Это был первый визит новоизбранного президента этой центральноазиатской страны. Как известно, по традиции руководители государств после своего избрания на высший пост первый свой визит совершают в страны, представляющие главный стратегический внешнеполитический интерес для своей страны. В этом отношении символично, что выбор узбекского лидера пал на Казахстан. На языке дипломатии это означает, что президент Мирзиёев последовательно проводит политику сближения со странами-соседями, создавая комплиментарную зону наибольшего благоприятствования по всему периметру границ узбекского государства. И это позитивный тренд не только для этой страны, но и хороший пример и задел для консолидации региона Центральной Азии в целом в условиях нарастания международной напряженности. В Нур-Султане стороны заявили о желании строить стратегический союз между странами, который охватывает целый комплекс вопросов как двустороннего, так и многостороннего характера.
Подписание декларации о союзе двух ключевых государств Центральной Азии говорит о существовании серьезных общих угроз стабильному и позитивному развитию региона и намерении стран сообща противодействовать им и способствовать усилению потенциальной мощи как самих этих стран, так и региона в целом. Среди рисков развития можно отметить следующие:
- Напряжение в геополитическом соревновании ведущих держав мира на пространстве Центральной Азии, доходящее до жесткой конфронтации. Крупные страны, такие как США, ЕС, Турция, Россия, Китай, Индия, Иран, выражают намерение в той или иной форме вовлечь страны региона Центральной Азии в орбиту своих геополитических интересов. Эти намерения не согласованы и противоречивы между собой. Регион рискует стать объектом раздора, "полем битвы" разнообразных внешнеполитических доктрин крупных держав, подобно тому, как это произошло на Ближнем Востоке, в Северной Африке и Афганистане с непредсказуемым результатом.
- В этой связи существует несколько сценариев разрешения данной проблемы: а) присоединение стран Центральной Азии к одному из центров силы, например России, Китаю, возглавляемой Турцией Организации Тюркских Государств или консолидированному Западу; б) разработка каждым государством региона собственной стратегии реагирования в зависимости от своего потенциала (военного, экономического, политического); в) объединение усилий стран региона в реагировании на внешние вызовы в режиме двух- и многосторонней дипломатии.
- В условиях международной турбулентности, экономического кризиса и непрекращающейся пандемии существует насущная потребность в координации действий и формировании общих возможностей для динамичного развития. Общий рынок Центральной Азии может стимулировать экономический рост и "вытащить" из кризиса отстающие страны региона. Единая система обороноспособности отвечает задаче борьбы с общими военными угрозами. Культурная политика "без границ" в регионе Центральной Азии может способствовать укреплению национальной и региональной идентичности народов региона, представляющих собой исторически единую целостность. К примеру, общее информационно-коммуникационное "покрытие" Центральной Азии, являясь актуальной задачей для всего региона, может существенным образом способствовать как модернизации, цифровизации самого процесса коммуникации между странами, так и стимулировать новое сближение и сплочение наших родственных народов в условиях международной турбулентности.
- Казахстан и Узбекистан обладают сходными политическими режимами с сильной централизованной властью, взаимодополняемыми экономическими системами и культурной комплиментарностью, историей и возможностями общей языковой коммуникации. В настоящий момент среди политико-экономических элит Казахстана и Узбекистана существуют общая воля и стремление к единству. По международной повестке дня лидеры стран имеют единую позицию. Процесс политико-экономического транзита в наших странах еще не завершен и требует международной поддержки, прежде всего соседей. Поэтому вполне естественно желание лидеров стран поддерживать друг друга, объединяя усилия.
- Участие наших стран в той или иной степени в различных международных проектах, таких как Евразийский экономический союз (в котором Казахстан является членом организации, а Узбекистан – наблюдателем), китайская инициатива "Пояс и путь", а также расширенное партнерство с ЕС и формат "С5+1" (с США) сегодня требует координации позиций, обмен опытом балансирования внешнего влияния, выработки согласованной единой внешнеполитической платформы. Думается, формат союзнических отношений, как на стратегической, так и тактической основе, помогает более эффективно отстаивать национальные интересы наших стран.
