебного регулирования просроченной задолженности, подписанием кредитного договора и противодействием финансовым пирамидам.

Вопрос: У меня есть кредит в банке. В связи с возникшими финансовыми трудностями я не могу его оплачивать, возникла просрочка. Что делать?

Ответ: С 1 октября 2021 года вступили в силу поправки в законы о банках и банковской деятельности, а также микрофинансовой деятельности, в части введения единого правового режима урегулирования банками и микрофинансовыми организациями (МФО) проблемной задолженности заемщика. В соответствии с ними заемщики – физические лица, имеющие просроченную задолженность, могут решить вопросы по реструктуризации своих кредитов или микрозаймов напрямую с кредиторами, которых обязали рассматривать заявления граждан в рамках правового поля.

Согласно новому механизму урегулирования, банки и МФО обязаны уведомить заемщика о возникшей просрочке в течение 20 дней с момента ее наступления. В уведомлении кредиторы должны также проинформировать граждан о необходимости внесения платежей с указанием точного размера возникшей просрочки, рассказать им об их праве обратиться в банк или МФО и последствиях невыполнения своих обязательств по кредитам и микрозаймам (далее – займы).

Заемщики, в свою очередь, в течение 30 дней с даты наступления просрочки должны обратиться в кредитную организацию для реструктуризации займов с письменным заявлением или иным способом, который прописан в кредитном договоре. В заявлении необходимо указать, в связи с чем возникла просрочка, предложить свои варианты возможной реструктуризации и предоставить подтверждающие документы, свидетельствующие о снижении доходов и невозможности оплачивать по своим обязательствам.

Заявление заемщика подлежит обязательному приему, регистрации, учету и рассмотрению банком и МФО. При представлении неполных сведений заемщик предоставляет их в течение 5 рабочих дней со дня получения уведомления от финансовой организации.

После получения полного пакета документов от заемщика кредитор рассматривает обращение, при этом учитывая такие факторы, как текущее финансовое положение (платежеспособность), социальное положение заемщика, единственность залогового жилья, добросовестное исполнение обязательств по займу.

Свой ответ кредитор должен предоставить в течение 15 календарных дней:

  • согласие, принимая предложенные заемщиком изменения в условия договора банковского займа/микрокредита;
  • свои предложения по изменению условий договора банковского займа/микрокредита;
  • отказ с указанием мотивированного обоснования причин.

Условия реструктуризации, предложенные заемщиком или кредитором, могут быть в виде: снижения ставки вознаграждения, отсрочки платежа, изменения метода погашения, увеличения срока займа, уменьшения долговой нагрузки (просроченный основной долг, вознаграждение, неустойка и иные виды платежей и комиссий), самостоятельной реализации недвижимого имущества, являющегося предметом ипотеки, или представлением отступного путем передачи залогового имущества кредитору, реализации недвижимого имущества, с передачей обязательства покупателю.

Внесение изменений в условия договора осуществляется в течение 15 календарных дней со дня принятия такого решения банком.

Если заемщику не удалось достичь согласия с кредитором по условиям реструктуризации займа, он вправе обратиться в Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка (далее – Агентство). При этом заемщик обязательно должен предоставить подтверждение своего обращения в банк или МФО и недостижения взаимоприемлемого решения. Агентство на основании обращения заявителя в рамках своих полномочий инициирует документальную проверку в отношении кредитора и после завершения проверочных мероприятий предоставит оценку действий кредитной организации касательно всестороннего рассмотрения вопроса и принятого решения кредитором. В этот период кредитор не вправе начинать процедуры взыскания заложенного имущества должников, относящихся к социально уязвимым слоям населения.

Вопрос: Кто относится к категории "социально уязвимые слои населения"?

Ответ: В соответствии со статьей 68 Закона "О жилищных отношениях" к социально уязвимым слоям населения относятся ветераны Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица, ветераны боевых действий, инвалиды 1 и 2 групп, семьи, имеющие или воспитывающие детей-инвалидов, лица, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, пенсионеры по возрасту; дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, кандасы, лица, лишившиеся жилища в результате экологических бедствий, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, многодетные матери и многодетные семьи, семьи лиц, погибших (умерших) при исполнении государственных или общественных обязанностей, воинской службы.

Вопрос: Как "не обжечься" на кредитном договоре, на какие пункты стоит обратить внимание перед подписанием?

Ответ: Очень важно подписывать договор только после тщательного изучения его условий!  Если что-то непонятно, спрашивайте у менеджера банка, если есть возможность, то проконсультируйтесь с юристом. Не стесняйтесь задавать менеджеру любые уточняющие вопросы по условиям кредитования, о правах и обязанностях сторон, в том числе, о последствиях в случае просрочки.

Для усиления преддоговорной работы, в целях повышения прозрачности условий банковских договоров установлена новая форма памятки, которая предоставляется заемщику до заключения договора банковского займа. Памятка необходима для ознакомления и сравнения условий займа того банка, который вы выбрали, с условиями займов других банков.

В целях повышения осведомленности потребителей Агентством внедрена норма, предусматривающая приложение к договору банковского займа титульного листа, формат которого един для всех банков. Титульный лист содержит основную информацию о займе. Текст договора изложен после титульного листа. Таким образом, как я уже упоминал выше, заемщик должен получить до заключения договора банковского займа полную информацию об основных условиях кредита, который он решил оформить.

Вопрос: Мне в наследство от папы перешел его долг, могу я от него отказаться?

Ответ: Да, наследник вправе отказаться от наследства в течение шести месяцев со дня открытия наследства. Отказ от части наследства, отказ от наследства с оговорками или под условием не допускаются.

Как бы ни хотелось, вы не сможете принять имущество – квартиру/автомобиль/земельный участок – и при этом отказаться от выплат долгов (ипотеки или кредита). Если вы решили принять имущество, то придется принять и долги, которые неразрывно привязаны к нему. По закону и по завещанию ответственность по долгам несут наследники. Если вы приняли решение не вступать в наследство, то можете никуда не обращаться и не заявлять о своих правах. Но в таком случае вы не должны совершать никаких действий, то есть пользоваться имуществом наследодателя, оплачивать коммунальные услуги, делать ремонт и так далее. Если вы по незнанию уже подали заявление о вступлении в наследство, а в дальнейшем передумали, то необходимо подать заявление об отказе от наследства нотариусу до того, как вы получили свидетельство о правах на наследство. Иначе после получения данного документа вы сможете отказаться от наследства только через суд.

Вопрос: Есть ли какие-либо "маркеры", по которым можно вычислить финансовую пирамиду?

Ответ: Здравствуйте! Финансовая (или инвестиционная) пирамида – это незаконный способ обеспечения дохода участникам структуры за счет постоянного привлечения денежных средств от все новых и новых вкладчиков. Вариаций таких структур бессчетное множество.

В первую очередь, вас должно насторожить отсутствие у организации, которой вы хотите доверить свои деньги, лицензии на осуществление деятельности по привлечению денежных средств. Такую лицензию в Казахстане выдает Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка. Данная информация является публичной, и проверить ее легко – она размещается на сайте финрегулятора.

Привлечение денег в виде депозитов либо для осуществления инвестиций в финансовые инструменты относится к лицензируемым видам деятельности, которые могут осуществлять только банки второго уровня, Национальный оператор почты и профессиональные участники рынка ценных бумаг (брокеры-дилеры и управляющие компании).

Высокая доходность, которую обещает псевдоорганизация, – также один из основных признаков, на который гражданам следует обратить внимание. Согласно действующему законодательству, никто не вправе гарантировать доходность ваших инвестиций. Если гарантируют – это мошенники!

Выплата денежных средств новым участникам из денежных средств, внесенных другими вкладчиками ранее; отсутствие собственных основных средств, других дорогостоящих активов; отсутствие точного определения деятельности организации – одни из признаков финансовых пирамид.

Отсутствие четких правил возврата денег – тоже тревожный звонок. Вы должны иметь возможность управлять своими вложенными средствами и изъять их в случае необходимости.

Если организация, которой вы хотите доверить свои деньги, обладает хотя бы несколькими из перечисленных признаков, стоит задуматься, не пытаются ли вас вовлечь в финансовую пирамиду.

Свою рекламную деятельность финансовые пирамиды чаще всего осуществляют через интернет-сайты, социальные сети и популярные мессенджеры, создавая различные онлайн-группы с громкими лозунгами. Поэтому не стоит доверять положительным отзывам участников финпирамид в соцсетях и мессенджерах – скорее всего, это поддельные отзывы. Организаторов таких пирамид, как правило, сложно вычислить, долгое время они могут оставаться анонимными. Это значительно усложняет отслеживание денежных потоков, и вернуть деньги становится практически невозможно.

Помните, что вложение денег в нерегулируемые организации сопровождается высоким уровнем риска их полной потери!

Вопрос: Есть ли в Казахстане некий "черный список" компаний с признаками финпирамид? 

Ответ: Да, на официальном сайте Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка опубликован список организаций, имеющих признаки нелегальной деятельности.

В список включен 121 субъект, в том числе 56 организаций с признаками финансовой пирамиды и 65 нелегальных инвестиционных посредников (лжеброкеров), в деятельности которых Агентство выявило признаки нелегальной деятельности.

По каждой компании с признаками нелегальной деятельности указаны наименование, адрес сайта, характер незаконной деятельности. В дальнейшем информация будет регулярно обновляться.

Со списком организаций, имеющих признаки нелегальной деятельности, можно ознакомиться на сайте регулятора.


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!