Первая кофейня "Мадлен" начала работать в 1997 году в Шымкенте. Теперь число кофеен-кондитерских дошло до 17, и они расположены также в Таразе, Алматы и Астане. Ранее компания развивалась только на собственные средства, но теперь намерена увеличить продажи за счет использования франчайзинга. Об этом в интервью abctv.kz рассказала директор ТОО "Sweet Ideas" (дочерняя компания ТОО "Мадлен-KZ), которая занимается дистрибуцией продукции "Мадлен", Нелли Шарыгина.
- Компания начала работать в Шымкенте. В самом Шымкенте рынок уже исчерпан или есть возможности для роста бизнеса?
- Возможности роста компании есть. На данный момент в Шымкенте у нас 10 торговых точек, но при этом всем мы в этом месяце открываем еще одну торговую точку и планируем, как минимум, еще 3-4 открыть в городе.
- То есть город растет…
- Растет безусловно.
- Потребительские предпочтения меняются…
- Потребительские предпочтения не то что меняются – люди с годами в большей степени доверяют уже какому-то признанному производителю, которого они уже много лет доверяют. Естественно спрос в этом плане на качественную натуральную продукцию растет.
- На сколько подорожала после девальвации продукция?
- Мы не можем не поднимать цены на продукцию, поскольку мы зависим и от поставщика. А поставщик с завидной постоянностью поднимает цены. Элементарный пример – у нас кондитерское производство и в большую часть этого производства входит такой ингредиент как сахар, который за последний год подорожал со 170 до 250 тенге за кг. Мы не можем держать цены на прежнем уровне, потому что себестоимость продукции резко возросла за счет подорожавших ингредиентов. Все подорожало: мука, яйца, сахар. Какао добавляется в продукцию, но в меньшей степени.
- Вы подняли цены на столько же, как и поднялись цены на закупаемые ингредиенты или меньше?
- Нет, мы поднялись меньше. Что мы сделали? Те позиции, которые поднялись ровно на столько же сколько и сырьевая база, мы сняли с производства. Если нет альтернативы на замещение ингредиентов, то мы снимаем с производства, чтобы не было резкого увеличения реализационной цены. Если есть продукт, который может в качестве альтернативы заменить подорожавшее сырье, то мы исходим из этого. В частности, есть позиции в нашем сырьевом списке как джем и повидло иностранного производства, отпускная цена на которые подорожала по сравнению с прошлым годом на 80%. Чтобы не увеличивать себестоимость своего продукта в таких же пропорциях мы начали постепенно варить джемы сами.
- Из фруктово-ягодной продукции, которая растет на юге Казахстана?
- Да. Государство активно вкладывалось в агропромышленный комплекс. Мы стали закупать яблоки, урюк, абрикосы и варить собственные джемы, то есть стали поставщиками сырья для себя. Таким образом мы выходим из положения, чтобы не поднимать цены. Потом очень большой плюс в том, что наш продукт стал полностью натуральным. Если раньше джемы и повидло, которое входило в состав нашего продукта, были иностранного производства, завезенные, условно, из Греции, Италии и России, то, вы понимаете, что для увеличения срока годности есть определенные добавки. Они увеличивают срок годности, но негативно влияют на качество товара в целом и в итоге на здоровье человека. Мы таким образом, изготовив джемы и повидло самостоятельно, вышли из этой ситуации.
- Сколько всего точек работает по городам Казахстана?
- 17. Мы представлены в 4 городах Казахстана: Астана, Алматы, Тараз и Шымкент. Большая часть конечно в Шымкенте. Есть одна торговая точка в Таразе, одна в Алматы, 3 торговые точки в Астане, и мы не хотим на этом останавливаться.
- Те кондитерские или магазины, которые вы открываете, они располагаются в собственном помещении или в арендуемом помещении?
- Нет. Развитие компании началось в Шымкенте и основная масса торговых точек в родном городе - это собственные помещения.