Поле для сотрудничества между нашими странами достаточно широкое. Есть понимание сходности политических режимов и актуальности задач эволюционного перехода власти новым политико-экономическим элитам. Неприемлемой в обоих случаях является революционная передача власти. Поэтому сфера политического сотрудничества на самом высшем уровне – это главная область взаимодействия и согласования усилий.
В экономической сфере страны обладают еще с советских времен взаимодополняющими отраслями экономики и связанными транспортно-логистическими коммуникациями. В водно-энергетической области и Узбекистан, и Казахстан являются "странами низовья" главных водных артерий Центральной Азии – Сырдарьи и Амударьи. Есть общая проблема Аральского моря. В русле общемировой тенденции перехода к экологичным, "зеленым технологиям" энергообеспечения возможны и необходимы прорывные экономические решения, которые являются предметом взаимного обсуждения. Узбекистан, как известно, также обладает излишними трудовыми ресурсами, в которых нуждается Казахстан, особенно северные регионы страны. Динамизация и диверсификация трудового рынка Казахстана и перенаправление в связи с этим узбекских трудовых мигрантов из России, в которой из года в год ужесточаются требования к трудовым мигрантам, в Казахстан – актуальный вопрос взаимных переговоров. Область сельского хозяйства и торговли продовольствием – общая задача для двух стран, желающих выйти на весомые позиции на мировом продовольственном рынке. Например, практически необъятный рынок продовольствия нашего восточного соседа – Китая – способен стать хорошим вектором приложения совместных усилий наших государств по освоению этого растущего рынка. Аналогичные возможности открываются и в отношении Индии с ее динамично увеличивающимся населением. Сообща эта тема вполне осуществима в альянсе не только двух стран – Казахстана и Узбекистана, но и с вовлечением других государств Центральной Азии. Регион, бывший когда-то своеобразной "житницей" Советского Союза, может стать продовольственным ресурсом на растущем азиатском направлении.
В сфере безопасности обе страны находятся в поле рисков, связанных с терроризмом, религиозным экстремизмом и наркотрафиком. Поэтому данная область не сходит с повестки дня двусторонних контактов на высшем уровне. Особенное значение эта тема обретает в связи с изменением ситуации в Афганистане и необходимостью разработки консолидированной политики стран региона в отношении этой страны. Серьезные подвижки "узбекского модераторства" афганским "кейсом" отвечают нашим национальным интересам и требуют безусловной поддержки этих инициатив со стороны руководства Казахстана. Существующие форматы многостороннего разрешения проблем безопасности региона через сотрудничество в рамках Шанхайской Организации Сотрудничества (ШОС) или Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), сопряженные с более тесным военно-стратегическим союзом двух наиболее сильных центральноазиатских государств, способны поддержать на деле устойчивость региональной безопасности и обеспечить территориальную целостность стран.
Культурное взаимодействие является естественной потребностью наших народов. И в этом плане отрадно, что такое встречное движение народов получает поддержку руководства стран. Формирование общего культурного пространства, единого и облегченного визового режима для посещения зарубежными гостями региона способствует лучшему "узнаванию" Центральной Азии в мире и расширению туристского кластера в экономике наших стран. Большим подспорьем является расширение контактов в научно-образовательной сфере. Было бы целесообразным интенсивное развитие инновационных и высокотехнологичных сфер совместного развития. Сетевое развитие технопарков в нашем регионе есть веление времени.
Для всего региона Центральной Азии Узбекистан и Казахстан являются "якорными странами", развитие и инициативы которых могут служить примером и "локомотивом" развития. Поэтому декларация о союзе есть позитивный месседж лидерам других стран региона о возможности экономической кооперации, политической координации и созданию единого культурного пространства. Формулой взаимодействия могут стать: 1) политическая самостоятельность всех стран региона при регулярной координации; 2) теснейшая экономическая кооперация и создание общего рынка региона; 3) единый народ региона с общими культурными, ментальными и языковыми особенностями.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора