Председатель комитета государственных доходов министерства финансов РК Даулет Ергожин считает, что последняя девальвация тенге позволяет предпринимателям платить налоги с 50%-ной скидкой. И обращается к их совести. "При этом надо же учитывать, что мы же в тенге собираем. После девальвации это почти со скидкой 50%. Плюс я прошу не всю сумму же, а прошу НДС, КПН. Там 50% и 20% - "уят болады" (стыдно будет – прим. автора) же", - сказал он на заседании экспертного клуба SarapTime "Экономическая безопасность Казахстана: от контрабанды к честному бизнесу?".
По его мнению, улучшение администрирования в налоговом и таможенном поле позволило КГД уже в этом году увеличить сборы.
"В текущем году мы планируем, что до конца года плюсом дадим 728 млрд тенге, то есть мы впервые за 25 лет независимости Казахстана вернем деньги в Национальный фонд, которые ранее брали. Это хороший подарок к 25-летию. В следующем году мы планируем, что будет идти рост налоговой базы – плюсом наверно увидим процентов 10-12. К тому времени мы ожидаем, что и цена на нефть поднимется – ориентировочно свыше 55 долларов за баррель и там уже какая-то большая деловая активность появится", - отметил г-н Ергожин.
Даулет Ергожин уточнил abctv.kz, что рост поступлений в 2017 году произойдет на фоне прогнозируемого КГД увеличения деловой активности, промпроизводства, в частности по черным и цветным металлам, и транспортировки.
"Сейчас мы увеличиваем бюджет этого года на 728 млрд тенге. Там часть пойдет на строительство железной дороги. Когда эти 328 млрд (гарантированный трансферт из Национального фонда сокращен в 2016 году по поручению главы государства на 400 млрд тенге – прим. автора) заливаются – с них минимум 20-30 (процентов – прим. автора) вернется налогом на следующий год. Плюс еще рост экономики сам", - сказал он.
Также, по расчетам КГД, за счет низкой базы будет "большой" отскок в 2017 году по ценам на металлы, соответственно.
"Кашаган исторический проект – он все потянет вверх. По моим расчетам рост даст строительство, промпроизводство именно черных и цветных металлов и транспортные услуги. Нефть с Кашагана пойдет – это тоже транспортировка", - отметил он.
Насухо выдоить бизнес не собираемся
Главный мытарь страны представил достаточно оптимистичную картину по налогам, отметив, что сам субъект "доения" не будет умерщвлен.
"Насухо выдоить корову мы не собираемся, потому что предприниматель должен жить и работать. Особо сильно мы их зажимать (не собираемся – прим. автора), но в тоже время исполнять свою работу мы должны", - сказал г-н Ергожин.
По его словам, КГД в ближайшее время займется медицинскими учреждениями и транспортными организациями. Стоит отметить, что после того как фискалы обратили свой взор на рестораны и кафе, а также тех, кто сдает недвижимость и продает свою продукцию через Instagram, эти юридические и физические лица начинали платить больше налогов и вставали на налоговый учет в качестве представителей бизнеса.
КГД предлагает безнальную схему
Даулет Ергожин также сообщил о новой инициативе по поддержке практики оплаты товаров и услуг платежными картами.
"В следующем году мы будем предлагать, уже систему мы разрабатываем и ищем какие есть варианты, внедрение так называемой индивидуальной карточки гражданина, чтобы гражданин, который платит кредитной карточкой, ему возвращались из бюджета деньги, то есть вы потратили денежные средства на приобретение продуктов питания, одежды и так далее, но вы платили безналом и заставили продавца принять у вас карточку", - сказал он.
По его словам, данная инициатива будет связана со всеобщим декларированием доходов населения. "Мы хотим видеть транзакции по вашим медицинским затратам, по обучению и так далее, а она уже автоматически будет садиться в базу, и мы сможем тогда сделать за вас всеобщее декларирование, то есть вы будете заходить в информационную систему. Там будет заполнено, что вы получили зарплату там-то, столько-то из вашей зарплаты заплатили за имущество, автомобиль, квартиру, плюс у вас еще были затраты, связанные с медицинским обслуживанием, обучением. Они ставятся на вычет для вычитаемых доходов, сумма к уплате налогов такая-то либо, наоборот, вы переплатили и вам до 1 мая следующего года из бюджета вернут такие-то деньги", - проинформировал он.