- Это достаточно дорогой путь развития и требует больших инвестиций…
- Безусловно, открытие торговой точки - это большие инвестиции. Это немалые деньги, но при этом всем бизнес прибыльный и бизнес окупается. Иначе мы не росли бы и не развивались дальше. Со временем мы приняли решение, что необязательно покупать помещение. В частности, Тараз, некоторые торговые точки в Астане и Алматы - это арендованные точки. И в Шымкенте есть торговые точки, которые открываются на арендной основе. В принципе это легко. Самое главное – это грамотно заключать договора аренды, предусмотрев все аспекты и нюансы. Нет уже смысла вкладываться в недвижимость.
- По крайней мере, сейчас…
- Да. Вы правы.
- Какова доля собственных зданий/помещений и арендованных?
- На данный момент с учетом открытия торговых точек в этом году наверно уже 60% арендованных, 40% собственных.
- Когда вы начали предлагать франшизу?
- Мы предлагаем наш бренд как франчайзинговую компанию и этим мы начали заниматься в прошлом году. Создали пакет, разработали с помощью специалистов документацию и уже готовы открыть торговую точку в любом городе, имея огромный опыт работы, открытия торговых точек. Набив, так сказать шишки, мы можем поделиться этим опытом с начинающими предпринимателями, которые хотят открыть кофейню. Причем кофейню не обязательно в широком формате с большим количеством посадочных мест. Это может быть просто небольшой candy-room площадью порядка 100 квадратных метров – небольшой магазинчик с кондитерскими изделиями, кофе на вынос и так далее. Такой формат у нас тоже есть, и мы предлагаем его.
- Сколько вы на данный момент уже нашли франчайзи, взявших или готовых взять франшизу?
- Так как мы сравнительно недавно начали этим заниматься, то на данный момент несколько франчайзи рассматривают предложение. Контракты еще не заключены и торговые точки не открыты, но порядка 6 человек рассматривают коммерческое предложение в разных городах Казахстана. Это Актобе, Атырау, Костанай, Алматы, Караганда. Активно в этом плане работает Актобе и, возможно, это будет первая ласточка.
- Каковы условия по франшизе: единовременный паушальный взнос, роялти. Градация идет по размеру помещения или формату?
- Идет градация по формату. И паушальный взнос, и роялти – все зависит от формата открытия заведения. Полноценная кофейня – это одни цифры, а небольшой магазинчик с кофе на вынос – это другие цифры. Есть формат фудкорта, есть формат автолавки. Цифры различные и по паушальному взносу, и по роялти.
- А вилка какая?
- Паушальный взнос от 10 тыс. долларов и выше, а роялти от 500 тыс. тенге ежемесячно и выше в зависимости от формата.
- Роялти надо платить после определенного периода?
- Безусловно. Есть такой адаптационный период – момент открытия, запуска, раскачки. Льготный период предусмотрен.
- Вы ищете тех, кто уже занимался общепитом, реализацией кондитерских изделий или работал в кофейнях?
- Нет. Для нас это не имеет значения, и мы не делаем на этом акценты. Даже будет лучше, если человек никогда не занимался общественным питанием. Поскольку у него, как говорится, чистая голова и не замыленный взгляд. И лучше мы ему расскажем о своих ошибках и шишках, чтобы он этого не делал, нежели потом может найти коса на камень с человеком, у которого нет опыта.
- Вы финансировали расширение сети из собственных средств?
- Собственных. Мы не обращались ни к кредитам, ни к деньгам государства – это всегда были собственные средства, то есть выручка от одной точки шла на открытие и развитие другой торговой точки.
- В Астане много кофеен. Понятно, там большая маржинальность, но с другой стороны приход новых игроков ведет к резкому усилению конкуренции. Как вы справляетесь с конкуренцией?
- Я думаю, что человек всегда выбирает то, что ему по душе. Мы не боремся с конкурентами. Мы просто признаем их и стараемся делать свою работу на высшем уровне, не обманывая и не предавая своих клиентов. А они это чувствуют. Не все предприниматели это понимают, но клиенты это чувствуют и в большей степени нам доверяют. Нам очень сложно было открывать кофейню в Астане, потому что конкуренция здесь безусловно бешенная и имя "Мадлен" никому ни о чем не говорило в отличие от Шымкента. В Шымкенте достаточно сказать, что это кофейня "Мадлен" и все знают, что это, кто это и где это находится. В Астане эта фишка не работала, и мы начали здесь с нуля, передавая свою любовь, свою заботу, свои теплые отношения с клиентами из Шымкента.
- Что касается продаж – вырастут ли они в этом году и на сколько?
- Безусловно. Мы и работаем, чтобы увеличивались объемы продаж и нацелены именно на это. Мы работаем, привлекая новых специалистов, открывая новые торговые точки. Мы хотели бы ввести абсолютно новый продукт для рынка Казахстана.
- А в цифрах это сколько составит?
- Я затрудняюсь вам сказать поскольку проект новый и мы только цифры просчитываем. В следующем году хотелось бы, чтобы прирост как минимум 20% был, но все будет зависеть от реальной картины жизни.
- В этом году рост есть по сравнению с прошлым годом? Какие прогнозы по итогам этого года?
- В этом году сложновато было с реализацией. Есть прирост и он небольшой – порядка 7% всего лишь. Это небольшие показатели, но мы в этом году немножко в другом направлении двигались.
- Это рост в деньгах или в физическом объеме проданной продукции?
- В деньгах.
- Сумму можете назвать?
- Нет, суммы называть не буду, поскольку есть понятие коммерческая тайна, но объемы продаж выросли за счет ввода новых позиций. Это подстегивает интерес потребителя и заставляет его приобретать какие-то новинки и так далее. И за счет открытия новых точек. Это два фактора, которые в этом году повлияли на прирост. На самом деле мы ожидали в этом году большего. На следующий год закладываем 20%, но делаем акцент на новом направлении – дистрибуции.
- То есть это продажи вашей продукции…
- Оптовикам в другие города. Это и есть основной фактор, закладывая прирост продаж. Естественно, также новинки и открытие новых точек.
- То есть как кондитерская фабрика вырабатывать продукцию и потом реализовывать в других городах за счет того, что бренд уже известен. Там подразумеваются поставки в Россию или Кыргызстан?
- Хотелось бы.
- Реализацию франшизы вы рассматриваете по Казахстану или в другие страны тоже?
- Возможность в других странах нам тоже интересна. Более того, поступал запрос из Оренбурга, Россия, на открытие торговой точки в этом городе. Я отправила коммерческое предложение людям, и они в данный момент его рассматривают. Мы абсолютно открыты для любого предпринимателя, для любого желающего открыть точку "Мадлен" и готовы поделиться своим опытом и навыками. Территориальных ограничений нет.
- Туда вы будете заходить только по франшизе или сами?
- Самим очень сложно. Мы будем по франшизе работать, потому что сейчас приоритеты по-другому расставили. На данный момент открывать торговые точки маленького формата, такие как кофейни, кофе на вынос и маленький магазинчик, мы будем, а большого формата кофейни мы полностью отдали на франчайзинг, чтобы франчайзи двигались в этом направлении. А мы хотим развивать производство и двигаться в направлении дистрибуции. Это тоже довольно прибыльный бизнес.
- Когда бизнес вырастает до определенного размера, то некоторые идут на такой вариант как выпуск акций, то есть IPO. Такой вариант не рассматривали? То есть поделиться долей в бизнесе, пригласив инвесторов?
- Нет.
- Вы больше видите себя как семейный бизнес?
- Мы видим больше как семейный бизнес. Возможно, когда мы расширим производство, увеличим объемы и товарооборот, мы когда-нибудь к этому придем. Но на данный момент - это семейный бизнес.
Жанболат Мамышев