В какой поддержке нуждается бизнес в затянувшемся коронакризисе

Бизнес не успел оправиться от последствий весеннего ЧП, но вынужден принимать новый ковидный удар.

В какой поддержке нуждается бизнес в затянувшемся коронакризисе

При первом локдауне ряд наших предложений по мерам помощи государство поддержало, но открытые вопросы все же остались.

Так, до 1 июня текущего года для субъектов предпринимательства действовала отсрочка по уплате налогов и социальных платежей. Также был приостановлен налоговый контроль. Однако в настоящий момент актуализировалась проблема фактического отсутствия денег у мелких предпринимателей для уплаты накопившихся за время отсрочки налогов и соцплатежей, так как в коронакризис их обороты рухнули. По этому вопросу к нам продолжают поступать обращения.

Кроме того, индивидуальные предприниматели столкнулись с блокировкой их банковских счетов. Они просто не могут снять деньги со счета. Учитывая сложившуюся ситуацию, необходимо приостановить меры принудительного взыскания, принимаемые налоговыми органами, до момента полного урегулирования ситуации по коронавирусу, а также предусмотреть дополнительную отсрочку для субъектов МСБ по аналогии с ранее проведенной.

Принимая во внимание, что субъекты крупного бизнеса также несут налоговые обязательства в ограниченных финансовых условиях, для них необходимо предусмотреть облегченный вариант отсрочки или рассрочки.

Появились вопросы и по поддержке сельхозпроизводителей. Постановлением правительства от 20 марта производителей сельхозпродукции освободили от земельного налога по землям сельхозназначения. Но в настоящее время существенная часть земель сельхозназначения находится в аренде. А за пользование такими земельными участками плата осталась, соответственно, фискальная нагрузка не поменялась.

За весь период ЧП мы добились отсрочки оплаты коммунальных платежей для 2157 предпринимателей на 951 млн тенге. И здесь монополистов следует поблагодарить, что пошли навстречу бизнесу. Конечно, не всегда удается найти общий язык с монополистами, особенно учитывая, что зачастую последние и сами находятся в незавидном экономическом положении. Вопросы отсрочки оплаты коммунальных платежей и освобождения от штрафных санкций остаются актуальными до сих пор.

Финансовые трудности представители бизнес-сообщества испытывают и по части аренды производственных помещений, офисов, складов, бутиков в зданиях государственных учреждений, где почти все сотрудники переведены на дистанционную работу и доступ в здание посторонним лицам запрещен. Предприниматели были освобождены от оплаты аренды госимущества на три месяца, но, как видим, для многих арендаторов нужно пролонгировать так называемые каникулы. Мы предлагаем продлить обнуление арендных платежей арендаторам государственного имущества и имущества субъектов квазигосударственного сектора до конца 2020 года. Думаю, освободив только пострадавшие отрасли от оплаты аренды, государство не сильно потеряет, а помощь бизнесу будет колоссальная.

Как и в период ЧП, на наших площадках будут продолжать действовать специальные согласительные комиссии, на которых мы стараемся найти выход из тупиковых ситуаций между арендаторами и арендодателями. Арендодатель ведь тоже имеет какие-то обязательства (кредиты, коммунальные услуги, налоги, работники, обязательства перед третьими лицами). Это тоже бизнес. Как бы то ни было, мы в таких случаях не остаемся в стороне. Даже скидки в 50% или отсрочки оплаты арендных платежей могут оказаться достаточными для арендатора.

Нужна помощь также по аренде коммерческой недвижимости. Если в случае с арендой госимущества государство может волевым решением протянуть руку арендаторам, то все намного сложнее, когда есть проблема между двумя предпринимателями. Зачастую оба нуждаются в государственной поддержке – как арендатор, так и арендодатель.

Также необходимо расширить перечень участников программы "Экономика простых вещей". Доступ к ней нужно открыть для предпринимателей сферы торговли. Чтобы помочь отечественным производителям со сбытом продукции, а с этим не редко возникают сложности, необходимо стимулировать предпринимателей, которые осуществляют реализацию казахстанских товаров, субсидиями. В противном случае аналогичные товары будут импортироваться.

"Экономика простых вещей" (ЭПВ) не позволяет финансировать предпринимателей, которые запустились и реализовались как инвестиционный проект, но испытывают трудности в процессе производства. Для повышения доступности программы льготного кредитования бизнеса (ЭПВ) просим включить 100%-ное пополнение оборотных средств на все направления, без ограничения источников финансирования, либо вернуть действующую до 1 января текущего года редакцию по 100% ПОС без ограничений по производству в АПК.

Необходимо включить механизм рефинансирования ранее выданных кредитов. Последний опрос субъектов бизнеса в июле текущего года, в котором приняло участие более 26 тысяч предпринимателей с целью оценки последствия COVID-19 и карантинных мер на ведение бизнеса, доказывает это. 22% предпринимателей, имеющих кредиты, не имеют средств для обслуживания своих займов. Следовательно, такие предприниматели нуждаются в рефинансировании. Кроме того, каждый пятый предприниматель (19%) отметил существенное сокращение спроса и сбыта.  

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться