Любопытный документ был опубликован на сайте министерства иностранных дел Китайской Народной Республики. В нем фактически впервые Пекин открыто признал наличие своих серьезных геополитических интересов в разных уголках мира. Главный внешнеполитический ориентир КНР – Азиатско-Тихоокеанский регион, следует из этой внешнеполитической стратегии Китая. Пекин уделяет особое внимание выстраиванию крепких связей и с ведущими мировыми игроками, в первую очередь с США и ЕС, а также с Россией и Индией. Регион Центральной Азии в стратегии Китая также прописан, но весьма условно и поверхностно и в основном в связке с обеспечением безопасности в Афганистане и работой Шанхайской организации сотрудничества. Правда, эти вопросы отнесены китайцами к разряду не первостепенных и не определяющих внешнеполитические ориентиры Поднебесной.
Во внешнеполитической стратегии Китая отмечается, что Азиатско-Тихоокеанский регион занимает обширную территорию с многочисленными странами и в нем проживают 60% населения земного шара, он имеет важное стратегическое положение в мире, чем, собственно, и привлекает Пекин к укреплению сотрудничества с АТР. Пекин утверждает, что стремится к содействию мира и стабильности в этом регионе, а также развивает отношения со всеми странами региона на основе пяти принципов мирного сосуществования. Региональная интеграция в АТР набирает темпы, заметили авторы стратегии. Тем не менее, по их мнению, Азиатско-Тихоокеанский регион по-прежнему сталкивается с многочисленными дестабилизирующими факторами, к примеру с ядерной проблемой на корейском полуострове, которую они называют сложной и чувствительной. Китайскую дипломатию печалит тот факт, что споры по поводу территориального суверенитета, морских прав и интересов продолжаются, а некоторые страны увеличивают свое военное присутствие в регионе, одни страны стремятся избавиться от военных ограничений, а другие переживают сложные политические и социальные преобразования. Нетрадиционные угрозы безопасности, такие как терроризм, стихийные бедствия и транснациональные преступления, становятся все более заметными в Азии, считают в МИД КНР.
Акцент на совместные усилия
В документе оговаривается, что в качестве ведущего члена Азиатско-Тихоокеанской семьи Китай в полной мере осознает, что его мирное развитие тесно связано с будущим региона. Пекин предлагает ускорить процесс экономической интеграции и строительства зон свободной торговли. Китай напомнил, что выдвинул и активно продвигает инициативу воссоздания Великого Шелкового пути, и создал для этого Азиатский банк инфраструктурных инвестиций.
Пекин довольно недвусмысленно выразил свое отношение и к политике России в отношении соседей. В документе подчеркивается, что крупные страны не должны претендовать на территории более уязвимых маленьких стран, что необходимо отказаться от менталитета холодной войны.
"Все страны должны приложить совместные усилия, чтобы предложить путь диалога, а не конфронтации и налаживать партнерские отношения", - подчеркивается во внешнеполитической стратегии КНР.
В документе оговаривается, что Китай стремится к созданию партнерских отношений в различных формах со всеми странами и региональными организациями и взял на себя обязательство сотрудничать с Соединенными Штатами, стремится к углублению своего всестороннего стратегического взаимодействия и партнерства с Россией и установлению более тесного партнерства с Индией. Он также настаивает на улучшении отношений с Японией. Китай также активно поддерживает предложенный в свое время президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым формат Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА).
Пекин выразил надежду, что страны АСЕАН будут по-прежнему в полной мере и эффективно осуществлять Декларацию о поведении сторон в Южно-Китайском море (DOC) и стремиться к скорейшему заключению Кодекса поведения (COC) на основе консенсуса. Кроме того, Китай принимает активное участие в консультациях по разработке правил в новых областях, как киберпространство и космическое пространство, с тем чтобы содействовать выработке общепринятых справедливых и равноправных международных правил, подчеркивается в документе.
Старые концепции устарели
Из стратегии МИД следует: Китай признал, что сталкивается с разнообразными и сложными угрозами безопасности и решает трудную задачу сохранения национального единства и территориальной целостности. Создание сильной национальной обороны и вооруженных сил является стратегической задачей Поднебесной.
Старые концепции безопасности, основанные на менталитете холодной войны, игры с нулевой суммой устарели, учитывая динамичное развитие региональной интеграции, считают в Поднебесной.
"Ключевое значение для поддержания долгосрочной стабильности в Азиатско-Тихоокеанском регионе заключается в создании структуры безопасности, которая ориентирована на будущее, согласуется с региональными реалиями и удовлетворяет потребности всех сторон", - подчеркнуто в документе.
Отдельно в нем прописаны взаимоотношения Пекина и Вашингтона. Отмечается, что начиная с 2015 года отношения между Китаем и Соединенными Штатами остаются стабильными и даже прогрессируют. Президент Си Цзиньпин нанес государственный визит в США по приглашению президента Барака Обамы в сентябре 2015 года и снова встретился с ним во время конференции ООН по изменению климата в Париже в ноябре того же года. В конце марта 2016 года два президента имели успешную встречу во время саммита по ядерной безопасности в Вашингтоне. В сентябре они снова встретились во время саммита G20 и обязались строить новую модель отношений. МИД Китая подчеркивает, что обе страны добились устойчивого прогресса в практическом сотрудничестве в различных областях, а также поддерживают тесные контакты и координацию по основным региональным и глобальным проблемам, таким как изменение климата, корейской и иранской ядерной проблеме, по Сирии и Афганистану.
В 2015 году две страны провели совместные учения по ликвидации последствий стихийных бедствий, в январе 2016 года состоялась рабочая встреча должностных лиц министерств обороны США и КНР в Пекине, были проведены совместные военные учения на Гавайях.
Китай выразил готовность работать с новой администрацией США, чтобы следовать принципам нераспространения конфликтов и исключения противостояния.
Также в документе оговариваются отношения Пекина и Москвы, правда, не столь подробно как с США. В нем подчеркивается, что Китай и Россия являются стратегическими партнерами.
Обе стороны продолжают укреплять сотрудничество в рамках региональных многосторонних структур, защищать цели и принципы устава Организации Объединенных Наций и общепризнанных норм, регулирующих международные отношения, отстаивать достижения Второй мировой войны и международного правосудия. Китай участвовал в международных военных играх в России и Казахстане.
Врагов почти нет и все друзья
Более подробно говорится о китайско-индийских отношениях. Подчеркивается, что обе страны поставили перед собой цель налаживания более тесного партнерства. Так, президент Индии Пранаб Мукерджи посетил Китай в мае 2016 года, премьер-министр Нарендра Моди - годом ранее. Отношения между китайскими и индийскими вооруженными силами остаются стабильными, прошло 8 раундов консультаций по вопросам безопасности и шесть совместных военных антитеррористических учений. Что касается китайско-японских отношений, то, по мнению Пекина, они начали заметно улучшаться с конца 2014 года. Обе стороны возобновили прерванные контакты на уровне правительства и парламента. Были проведены три раунда политического диалога на высоком уровне. Тем не менее в Поднебесной признают, что "сложные и чувствительные факторы по-прежнему остаются в двусторонних отношениях".
"В ответ на негативные шаги Японии по историческим и морским вопросам Китай призывает Японию придерживаться принципиального соглашения о двусторонних отношениях и избегать создания препятствий на пути улучшения двусторонних отношений", - предупредила Поднебесная Страну восходящего солнца.
Останавливается Пекин и на проблеме КНДР. Подчеркивается, что Китай стремится к денуклеаризации Корейского полуострова. В январе-сентябре 2016 года Корейская Народно-Демократическая Республика провела два ядерных испытания и запустила ракеты различных типов, нарушая резолюции Совета Безопасности ООН. Китай выразил несогласие с такими действиями и поддерживает соответствующие резолюции Совета Безопасности, чтобы предотвратить дальнейшие действия Северной Кореи. В стратегии оговаривается, что Китай будет продолжать работать с международным сообществом и стремиться к денуклеаризации в Северо-Восточной Азии в целом. В то же время другие заинтересованные стороны не должны отказываться от усилий по возобновлению переговоров или от своих обязанностей по обеспечению мира и стабильности на полуострове.
Высказался МИД КНР и по вопросам противоракетной обороны (ПРО). Китай считает, что к вопросу противоракетной обороны следует относиться с осторожностью. Формирование стиля холодной войны и создания глобальных и региональных систем противоракетной обороны будет иметь пагубные последствия для стратегической стабильности и взаимного доверия, а также препятствовать развитию глобальной и региональной структуры безопасности. Пекин также выразил свои опасения относительно планов США и Южной Кореи разместить на территории последней систему ПРО. Пекин не скрывает, что такой акт может серьезно повредить безопасности Китая и других стран в регионе, и идет вразрез с усилиями по поддержанию мира и стабильности на Корейском полуострове.
Безопасность в Центральной Азии беспокоит Пекин
Оговаривает Поднебесная и свой интерес к разрешению Афганской проблемы. В стратегии подчеркивается, что Китай поддерживает мир и реконструкцию в Афганистане и надеется увидеть единый Афганистан, который стабилен и процветает в мире с соседними странами. С 2015-го Китай увеличил помощь Афганистану в поддержке национального правительства. В результате 7,8-балльного землетрясения на севере Афганистана в октябре 2015 года пострадали люди, и Китай оказывал помощь доступными средствами. Китай считает, что только всеобъемлющий процесс примирения может обеспечить окончательное решение проблемы Афганистана. Китай будет и впредь играть конструктивную роль в продвижении процесса примирения в Афганистане.
В документе также говорится об интересах Китая в ШОС, где представлен и Казахстан. Пекин напомнил, что именно благодаря его экономической мощи стало возможно создание Банка и фонда развития ШОС, была подписана Программа взаимодействия таможенных органов государств - членов ШОС на 2016-2021 годы, а также Меморандум о взаимопонимании между секретариатом ШОС и секретариатом экономической и социальной комиссии ООН для Азии и Тихого океана. Говорится и об интересе Поднебесной к инициированному Казахстаном совещанию по взаимодействию и мерам доверия в Азии. МИД КНР напомнил, что Китай активно реализует меры по укреплению доверия СВМДА, провел учредительную конференцию молодежного совета СВМДА.
Оговаривает Китай и свою помощь странам Центральной Азии в борьбе с терроризмом и наркотрафиком. Начиная с 2015 года Китай сотрудничает с целым рядом соседних стран в борьбе с терроризмом и контрабандой людей, был арестован ряд подозреваемых в терроризме, действующих в регионе. Эти усилия нанесли тяжелый удар по вовлечению людей в Исламское движение Восточного Туркестана и другие террористические организации. Китай провел двусторонние консультации по борьбе с терроризмом с США, Россией, Канадой, Великобританией, Индией, Пакистаном, Кореей и Индонезией, а также 13 межсессионное совещание по вопросам борьбы с терроризмом и транснациональной преступностью. Кроме этого, Поднебесная содействует развитию сотрудничества по борьбе с киберпреступностью. Китай, Афганистан, Пакистан и Таджикистан создали координационный механизм по сотрудничеству по борьбе с терроризмом между вооруженными силами четырех стран, направленный на координацию общих усилий в борьбе с терроризмом и совместное обучение персонала.
Аскар Муминов