Однако, чтобы заключать безопасные и прозрачные сделки в международном поле, необходимо соблюдать правила должной осмотрительности, зачастую очень специфичные для разных стран и юрисдикций. 10 декабря эксперты в области анализа информации и международного права выступили на мастер-классе "Международные стандарты проверки иностранных контрагентов", где рассказали об особенностях и инструментах проверок иностранных контрагентов.
Казахстанский рынок активно сотрудничает со многими иностранными клиентами и поставщиками, все больше укрепляя свои позиции на международном рынке. По данным министерства индустрии и инфраструктурного развития РК, доля местного содержания в госзакупках за девять месяцев 2018 года составила 49,3%, то есть больше половины заказов государственных органов и квазигосударственного сектора выполняют иностранные поставщики.
Сотрудничество с иностранными компаниями и персонами связано с немалыми финансовыми и юридическими рисками, потому что проверить информацию о контрагенте из другой страны намного сложнее, чем об отечественном. К тому же всегда приходится подстраиваться под юрисдикции другого государства, чтобы провести качественную и законную комплаенс-процедуру. Поэтому 10 декабря все лайфхаки по этой теме раскрыли на мастер-классе "Международные стандарты проверки иностранных контрагентов".
Организаторами выступили глобальный поставщик информационных и аналитических решений для бизнеса LexisNexis и казахстанский сервис проверки контрагентов Kompra. При поддержке бюро непрерывного профессионального развития МФЦА были собраны ведущие специалисты в области риск-менеджмента, комплаенс-офицеры, сотрудники служб безопасности и юристы из крупных казахстанских компаний. На мастер-классе выступали Гандольфо Яконо, генеральный директор LexisNexis Russia & Eastern Europe, Юрий Шалаев, региональный директор по развитию LexisNexis Russia & Eastern Europe и Андрей Ёрш, опытный юрист и партнер офиса Baker McKenzie в Алматы. Они подробно расписали, какие правила и регуляции действуют в международном поле, как получать и анализировать данные не только из официальных источников, но и из СМИ, а также какая информация поможет доказать вину мошенника в суде. В этой статье мы расскажем об основных идеях и советах, озвученных нашими спикерами на мероприятии.
Получение и анализ данных
Хоть многие государства создают открытые базы данных о своих гражданах или компаниях, иностранным гражданам получить их сложно. Как объяснял Юрий Шалаев, во Франции общедоступную информацию могут получить только граждане страны. Для резидентов других стран это большое препятствие к самостоятельному поиску сведений о будущем контрагенте. Поэтому профессиональные сервисы по сбору и анализу данных работают с правительствами разных стран, чтобы официально получать доступ ко многим информационным порталам. К примеру, LexisNexis всегда начинает пополнение своих источников сведений с анализа юрисдикции конкретной страны и переговоров с правительством.
Внедрение полноценной системы Due Diligence (должная осмотрительность) происходит поэтапно. Первая ступень поиска "Идентификация" помогает находить регистрационные данные – Ф. И. О. персоны или регистрационные данные и руководство юридических лиц. Второй важный пункт в работе с международными контрагентами – "Проверка санкций и PEP-листов" для понимания, можете ли вы работать с резидентом конкретного государства. Далее идет "Верификация" – подробности о деятельности, налоговых отчислениях, судебных разбирательствах и др., анализ связей с другими контрагентами из разных стран, поиск в реестрах неблагонадежности и другие потенциальные факторы риска. Такой масштабный взгляд на действия контрагента возможен при изучении огромного количества сведений. К примеру, LexisNexis проводит поиск через 650 государственных баз данных по всему миру. Kompra же сейчас уже ввела проверку по российским компаниям и работает над центральноазиатской интеграцией.
Также LexisNexis занимается мониторингов СМИ – поиском постов, новостей и прошедших событий с участием конкретной компании или персоны. Эти данные применяются для анализа потенциальных рисков. В средствах массовой информации по названию компании, имени руководителя и другим реквизитам можно найти прошлые громкие скандалы, судебные дела, запреты и прочие сигналы для комплаенс-офицеров. Еще одно удобство использование сервисов – готовый перевод зарубежных медиа-материалов с других языков на удобный для вашей компании. Как верно подметили слушатели, информация из СМИ – не всегда это 100% "красный флажок" и повод сразу же сказать "нет" контрагенту, однако руководство всегда должно учитывать эти данные как повод насторожиться.
Цена и ценность комплаенс-процедур
"Несоблюдение комплаенс-процедур обходится в три раза дороже, чем автоматизированная программа управления рисками", – говорит Гандольфо Яконо. Ущерб, международные суды, перелеты и прочие издержки, не говоря уже о риске не добиться компенсации – дорогая цена за непредусмотрительность. Даже если введение комплаенс-систем обходится дорого, предотвратить ущерб все же куда проще и дешевле, чем полагаться на удачу.
В мировой практике самый дорогой штраф, 1,78 млрд долларов, платила бразильская компания Petrobras, замешанная в крупном международном коррупционном скандале. Один из последних скандалов в Узбекистане обязал многих сотовых операторов выплатить штрафы более 700 миллионов долларов. Но добиваться справедливости пострадавшим сторонам приходилось долгие годы через множество судебных органов в нескольких странах. И все же успешных случаев не так много, и часто попытки возместить ущерб остаются безуспешными.
Главная проблема таких скандалов – отсутствие своевременной проверки контрагентов. В подавляющем большинстве случаев сбор данных о компании или персоне, чтение прошлых публикаций и анализ аффилированности с другими участниками рынка поможет понять, перспективно ли будущее сотрудничество или какие проблемы могут быть с потенциальным контрагентом. К примеру, если огромная корпорация, сотрудничающая с клиентами по всему миру, указывает единственным учредителем пожилого человека из неизвестной глубинки, вы имеете полное право запросить полные данные о таких странностях у контрагента. Резкие скачки налоговых отчислений, различие официальной и фактической страны резидентства, большие активы в неизвестных банках и прочие подозрительные "Красные флажки" – возможность избежать сотрудничества с офшорной конторой или другой мошеннической организацией благодаря глубокому поиску и переработке данных о потенциальном партнере или поставщике из зарубежья.
Международные стандарты и локальные юрисдикции
Открытые и актуальные данные помогут вам не только для предотвращения мошенничества или убытков. Даже если потери уже произошли, судебное разбирательство будет требовать от вас отчет по комплаенс-процедурам, которые вы проводили, и доказательства
Во многих странах действует закон о должной осмотрительности в бизнесе. Согласно этим правилам, при заключении любой сделки контрагент должен быть проверен. Отсутствие проверки может означать, что соглашение с неблагонадежной компанией или персоной было заключено по какому-либо замыслу или с целью получить незаконную выгоду. За это даже иностранная компания может облагаться штрафом налоговых органов. И наоборот, показывая результаты проверки, вы доказываете, что на момент подписания контрагент не был потенциально опасным, а преступление стало итогом нарушения договорных обязательств с его стороны. В международных масштабах это значительно облегчает ведения следствия против недобросовестных партнеров.
Также важно помнить, что любой суд выносит решения, опираясь на достоверную и доказанную информацию. Для этого комплаенс-офицеры используют сервисы по сбору открытых данных, либо же запрашивают закрытые данные у самих контрагентов под письменное соглашение. Поэтому, даже если вы найдете закрытые данные неблагонадежной компании, скорее всего, не сможете воспользоваться ими на суде для возмещения ущерба. К такой незаконно полученной информации относятся и сведения, полученные из хакерских атак, и утечки данных вроде Панамских листов, и т. д. Поэтому запрашивать закрытые данные у систем по предотвращению рисков смысла нет. Они действуют только законными путями, получая разрешение от правительств пополнять свои базы данных открытой информацией. По этому принципу строится работа всех сервисов проверки благонадежности, потому что данные, полученные из этих источников, всегда должны быть достаточным основанием, чтобы согласиться или отказаться от работы с конкретным контрагентом или чтобы принести их как доказательства в суд.
Как всегда, окончательное решение в вопросе сотрудничества с любым контрагентом остается за руководством компании. Более того, невозможно сказать ничего наверняка без профессиональной юридической оценки. Однако тщательный сбор и анализ данных об иностранных контрагентах поможет не только избежать возможного риска финансовых потерь, но и всегда доказать, чем фирма руководствовалась при выборе клиента или поставщика.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора