Спрос и предложение: как инфраструктуру для самокатов сделать удобной для жителей Астаны и Алматы

Популярность электросамокатов в Астане и Алматы ежегодно растет. Казахстанцы активно пользуются средствами индивидуальной мобильности, несмотря на то, что сегодня инфраструктура для микромобильности еще не в полной мере отвечает запросам горожан. 

Спрос и предложение: как инфраструктуру для самокатов сделать удобной для жителей Астаны и Алматы

В Казахстане растет популярность микромобильного транспорта — транспорта последней мили. В Алматы самокаты помогают объезжать пробки на дорогах, а в Астане — преодолевать большие расстояния просторного нового города. Например, на самокате удобно добраться от дома до транспортной развязки или от метро, автобуса до офиса. Кроме того, микромобильный транспорт помогает реализовать концепцию 15-минутного города — города, в котором до важнейших инфраструктурных объектов (магазинов, поликлиник, парков) можно добраться за 15 минут.

Продолжительность и география поездок на СИМ демонстрируют, что самокаты уже давно превратились из развлечения в современный городской транспорт. Число поездок на самокатах в Алматы и Астане устойчиво растет — растет и потребность в развитии инфраструктуры. При этом текущая инфраструктура для СИМ в Алматы и Астане существенно различается.

 Согласно мнению урбанистов, в Алматы уже созданы привлекательные условия для велосипедов и самокатов. Особенно СИМ востребованы в центре города, где проходит много велодорожек и велополос, а общественный транспорт достаточно загружен. В данных условиях многим горожанам удобнее не подстраиваться под расписание и маршруты автобусов и метро, а арендовать ближайший электросамокат. Таким образом из точки А в точку Б можно добраться максимально быстро и комфортно. Самые популярные улицы среди самокатчиков в Алматы — проспект Абая, улицы Тимирязева и Шевченко, которые образуют магистрали в центре города и ведут в спальные районы.

Улица Толе-би в Алматы также идёт из центра на запад, но ее самокатчики выбирают для маршрутов значительно реже. На ней нет выделенной для СИМ зоны или полосы, что неудобно для пользователей кикшеринговых сервисов. Как правило, они активнее используют самокаты там, где для них уже созданы условия: они предпочитают более длинный маршрут, но с комфортной инфраструктурой. Это означает, что жители на самокате готовы проехать немного большее расстояние, но по велодорожке, если она есть.  

В Астане инфраструктура для микромобильного транспорта иная: она тоже развивается, но сейчас количество велодорожек в столице не соотносится с реальными потребностями жителей. Среди самых популярных магистралей для самокатчиков — центральные улицы: Туркестан, Туран, проспекты Республики. По всем перечисленным улицам проходят велодорожки. Минусом инфраструктуры в Астане является то, что многие велодорожки расположены внутри парков и подходят больше для прогулок, нежели для решения транспортных задач. Кроме того, существует проблема связанности велопутей. Так, менее половины велодорожек составляют единую сеть, позволяющую пользователю СИМ добраться до нужной точки, не выезжая на тротуар или проезжую часть. В Алматы, напротив, велополосы и велодорожки образовывают сеть и позволяют непрерывно двигаться самокату и велосипеду по выделенным путям. 

Чтобы инфраструктура для электросамокатовбыла удобна и актуальна и способствовала повышению уровня безопасности на дорогах, она должна развиваться с учётом аналитики данных. Такие данные собираются и обрабатываются шеринговыми компаниями. Аналитики сервиса Whoosh на основе данных создают тепловые карты — это удобный способ визуализации данных, который позволяет анализировать направления движения пользователей и концентрацию поездок в каждой точке города. Тепловые карты показывают, где горожане чаще всего передвигаются на электросамокатах, а если их сопоставить с существующей велоинфраструктурой, можно определить, где она нуждается в доработке.

Согласно тепловым картам Whoosh в городах Казахстана, существующие велодорожки не всегда совпадают с действительными путями, по которым чаще всего передвигаются пользователи СИМ в Алматы и Астане. Нехватка велодорожек ощущается в обоих городах: зачастую самокатчики вынуждены ехать по тротуару или по краю проезжей части.

Главная задача инфраструктуры — развести потоки, которые движутся с разной скоростью, сделать так, чтобы пешеходы двигались в одном потоке, самокаты и велосипеды — во втором, автомобили — в третьем. Сейчас велодорожек в Казахстане объективно не хватает. 30 августа в Казахстане вступит в силу закон “О дорожном движении”, который вводит ограничение на передвижение на самокатах по тротуару или пешеходной дорожке. Так, скорость самоката в данных зонах не должна превышать 6 км/ч. Эта скорость ниже скорости бегущего человека, и на ней пользователю сложно удерживать баланс. К тому же это ограничение сводит на нет основное преимущество электросамоката как транспорта. В отсутствие велоинфраструктуры на пути следования самокатчик поедет по проезжей части или обочине, что небезопасно как для него самого, так и для водителей более крупного транспорта, на которых ляжет ответственность за ДТП. Для самокатов и велосипедов необходимо создать собственное безопасное и легальное пространство. Велодорожки являются самым комфортным местом для электросамокатов, а потребность в развитии велоинфраструктуры в Алматы и Астане со вступлением нового закона в силу возрастет.

Сопоставление тепловых карт кикшеринговых сервисов и существующих велодорожек помогает понять реальные запросы и потребности пользователей микромобильного транспорта. Эти данные могут помочь в проектировании действительно актуальной велоинфраструктуры. Данными тепловых карт шеринговые компании готовы делиться с городскими администрациями.

Практика показывает, что в средне- и долгосрочной перспективе развитие безрабьерной инфраструктуры для микромобильности является наиболее эффективным вложением в безопасность. Там, где активно развивается микромобильная инфраструктура: создается разветвленная сеть велодорожек, адаптируются ПДД, — уровень безопасности на дорогах заметно повышается. Люди начинают ездить по специально отведенной зоне вместо тротуаров и проезжей части: при движении по велополосе риск травм снижается на 34%. Выделенные полосы, ограждения, съезды/въезды и пересечения формируют безопасную среду, где у каждого есть свое место, а правила комфортного сосуществования понятны всем.

Фото: inbusiness.kz

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться