Были обсуждены отдельные проблемные вопросы бизнеса. Некоторые их них выходят за рамки регионального масштаба и требуют рассмотрения на республиканском уровне.
В частности, такие отечественные компании, как АО "КАМАЗ-Инжиниринг" и ТОО "Казрост", на грани полной остановки производства вследствие введенных ограничений со стороны Российской Федерации, простоя на границе, повышения цен на комплектующие и т. д. Под угрозой срыва оказались контрактные обязательства российских поставщиков машинокомплектов.
При этом российским поставщиком не произведена полная отгрузка сборочных комплектов деталей, что, в свою очередь, привело к замораживанию автомобилей в незавершенном производстве. Это порядка 170 единиц различных моделей автомобилей и шасси для производства спецтехники. Более половины (87 ед.) из этого объема уже законтрактованы для различных клиентов, при недопоставке комплектующих имеется риск штрафных санкций.
В настоящее время объемы производства сокращены вдвое, также возможно сокращение персонала. В режиме простоя АО "КАМАЗ-Инжиниринг" понесет колоссальные убытки. Например, один день простоя производства обходится порядка 1 млн тг.
В аналогичной ситуации находится ТОО "Казрост". Из законтрактованных 700 единиц машинокомплектов для комбайнов поставлены только 162 единицы. Поставщиками машинокомплектов являются ООО "Комбайновый завод "Ростсельмаш" и АО "Клевер".
Компания понесла убытки по причине простоя груза на границе в силу отсутствия сертификата СТ-1. Для доставки комплектующих из РФ поставщик обязан оформлять сертификат о происхождении товара с указанием завода-изготовителя. А у "Ростсельмаша" нет возможности укомплектовать соответствующими колесами, так как они импортного производства и поставщик не может получить соответствующий сертификат. В случае отсутствия сертификата ввоз товара в РК запрещен. Это предусмотрено постановлением правительства РФ. Ранее СТ-1 не требовался.
Отмечается также отсутствие запасных частей для сервисного и гарантийного обслуживания техники в предстоящей уборочной кампании.
ТОО "Казрост" произвело плату за закуп запасных частей у "Ростсельмаша" на 120 млн рублей, однако поставлено всего на 12 млн рублей в связи с введением ограничительных процедур.
Вследствие введенных в отношении РФ санкций ТОО "Казрост" испытывает сложности по транспортировке сельхоз- и спецтехники европейского производства в Казахстан через территорию РФ.
Отсутствие ранее запланированных объемов дохода от продажи техники негативно сказывается на исполнении инвестиционных обязательств, социальных программ компании.
С такими же проблемами столкнулось АО "Тыныс", которое является крупным машиностроительным предприятием Акмолинской области, входящим в состав АО "Национальная компания "Казахстан инжиниринг".
В связи с этим мной направлено официальное письмо премьер-министру РК А. Смаилову с просьбой поручить министерству торговли и интеграции, а также представителям Казахстана в Евразийской экономической комиссии принять оперативные меры реагирования по оказанию помощи отечественным предприятиям
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора