Меры регулирования или дискредитация

Ирина Севостьянова Ирина Севостьянова
22752

Дискредитацией казахстанской экономики назвали предприниматели предложенный механизм регулирования цен на социально значимые товары.

Меры регулирования или дискредитация

Министерство национальной экономики вновь предлагает пересмотреть механизм установления предельных торговых наценок на социально значимые товары. На совместном заседании комитетов развития малого и среднего бизнеса, торговли с участием комитетов агропромышленного комплекса и пищевой промышленности НПП "Атамекен" эти предложения представил заместитель директора департамента развития торговой деятельности МНЭ РК Кайрат Ертуганов.

"Министерство разработало альтернативный вариант регулирования цен на социально значимые товары, который основан на совершенствовании действующей методики установления пороговых и предельно допустимых розничных цен. Это внедрить механизм установления и методологию расчета самих предельно допустимых розничных цен, чего до этого не было. На основе ежемесячного мониторинга в соответствии с пороговым значением можно будет применять и утверждать предельно допустимые розничные цены на социально значимые продовольственные товары при превышении пороговых цен на 15%", - объяснил он.

При этом, учитывая, что за сдерживание инфляции и роста цен в регионах ответственны местные исполнительные органы, именно им и предлагается передать полномочия по утверждению предельных цен. А чтобы избежать возможных перегибов, предложено ввести "обязательную процедуру консультаций с бизнесом, то есть с поставщиками продовольственных товаров, производителями и розничными сетями для выявления причин объективности повышения цен".

Кроме того, Миннацэкономики предлагает сократить сам перечень социально значимых товаров  с нынешних 33 наименований до 19, что позволит упростить проведение мониторинга и сделать его единообразным.

"При обязательном предварительном уведомлении субъекта предпринимательства о назначаемой проверке результативность привлечения к административной ответственности за нарушение предельных наценок будет приближена к нулю. В этой связи контроль предельных цен необходимо реализовывать в виде иных форм контроля с автоматическим привлечением к административной ответственности субъектов торговли за нарушение предельных цен. То есть существующий механизм слишком долгий, и какое-то дисциплинирующее воздействие он не будет оказывать", - объяснил господин Ертуганов.

Как оказалось, у бизнеса очень много вопросов и предложений по предлагаемому механизму. Однако в Миннацэкономики их не слышат. Коммерческий директор ТОО "Magnum Cash&Carry" Яков Фишман заметил, что было подготовлено "много писем по имеющимся опасениям".

"Но каждый раз, приходя на встречу, мы видим, что механизмы остались те же самые. У нас сложилось впечатление, что наши опасения, которые мы на протяжении нескольких месяцев высказываем, не принимаются во внимание вообще", - сказал он.

С ним согласен и директор гипермаркета "Кенмарт" Константин Макаренко, заявивший: "Действительно, такое ощущение, что нас не слышат. И почему-то нет конкретики. Вот который раз мы собираемся и видим эту презентацию, и, к сожалению, мы не слышим ответов на те вопросы, которые мы задавали".

В ответ господин Ертуганов возразил - мол, и слышим, и видим, но не согласны.

"Если я правильно помню, предложения "Магнума" были применять предельные торговые наценки только на определенные артикулы. То есть если в линейке товаров находится большое количество производителей, если чая 36 наименований, они предлагают, чтобы регулировались только 2-3 артикула. Министерство национальной экономики считает, что это будет определенная дискриминация в отношении других производителей", - сказал он.

Председатель комитета торговли НПП Кайрат Мажибаев не согласился: "Когда вы исключаете диетическое молоко однопроцентной жирности и специальное наше восточное молоко шестипроцентной жирности и оставляете обычное молоко 2,5-3%, мы это понимаем. Но когда вы не хотите разделять из ассортимента чая, например черный традиционный и чай с бергамотом, поэтому и возникают такие вопросы", - сказал он.

Господин Фишман напомнил, что представители бизнеса просили добавить в предлагаемый механизм инструменты защиты интересов самого бизнеса.

"На случай коррупционного сговора местного исполнительного органа и какого-нибудь оптовика, чтобы мы имели право обратиться в какую-то инстанцию для обжалования решения местного исполнительного органа. Например, он  вводит предельные цены на сахар, спустя два дня в магазинах сахара нет, забрал какой-то оптовик", - объяснил он.

Господин Ертуганов заверил, что бизнес в случае несогласия с решением местного исполнительного органа вправе обратиться в прокуратуру либо в суд.

"Вы говорите об оперативных мерах реагирования, а инструмент защиты совсем будет не оперативный", - усмехнулся в ответ господин Фишман.

Но все, что сумел предложить в качестве аргумента представитель Миннацэкономики, это уповать на объективность местного исполнительного органа. Либо обжалование в суде.

Председатель комитета торговли НПП Кайрат Мажибаев напомнил чиновнику, что стоимость товаров формируется не только из торговых наценок, но и из стоимости целого ряда товаров и услуг, цены на которые не регулируются (ГСМ, электроэнергия и ряд других).

"Вы, начиная с полки, с торговли, фактически ставите в дискриминирующее положение всю казахстанскую экономику, что сразу же образует эффект "узкого горлышка", - констатировал он.
 
Ирина Севостьянова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться