К такому выводу столичные фискалы пришли, проанализировав все предпринимательские огрехи с налоговой документацией. По статистике, как утверждает председатель Департамента государственных доходов по городу Астана Абылкаир Скаков, в главном городе страны ежемесячно регистрируется около 2 тысяч субъектов предпринимательства, в год эта цифра доходит до 25 тысяч субъектов малого и среднего бизнеса. "Мы провели анализ, который показал, что из этого количества 7 тысяч субъектов, то есть каждый третий предприниматель, допускает налоговые ошибки в первый год с момента открытия собственного дела, а еще 20 % из этого количества допускает ошибки повторно, - говорит Абылкаир Скаков. - Понятно, что за эти ошибки несет ответственность сам предприниматель, это его риск, но вместе с тем мы понимаем, что это определенная солидарная ответственность и фискальных органов. И проблема заключается в слабом понимании многих фискальных норм, и в этом вопросе нужна безусловная поддержка с нашей стороны", - добавил он.
По мнению главы департамента, в результате этих ошибок большинство предпринимателей становятся нарушителями "неумышленно" – а значит, эту системную проблему следует решать не карательными, а профилактическими методами. Профилактика тут может быть только одного вида – за счет повышения грамотности самих предпринимателей, которое можно обеспечить только за счет выстраивания механизмов налогового и таможенного "ликбеза" (ликвидации безграмотности). Тем более, что такая работа проводится во многих странах мира. "Мы изучили международный опыт, который показал, что во многих странах лица, люди, которые открывают впервые собственное дело, в течение трех лет с момента регистрации обеспечиваются постоянной сервисной поддержкой либо со стороны государства, либо со стороны аутсорсинговых компаний, за ними устанавливается своего рода специальный мониторинг и от того, насколько ответственно к этому подходят сам предприниматель и государство, зависят их фискальная репутация", - заметил Абылкаир Скаков.
В этой связи, председатель ДКГД предложил "сообща пересмотреть систему разъяснительной работы". "Для начинающих предпринимателей должна предоставляться бесплатная сервисная поддержка со стороны нашего департамента, мы эту работу уже начали, такую работу мы проводим с середины года, считаем, что к данному процессу могли бы подключиться консалтинговые компании, - считает он. - Будет, конечно, эффективно, если государство выделит денежные средства в рамках госзаказа для таких консалтинговых компаний, это действительно нужно бизнесу, в первую очередь – начинающему. Чем больше мы будем уделять внимание тем предпринимателям, только открывшим свое дело, тем меньше вероятность ошибок и ухода последующего их в разряд недобросовестных", - подчеркнул председатель столичной фискальной структуры. При этом департамент, по его утверждению, не забывает и про устоявшийся бизнес: в текущем году столичными налоговыми и таможенными подразделениями было дано свыше 30 тысяч консультаций "старым" бизнес-структурам.
И все же для того, чтобы эта консультационная деятельность встала на постоянные рельсы, необходима специализирующаяся исключительно на ней структура, убеждены в столичном ДКГД. "Конечно, на рынке есть возможность получения платного консалта, но не каждому предпринимателю это по карману, поэтому мы будем предлагать при дальнейшем рассмотрении организационной структуры нашего департамента предусмотреть в территориальных органах специального подразделения, обособленного, по предоставлению консультаций", - заявил Абылкаир Скаков. По его словам, такая мягкая форма работы над ошибками бизнеса особенно актуальна в преддверии международной специализированной выставки ЭКСПО-2017 в столице Казахстана, когда за счет 2 миллионов посетителей самой выставки дополнительный кэш в столичной сфере услуг и торговли составит порядка 3 миллиардов долларов.
"По сути, это дополнительный рынок и новая ниша для столичного бизнеса, - убежден глава столичного департамента. - Но возникает ряд резонных вопросов, главный из которых: а готовы ли мы к приему гостей? По идее, такую возможность должен использовать любой предприниматель – кому то нужно подправить свои сервисы, доработать сайты, поработать с персоналом, установить POS-терминалы. Что касается POS -терминалы, мы только за последние два месяца поставили на учет 2,5 тысячи субъектов, у которых появились POS-терминалы, у них появилась возможность по обслуживанию клиентов на безналичной основе. Но осталось еще 15 тысяч субъектов, которые на сегодня их не приобрели. Значит, прием безналичной оплаты за оказанные услуги остается под большим вопросом и сейчас, и в период ЭКСПО, соответственно, возникает следующий вопрос – а как быть гостям выставки, если за рубежом 90 % платежей производится в безналичной форме? Очень серьезный вопрос, одних усилий государства и департамента недостаточно, должны быть активно вовлечены в этот процесс банки второго уровня, бизнес и акиматы", - подчеркнул он.
И напомнил, что в Астане внедрена отдельная программа партнерства, разработанная акиматом совместно с национальной компанией "Астана ЭКСПО" "Рекомендовано ЭКСПО", суть которой заключается в присвоении тому или иному субъекту бизнеса специального знака качества сферы услуг и торговли по балльной системе – золотого, серебряного, бронзового и обычного. "На сегодня 50 субъектов столицы получили такие знаки, получается, что именно они имеют преимущество для приема и обслуживания гостей, то есть, жители и посетители выставки будут получать рекомендации по ним на сайте ЭКСПО", - пояснил Абылкаир Скаков. По его утверждению, за счет этого знака у его обладателей появятся новые возможности для повышения доходности не только во время выставки: по завершению ЭКСПО на базе его инфраструктуры будет создан финансовый центр "Астана" – и рекомендательные знаки периода ЭКСПО автоматически перейдут на период его функционирования.
Игорь Воротной