В качестве положительного примера г-н Ергожин привел и рост безналичных оборотов. В настоящее время в РК уже установлено 65930 контрольно-кассовых машин, оборот которых за первое полугодие составил 1,2 трлн тенге.
"Что это дает? Когда человек выбивает чек в первую очередь "белится" его зарплата. Сразу автоматически идет рост поступлений индивидуального подоходного налога и соцналога. Если посмотреть по местному бюджету – мы сейчас идем 130%, притом, что роста заработной платы согласно статистики нет. Но рост доходов идет, потому что люди начинают "белиться", - сказал глава КГД.
По его мнению, в такой ситуации бизнес постепенно выводит обороты из "тени", что влияет на сборы по другим налогам. "Как только человек начинает свои обороты показывать, например, он воду продает – раньше он 10 бутылок продал, одну написал, а сейчас он должен написать, что все 10 бутылок он взял у того-то. Теперь у того появляется оборот – он с него должен платить НДС. После НДС он должен заплатить КПН. Сейчас у нас по НДС по внутреннему потреблению 137% идет, притом, что рост оборота не увеличивается. Мы на тех же оборотах получаем 130%, потому что они "белятся" потихоньку", - констатирует Даулет Ергожин.
Поддержать казахстанских производителей, придержав импортеров китайских товаров
Даулет Ергожин не мог не рассказать и о работе с импортерами китайских товаров. В КГД и ранее считали, что импортеры значительно занижают реальную стоимость ввозимых из КНР товаров на казахстанской таможне.
Г-н Ергожин считает, что значительное занижение таможенной стоимости не только вредит казахстанским производителям аналогичной продукции, но и способно "убить" последние.
"Когда мы стали все это зажимать, они заявляли при ввозе из Китая носки по 27 тенге за пару. В Казахстане себестоимость производства носков 120 тенге. Какой производитель сможет выдержать это? Это однозначно мы должны убить своего производителя", - сказал он.
По его словам, импортерами декларировалась стоимость китайских рубашек на таможне по 1 тыс. тенге за штуку при себестоимости 3,6 тыс. в Казахстане, костюмов - 4,5 тыс. тенге за полный комплект, пиджак и брюки, против 40 тыс. тенге по произведенным в Казахстане, коврам - 6 тыс. тенге за квадратный метр против 9 тыс. тенге по себестоимости в Шымкенте. "Если мы согласны все это завезти сюда по таким ценам, уничтожить практически все наше производство – не вопрос, давайте. Но мы же хотим создать условия, чтобы люди работали", - отметил г-н Ергожин.
В связи с этим КГД направил 170 запросов китайским коллегам по подозрительным партиям товаров, на 90% из которых уже пришел ответ, что данные по заявленным ценам или производителям не соответствуют действительности. Даулет Ергожин сообщил, что в том числе в результате этих мер казахстанский производитель начал вставать на ноги и выходить на экспорт. "Потихоньку шымкентские производители начали поставлять ковры в IKEA, то есть уже есть сбыт. Носки начали появляться, ширпотреб начал появляться, который производится и в Шымкенте, и в Алматы, и в Таразе, и он потихоньку идет на рынок", - сказал он.
На фоне этого "закручивания гаек" часть импортеров ушла после вступления Кыргызстана в ЕАЭС к соседям. В КГД полагают, что кыргызские коллеги фактически соглашаются с заявляемыми заниженными таможенными ценами, после чего данные грузы могут поставляться уже в Казахстан.
При этом казахстанская сторона планирует поднять вопрос справедливого учета таможенных цен кыргызской стороной в декабре на встрече представителей таможенных ведомств стран Евразийского экономического союза. "Мы соберемся в декабре и поднимем вопрос. Давайте посмотрим все цены, по которым растамаживаются. Чтобы у всех была единая картина, понимание. В том числе по тем товарам, которые идут из Китая. Сейчас мы с коллегами из Кыргызстана анализируем, какие потоки идут, какие цены, потом в декабре соберемся с коллегами и скажем", - сказал г-н Ергожин abctv.kz
Вместе с тем, по его словам, на фоне борьбы за реальные цены на ввозимые ТНП из КНР в РК швейный бизнес, который ранее ушел из Казахстана в Кыргызстан, может вернуться к нам. "Почему встал вопрос возврата в Казахстан после того как они ушли в Кыргызстан? Потому что там тоже задумались над этим вопросом и начали активно осуществлять свою деятельность правоохранительные органы", - сказал он.
Саян Абаев