Данная памятная дата была учреждена в 1997 году указом президента Казахстана. Это событие знаменует собой одно из знаковых мероприятий по объективному пониманию нашей национальной истории, полной как побед, так и поражений. О значении данной даты сегодня, ее идеологическом наполнении в условиях современных информационных гибридных войн, в ситуации турбулентности международных отношений мы поговорили с политическим аналитиком Айдаром Амребаевым.
На самом деле наш народ пережил драматичнейший период своей истории в ХХ веке. Это связано с советским периодом. В нем были, как вы сказали, и победы, и поражения, огромные человеческие жертвы, о которых нельзя забывать. Не случайно в целях объективной оценки событий того непростого времени в Казахстане указом президента Казахстана Касым-Жомарта Кемелевича Токаева от 24 ноября 2020 года была создана Государственная комиссия по полной реабилитации жертв политических репрессий, созданы проектный офис и региональные комиссии. К сожалению, прежние усилия по реабилитации жертв политических репрессий и голода 1931-1933 годов, которые осуществлялись в начале обретения Казахстаном независимости, оказались недостаточными и неполными в силу идеологической конъюнктуры того времени и закрытости архивных данных. Настоящая деятельность комиссии призвана восполнить этот пробел нашей отечественной истории. Впоследствии, я думаю, также будут даны и соответствующие объективные идеологические оценки тех трагических событий.
Я считаю, что история не может быть выкрашена только в радужные цвета или только мрачные краски. Одновременно с этим также важно понимать, как показывают события последнего времени, то, что история не может и не должна стать инструментом манипуляции общественным сознанием и идеологических провокаций. Например, сегодня мы стали объектом беспрецедентной гибридной войны извне со стороны целого ряда недобросовестных политиков разного калибра, бессовестных "говорящих голов", которые пытаются оболванивать сознание нашего народа и, что особенно опасно, "промыть мозги" новому поколению нашей страны. Речь идет об абсолютно беспринципных и агрессивных суждениях тех же Соловьевых, Симоньян-Кеосаянов, которые ставят цель навязать свою безответственную "повестку дня" нашему суверенному государству, ввести раскол в традиционно дружеские отношения между нашими странами и народами. Ведь на деле и Россия, и Казахстан, и та же Украина пережили страшную трагедию советского репрессивного режима, следствием действий которого стали миллионы людских жизней, исковерканных человеческих судеб. Если вспомнить историю первых лет установления советской власти в регионе, то необходимо дать серьезную и объективную оценку ликвидации таких суверенных государственных образований, как Алашская автономия, Туркестанская автономия, Бухарская, Хорезмская республики и многие другие, уничтоженные в тот непростой период истории. Фактически речь шла об игнорировании бывшими колониальными властями желания народов к национальному самоопределению и свободе государственного строительства. Если сравнивать позицию Британской империи к своим колониям, таким, например, как Индия, то Российская, а вслед за ней и большевистская империя относилась к инородцам с особой жестокостью, не признавая за ними права на национальное волеизъявление. Была создана эффективная "машина репрессий" и, как сегодня модно говорить, "денацификации"... За годы репрессий в созданные на территории Казахстана лагеря было сослано свыше 5 млн человек. В республике в период с 1921 по 1954 год было осуждено 100 тыс. человек, а 25 тыс. из них были приговорены к высшей мере наказания – расстрелу. За 33 года, с 1920-го по 1953-й, около 110 тыс. человек были подвергнуты политическим репрессиям, около 18 процентов всей казахстанской партийной организации были объявлены врагами народа. В пик размаха репрессий в 1937 году в Казахстане количество арестованных достигло 105 тысяч человек, из которых порядка 22 тысяч были приговорены к расстрелу. Во время искусственно созданного голода погибло больше трети тогдашнего населения этой обширной территории Великой степи. В Казахстан были сосланы представители целого ряда народов, заподозренных в нелояльности к власти и нашедших здесь свою новую родину. До сих пор закрытыми остаются сведения о погибших, пропавших без вести и целенаправленно отправленных на войну без должного вооружения и экипировки воинах Казахстана во Второй мировой войне. Таковы "репрессированные истории" кавалерийской дивизии под Харьковом из нашего региона и так называемого Туркестанского легиона… Только сейчас вскрываются данные о прошедших 397 массовых крестьянских выступлениях, в том числе 25 вооруженных выступлениях, в которых участвовало около 80 тысяч человек в период с 1929 по 1931 год на территории Казахстана…
Я полагаю, что в результате внимательного и объективного расследования событий тех лет должна быть поставлена окончательная и жирная точка под этим тяжелым периодом нашей общей истории. Ни о какой реабилитации сталинского режима, символов и ценностей бесчеловечной и антинародной системы того времени не может быть и речи. Несмотря на то, что она оправдывалась красивыми лозунгами свободы, равенства и братства, так называемого пролетарского интернационализма или социальной справедливости, она по сути своей ущемляла индивидуальную свободу человека, формировала искусственные нарративы приоритета коллективных классовых интересов над личностью и интересами наций, более того, завуалированно, под флагом интернационализма размывались естественные устремления народов к развитию своей национальной идентичности, культуры, языка, исключалась возможность свободы вероисповедания и собственного государственного строительства. Именно отсутствие этих свобод и возможности их институционального социального проявления в различных форматах, например, права альтернативной политической и общественной активности, стало одним из духовных оснований крушения советского государства, построенного на искусственных и ложных ценностных основаниях. Напомню, что впервые о жертвах политических репрессий в полном объеме заговорило еще в СССР в 70-е годы советское диссидентское движение. 30 октября 1974 года по инициативе диссидентов Кронида Любарского, Алексея Мурженко и других узников мордовских и пермских лагерей был впервые отмечен "День политзаключенного" совместной голодовкой и выдвижением ряда политических требований. Широко известна правозащитная деятельность Хельсинкской группы под руководством академика А. Д. Сахарова. Вследствие этого ежегодно 30 октября проходили голодовки политзаключенных, а с 1987 года — демонстрации в Москве, Ленинграде, Львове, Тбилиси и других городах. Например, 30 октября 1989 года около 3 тысяч человек со свечами в руках образовали "живую цепь" вокруг здания КГБ СССР. После того как они отправились оттуда на Пушкинскую площадь с целью проведения митинга, они были разогнаны ОМОНом. С тех пор в России этот день отмечается как День памяти жертв политических репрессий.
В Казахстане День памяти политических репрессий отмечается 31 мая. Как известно, Казахстан оказался местом ссылки политзаключенных и многих подвергшихся репрессиям народов СССР. На территории нашей страны располагались многочисленные концентрационные лагеря, а сам народ неоднократно подвергался геноциду различными способами, в числе которых искусственно созданный голод, насильственная седентаризация, уничтожение национальной интеллигенции и кадров управленческой элиты, неоднократное изменение алфавита казахского языка в целях уничтожения культурной памяти народа, загрязнение территории республики ядерными и прочими вредными технологическими отходами, создание военных полигонов с непредсказуемыми последствиями для мирного населения. Намеренным искажениям подверглась национальная история и духовная культура, этический код нации. В результате всех этих манипуляций общественное сознание нашего народа стало, по-истине, травмированным. Поэтому я могу сказать, что сегодня мы имеем дело с репрессированным общественным сознанием с искаженными ценностями. Мы живем в плену "чужих смыслов и умираем чужой смертью". К сожалению, до сих пор не преодолен "колониальный синдром", который не позволяет в полной мере нам состояться подлинно свободным народом. Существует целый ряд тем современной истории новейшего времени, требующие объективного подхода, среди которых декабрьские события 1986 года, жанаозенские события 2010 года, кордайские события 2020 года, январские события 2022 года и другие, которые подвергли серьезным испытаниям нашу национальную государственность на новом этапе.
Несмотря на неоднократные попытки осуществить модернизацию национального сознания, мы все еще стоим перед задачей созидания собственных гуманистических ценностей, смыслов и целей развития, своей национальной матрицы восприятия мира, собственной информационной и мировоззренческой повестки дня. Драматичным для нашей культуры стали сознательные репрессии в отношении интеллектуальной традиции, системы мультикультурного образования и воспитания подрастающего поколения.
И теперь, когда мы говорим о "новом Казахстане", речь должна идти о воссоздании, возрождении подлинного культурного, гуманистического облика нашего полиэтничного народа, создания взаимоуважительной и патриотичной системы национального мировоззрения. Считаю, что идеологема "справедливого Казахстана", которая лежит в основе государственной концепции "второй республики", должна включать в себя справедливое и объективное видение не только нашей национальной истории, но и проектирования социального будущего нашего общества в интересах всего народа.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора