Письма из Простоквашино, или ДКБ-2025

7747

Анализ ключевой Государственной программы поддержки и развития бизнеса "Дорожная карта бизнеса – 2025" демонстрирует ее хаотичность и неработоспособность, что позволяет делать весьма печальные выводы.

Письма из Простоквашино, или ДКБ-2025

На сегодня государственная поддержка бизнеса идет по трем ключевым программам: Государственная программа поддержки и развития бизнеса "Дорожная карта бизнеса – 2025" (далее – ДКБ), Государственная программа индустриально-инновационного развития на 2020-2025 годы (далее – ИИР) и Государственная программа развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017-2021 годы "Еңбек" (далее – "Еңбек"). Однако основной объем поддержки малого и среднего бизнеса, которые создает наибольший объем рабочих мест, идет по ДКБ.

Вместе с тем анализ ДКБ и соответствующих постановлений правительства (далее ПП) РК № 1060 ("О некоторых мерах государственной поддержки частного предпринимательства", далее – правила) от 31.12.2019 года, № 225 ("О внесении изменений и дополнений в некоторые решения правительства РК") от 20.04.2020 г., № 491 от 30.07.2020 ("О внесении изменений и дополнений в ПП РК от 24 декабря 2019 года № 968 "Об утверждении Государственной программы поддержки и развития бизнеса "Дорожная карта бизнеса – 2025") вызывают сомнения в способности законного правоприменения многих инструментов. Их положения противоречат сами себе и создают огромное поле для разночтений и благодатную почву для коррупционных правонарушений. Приведу лишь несколько примеров:

  • В ПП РК № 225 от 20.04.2020 г. третье направление господдержки "Снижение валютных рисков предпринимателей" было исключено, но чуть ниже – в 14 пунктах (№ 79-93) данного нормативного правового акта (НПА) эти меры есть. И нет, и есть одновременно.
  • По инструменту "Субсидирование части наценки на товар и части арендного платежа, составляющих доход исламских банков" в рамках первого направления программы предусмотрено, что условия и порядок субсидирования регламентируются ПП РК № 1060, но там этого нет.
  • По инструменту "Портфельное субсидирование части ставки вознаграждения и частичное гарантирование по кредитам/микрокредитам" определено, что размер портфельной частичной гарантии для субъектов малого, в том числе микропредпринимательства, – 85% от суммы кредита, 15% от суммы кредита покрывается предпринимателем на усмотрение БВУ. Что подразумевается под понятием "…на усмотрение БВУ"? Внутрикорпоративную коррупцию никто не отменял…
  • В ДКБ введено ключевое понятие "эффективный предприниматель", но нет его определения. В НПА есть определение термина эффективного проекта, но проект – это не компания или предприниматель. Какие-то проекты у компании могут быть эффективными, какие-то нет. А на этом "мутном" основании можно оказывать господдержку на личное усмотрение операторов госпрограмм, на сотни миллиардов тенге. Удобно и доходно.
  • И таких примеров, к сожалению, очень много.

Что это значит для выполнения данной программы? То, что исполнители будут находиться в "серой зоне", когда поддержка оказана вроде согласно ПП, а вроде и нет. Следователь разберется? Отсюда большие сомнения, что государственная программа сможет существенно помочь бизнесу и экономике страны в целом.

Может быть, ДКБ писали второпях и не успели нормально прочитать? Не получается, ПП № 491 о внесении изменений и дополнений в ДКБ подписано 30 июля 2020 года (и вступает в силу с момента подписания), а опубликовано на официальном сайте премьер-министра почти через месяц (26 августа). И куда смотрел разработчик – министерство национальной экономики со штатом в 4 тыс. человек и бюджетом в 16 млрд тг.? Не говоря уже о канцелярии премьер-министра, которая несет прямую ответственность за качество документов, что попадают на стол их "шефу" на подпись?

На фоне качества таких важнейших нормативных документов, что "производят" наши чиновники, возникает резонный вопрос – может быть, не мебель по фэншуй переставлять, а кадры менять?

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора