В России упростят предоставление гражданства иностранцам. Правительство России уже до конца этого месяца завершит принятие Госдумой РФ изменений в Закон "О гражданстве РФ".
Наш "дружественный северный сосед" планируют существенно упростить процедуру получения гражданства РФ иностранцами, в том числе так называемыми соотечественниками из Казахстана.
Правительство готовит законодательные поправки, согласно которым иностранцам впредь не придется отказываться от имеющегося у них гражданства ради получения российского. Из Закона "О гражданстве РФ" могут также исключить требования о непрерывном проживании иностранца на территории России в течение пяти лет и о необходимости подтверждать законный источник средств к существованию.
А интрига в нашем случае заключается в том, что у граждан Казахстана согласно нашему закону не предусмотрено двойное гражданство. Таким образом, налицо юридическое противоречие должного и сущего. Абсолютно не отрицая права любого человека принять гражданство того государства, которое, по его мнению, наиболее соответствует его самоидентификации, все же стоит задуматься, к каким политическим и социально-экономическим последствиям это может привести у нас, в Казахстане?
Здесь существуют серьезные "вызовы" для нашей страны. Во-первых, разработчики данного закона признают, что заинтересованы в переезде в РФ большого числа русскоязычных граждан соседних стран, о чем сообщила начальник главного управления МВД РФ по вопросам миграции Валентина Казакова в интервью "Известиям". По ее словам, упростить процедуры приобретения российских паспортов предполагается для жителей Молдавии, Казахстана, Украины и Белоруссии. Таким образом, данный шаг прямо противоречит нашему национальному законодательству о недопустимости двойного гражданства. И граждане Казахстана, принявшие "облегченное гражданство" РФ, сохранив прежнее, напрямую нарушают наши законы, и даже более того, руководство России провоцирует процессы двойной лояльности у русскоязычной группы наших граждан, особенно в случае, если они решат находиться одновременно в подданстве двух государств на территории нашей страны. Серьезной проблемой, помимо политической, станет вопрос одновременного получения такими гражданами, причитающейся отдельным категориям положенной социальной поддержки со стороны государства в виде различных пенсий, стипендий и пособий сразу в двух странах одновременно. Кстати говоря, у нас уже был такой прецедент в отношении казахов Синьцзяна /КНР, когда уже наши "соотечественники" там пытались (сознательно или по незнанию) получать пособия двух стран, не оформляя должным образом документы о выходе из гражданства одной страны и подачи заявления на получение гражданства другой. В той ситуации китайские власти поступили достаточно жестко и принципиально. Как мы помним, эта ситуация стала предметом деятельности двусторонней консульской комиссии Республики Казахстан и Китайской Народной Республики. Но думаю, что в этот раз "казахстанско-российский кейс" – это тот случай, когда "сосать сразу двух маток" вряд ли получится! Социально-экономическая ситуация как в России, так и в Казахстане оставляет желать лучшего. И наши госорганы по понятным причинам не заинтересованы брать на себя дополнительную социальную нагрузку для госбюджетов и будут максимально щепетильны и внимательны к подобным случаям…
Другим вопросом, вызывающим тревогу, является возможное увеличение мигрантов из Казахстана в Российскую Федерацию. На сегодня, по официальным данным статистики Казахстана, из страны в 2019 году уехало 45,2 тысячи человек. При этом большая часть из них отправились в Россию (39,8 тысячи человек) и Германию (2,8 тысячи человек), тогда как приехали в страну на постоянное место жительство в том же году 12,2 тысячи человек. Отрицательное сальдо миграции в 2019 году выросло до 32,9 тысячи человек, тогда как в 2018 году оно было равно 29,1 тысячи человек. Внешний отток населения вырос на 7,8%, а приток снизился до 4,7%. Таким образом, наметившийся негативный тренд отрицательного сальдо миграции в нашей стране количественно, конечно, уменьшит наш человеческий ресурс в абсолютных цифрах, но в качественном отношении вряд ли сильно усилит социальный потенциал России, поскольку и там, и здесь имеется тренд, например, к увеличению в сегменте русского населения в целом числа людей старшего поколения, пенсионного и предпенсионного возраста, которые объективно увеличат социальную нагрузку на российское государство.
Другим, уже внутриполитическим вызовом станет то, что обострившиеся ныне вопросы поиска национальной идентичности в Казахстане станут еще острее в связи с физическим сокращением русскоязычного пространства, чем так озабочены сторонники концепта постсоветской общеказахстанской гражданской идентичности. Наглядным свидетельством социальной перспективы в этом вопросе являются переполненные классы с казахским языком обучения в наших школах и недобор на обучение на русском языке, как в школах, так и вузах. И это не "происки националистов", а объективная данность. И в этом плане российское руководство само сознательно стимулирует отток русскоязычного населения из Казахстана, в системе образования занимаясь "образовательной интервенцией", различными программами мотивируя русскоязычных получать образование в России с последующим трудоустройством и "облегченным предоставлением гражданства". Конечно, это самостоятельное право обучающихся по выбору места учебы, работы и дальнейшего места жительства. Но в этом вопросе тогда должна быть последовательная и ясная политика со стороны нашего государства по требованию однозначного выбора гражданства, без всяких допущений двойного гражданства и расплывчатой лояльности по отношению к себе.
Другим "риском", по нашему мнению, является проблема формирования русскоязычных анклавов с доминирующим числом населения с двойным гражданством и двойной политической лояльностью на территориях севера и востока Казахстана, в недавнем прошлом уже проявлявших склонность к сепаратизму. Хотелось бы верить, что это не так и украинский сценарий ДНР или ЛНР не пройдет в Казахстане, однако шаг российского руководства по "облегченной паспортизации своих диаспор и даже ирридент" на постсоветском пространстве вряд ли можно расценивать как дружественный. Последние события в Кордайском районе Жамбылской области Казахстана, в частности оторванность дунганской общины от интересов и ценностей общенациональной идентичности и создание по существу автономного "культурного островка", ясно продемонстрировали явные упущения государства в сфере воспитания и продвижения у наших граждан политики лояльности к Республике Казахстан, ее национальным символам, ценностям и национальным интересам. Полагаю, что в случае с русской диаспорой и ирридентой страны, которая является одной из цементирующих наше общественное согласие, подобной "автономизации" не случится, если, конечно, она "не поведется" на посулы Кремля об "облегченном гражданстве с двойным дном" и "гарантией защиты соотечественников", обещанных деятелями "русского мира". Подтверждением этих деструктивных посылов является демонстративный ответ без обиняков корреспонденту издания "Коммерсант" вице-спикера Госдумы Российской Федерации Петра Толстого. "Мы хотим в весеннюю сессию этот вопрос закрыть, чтобы все желающие могли стать гражданами России. А соответственно Россия что будет делать? Она будет своих граждан за-щи-щать", – подчеркнул парламентарий.
Следует особо подчеркнуть, что эти поправки в закон о гражданстве самым непосредственным образом развивают концепцию изменения российской Конституции, которую инициировал президент Владимир Путин в своем очередном Послании. Одно из предложений по изменению Основного закона гласит, что обязательное отсутствие иностранного гражданства для высших должностных лиц РФ "не распространяется на граждан Российской Федерации, ранее имевших гражданство государства, которое было принято или часть которого была принята в Российскую Федерацию". То есть из этого дополнения к Основному закону видно, что возможность присоединения новых государств или их частей к России закладывается в ее Конституцию. Но такие присоединения, как мы хорошо помним из истории, в том числе и совсем недавней, всегда оправдываются необходимостью "защиты соотечественников". Однако поскольку кто есть "соотечественник", а кто нет – вопрос дискуссионный, то на повестке дня уже защита граждан – обладателей российских паспортов, которые сохранят двойное гражданство на территории суверенного Казахстана. Горький опыт таких постсоветских стран, как Грузия, Украина, Молдова, где был реализован проект по "защите Россией своих соотечественников", должен нас многому научить…
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора