Конец января ознаменовался выходом данных по внешней торговле нашей страны с зарубежными партнерами, демонстрирующими весьма печальную ситуацию. Так, например, как отметил министр финансов Алихан Смаилов, разница в торговых декларациях на казахстанско-китайской границе составляет $6,9 млрд. Из них, по оценкам Минфина, лишь $2,6 млрд связаны с недобросовестным поведением участников внешнеэкономической деятельности, что определяет потери страны по налогам на уровне 200 млрд тенге.
С другой стороны, вышел отчет о потенциальных объемах незаконных денежных потоков в торговле развитых стран с развивающимися от глобальной некоммерческой исследовательско-консалтинговой компании Global Financial Integrity (GFI, можно перевести как "глобальная финансовая честность/целостность"). Эксперты GFI выявляли фальсификации данных в счетах-фактурах при экспортно-импортных операциях. Искажение данных о цене или количестве поставляемых товаров и услуг производится для отмывания денег, уменьшения подлежащих уплате импортных пошлин или обхода ограничений при ввозе/вывозе капитала.
Согласно расчетам экспертов GFI, произведенным на данных МВФ (DOTS – Direction of trade statistics – дирекция торговой статистики МВФ), нелегальные финансовые потоки в торговых операциях нашей страны с развитыми странами по итогам 2015 г. оцениваются в $24,2 млрд, или 78% от товарооборота. Для сравнения, данный показатель у Кыргызстана составляет 47,7%, а у России – 34,9%. В итоге по показателю незаконных денежных потоков в торговле, входящих в страну (преимущественно импорт), наша страна, к сожалению, вошла в топ-30 стран с показателем $16,5 млрд.
Однако с прошлого года GFI стала использовать и более детализированную базу данных по международной торговле ООН – Comtrade. По этим данным, нелегальные финансовые потоки в торговых операциях нашей страны с развитыми странами оцениваются в $4,8 млрд, или 18,4% от всего товарооборота.
Таким образом, если учесть, что наша страна торгует и с другими развивающимися странами, кроме Китая, то размер ежегодно недополучаемых налогов составляет несколько миллиардов долларов. Инструментов, чтобы добиться этого, по мнению экспертов, достаточно много. В частности, рекомендуется правительству создать регистр с точными, конечными владельцами всех компаний, развивать законодательство по недопущению отмывания незаконных доходов, добиться от транснациональных компаний публикации своей отчетности в разрезе стран (по продажам, прибылям, убыткам, уплаченным налогам, дочерним компаниям и сотрудникам), автоматическом обмене налоговой информацией между странами, как в ОЭСР и "Большой двадцатке", и так далее.
"Разбудить" самозанятых?
В целом если смотреть на следующий год, то ситуация будет сложнее, чем в этом, и намного, если сравнивать с ожиданиями правительства страны. К примеру, правительство ожидает небольшого повышения темпов роста реального ВВП, до 3,9% при среднегодовой цене в $66 за баррель. В то же время, например, аналитики Halyk Finance оценивают перспективы роста ВВП страны в 3,6%, и это при среднегодовой цене нефти в $68 за баррель. Если цена будет ниже или реализуются другие риски в виде введения жестких санкций Запада в отношении России, то перспективы будут еще хуже.
Это усилит риски для бюджета страны. Например, правительство может "разбудить" самозанятых своим единым социальным платежом (ЕСП). Самозанятые будут вынуждены зарегистрироваться безработными, что, по мнению аналитиков Halyk Finance, может прибавить к текущим официальным безработным в 4,7-4,8% еще почти четверть (23%) работоспособного населения страны, ранее относимого к самозанятым. Зарегистрированным безработным надо платить пособие по безработице, и если сейчас их около 50 тыс. человек, то если к ним прибавится около 2,5 млн самозанятых, то госрасходы существенно вырастут. Тогда государство не только не добьется нетто-увеличения доходов, а получит серьезные нетто-убытки от введения этого налога.
В этих условиях правительству логично изменить свой курс с наступления на доходы населения путем усиления налогового бремени и развернуться к доходам полулегальных компаний, работающих во внешнеторговой сфере. Видимо, так будет лучше для всех.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора